"Математическое путешествие"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Лагунова Анастасия Андреевна

В данном материале представлен конструкт занятия по формированию математического мышления у старших дошкольников "Математическое путешествие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_matematicheskoe_puteshestvie.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности

Тема

Математическое путешествие

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст, 6-7 лет

Направление развития (образовательная область)

Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей

«Социализация», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Виды детской деятельности

Слушание художественной литературы, игровая деятельность, конструирование, коммуникация.

Краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей

Возраст пяти лет — последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и др. — и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе и в самосознании, и в самооценке. Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребенка: целью последней становится не изменение внешних, окружающих ребенка предметов, а овладение собственным поведением.

В этом возрасте ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
  • Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
  • Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
  • Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

Принципы реализации

1)Проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6)Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7)Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Цель

Создание условий для закрепления знаний детей о геометрических фигурах.

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • закрепление умения считать до 10;
  • формирование умения находить соответствие форм предметов с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • закреплять представление детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  • закреплять умение различать предметы по величине «большой-маленький».
  • развивать мыслительные процессы, речь, мелкую моторику рук.

  • воспитание умения работать как самостоятельно, так и в группе сверстников;
  • воспитывать навыки культуры поведения при выполнении учебных задач усидчивость.

Формируемые целевые ориентиры

  • Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
  • Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
  • Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
  • Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Методы и формы организации совместной деятельности педагога и детей, технологии

Формы организации: фронтальная, микро группы по 4-5 человек, индивидуальная работа.

Средства, которые использует педагог

ИКТ, интерактивный комплекс.

Оборудование

Ковер-самолет с изображением геометрических фигур, листочки-геометрические фигуры, корзинки, кочки для болота.

Раздаточный материал: Листы А4 с изображением геометрических фигур(квадрат, прямоугольник, треугольник, круг)

Содержание

1 этап. Организационный.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель начинает беседу с детьми у входа в группу:

Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать?

Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Все правильно. Но наше путешествие сказочное. Мы отправимся в «Страну геометрию», в этой стране живут геометрические фигуры. А полетим мы на ковре – самолёте.

Воспитатель- На какую геометрическую фигуру похож ковёр – самолёт?

Воспитатель– Чем украшен ковёр – самолёт? Сколько синих квадратов? Сколько желтых кругов? Сколько зеленых треугольников?Сколько красных кругов?

-Вот мы и рассмотрели наш ковёр – самолёт и можем отправляться в путешествие. Но сначала скажем волшебные слова:

Очутиться в новой сказке

Мы хотим, хотим, хотим
На ковре – на самолёте
Полетим, полетим.

Входят в группу.

Дети:Да.

Дети: Самолет, поезд, машина.

Дети подходят к ковру и становятся вокруг него.

Дети: прямоугольник.

Дети: 4синих квадрата, 4 желтых круга, 4 зеленых треугольника, 4 красных круга.

Повторяют слова за воспитателем.

Дети садятся на ковёр – самолёт закрывают глаза и произносят слова.

2 этап. Актуализация ранее изученного материала

Воспитатель вот мы и прилетели. И оказались в волшебном лесу. Посмотрите на, что похожи деревья? На какие геометрические фигуры?

В этом лесу жили-были весёлые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1 загадка:

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я.

На медаль, на блинок,

На осиновый листок.

Вы подумайте, друзья,

И скажите, кто же я?

2 загадка

Три мои стороны

Могут разной быть длины.

Где стороны встречаются -

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов – то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Моё имя назовите.

3 загадка

В ворота его не закатишь как мяч.

И он за тобою не пустится вскачь.

Четыре угла и четыре сторонки,

Похожие, точно родные сестрёнки,

Фигура знакома для многих ребят.

Его вы узнали? Ведь это…(Квадрат)

4 загадка

Что сейчас увидим мы?
Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Но не все они равны.
Я четырехугольник
Какой? ...(прямоугольник).

Молодцы ребята!

Дети: на геометрические фигуры.

Дети: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Слушают и отгадывают загадки.

Дети: Круг

Дети: Треугольник

Дети: Квадрат.

Дети: Прямоугольник

3 этап. Изучение нового материала

Геометрические фигуры приветствуют нас у себя в гостях и разрешают продолжить наше путешествие.

Ребята, смотрите! Это же болото! Как же нам дальше пройти?

Но кочки эти не простые! Посмотрите, что на них изображено?

А каких цветов эти фигуры?

Не на все кочки можно наступать, а только на кочки с изображением зеленых кругов.

Молодцы, быстро перебрались через такой опасный участок!

Ребята, в волшебном лесу случилась беда! Вчера дул очень сильный ветер и сдул все листочки(геометрические фигуры) с деревьев, давайте поможем жителям леса собрать их. В одну корзинку будем складывать большие листочки, а в другую листочки меньше.

Молодцы, вы отлично справились заданиями.

Воспитатель– Ну, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Присядем на ковёр – самолёт и скажем волшебные слова.
На ковре – на самолёте
Полетим, полетим.
Очутиться в нашей группе
Мы хотим, хотим, хотим.

Дети: по кочкам!

Дети: геометрические фигуры!

Дети:желтые, зеленые, синие. 

Дети по очереди проходят болото, садятся на стульчики.

Дети выполняют задание, собирая все листочки в корзинки.

Садятся на ковер, повторяют волшебные слова.

4 этап. Закрепление материала

Вот мы и вернулись в нашу группу. А теперь садитесь за столы там вас ждет еще одно интересное задание:

Перед вами лежат фигурки, ваша задача дорисовать эти фигурки. Например, из круга я нарисовала мяч, к квадрату дорисовала треугольник и получился домик. Теперь то же сделайте вы.

Садятся на свои места.

Дорисовывают фигурки до животных, растений, машин и т.п.

5 этап. Рефлексия

Быстро справились! Ребята, давайте вспомним где мы с вами сегодня были?

С кем познакомились?

Какое задание было самым сложным?

Какое самым интересным?

Дети: в гостях у геометрических фигур.

Дети: с треугольником, квадратом, прямоугольником, кругом.

Дети: Болото.

Дети: дорисовывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».

Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Конспект НОД Математический КВН с использованием ИКТ "Математическое путешествие со Звездочётом" в старшей группе

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-соревнования....

Математическое путешествие по странам Формирование элементарных математических представлений, подготовительная к школе группа

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.Задачи занятия:• продолжать развивать умение двигаться в заданном направлении.• закрепить...

Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие»

Закрепить умение находить один и много предметов в специально – созданной обстановке, пользоваться словами один, много; продолжать учить различать и называть круг квадрат....