«Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников
статья по математике (старшая группа)

Кутикова Наталья Ивановна
«Палочки Кюизенера как средство
развития математических представлений
дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_palochkami_kyuizenera.docx540.13 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с палочками Кюизенера (младшая группа)

Палочеки КюизинераМладшая группа.

Дети всегда активно включаются в решение любых творческих задач: составить, отгадать, .раскрыть секрет. Это вызывает у детей живой интерес, самостоятельность мышления. Использую палочки Кюизенера вместе с альбомом "Волшебные дорожки", как игровой материал, для закрепления знаний детей полученных на занятиях по ФЭМП, развитию речи и познавательного развития. Детям нравиться дорисовывать картинки со сказочными героями наложением палочек. Играя дети учатся: различать цвета, закрепляем понятия "высокий"- "низкий", учимся различать "один" и "много" предметов, происходит формирование внимания, зрительно-пространственной ориентации, развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности. Развивается речь детей, расширяется словарный запас. Использование палочек Кюизенера формирует у детей предпосылки логического мышления, если ребенок постоянно решает посильные и интересные задачи, то не теряется при решении более сложных, самостоятельно находит правильное решение.

В младшей группе  задачи направлены на ознакомление с понятием цвета, знакомство с понятием много, мало, один; ориентировка в пространстве; знакомство с кругом, квадратом, треугольником; знакомство с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов).

Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи: - Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними. - Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений. - Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти. - Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. - Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

                   

 План работы с детьми II младшей группы.

  • Тема: Знакомство детей с палочками Кюизенера.
  • Задачи:
  • 1.Познакомить детей с палочками Кюизенера.
  • 2.Закрепить понятия « цвет», « величина».
  • 3.упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

месяц

Тема, задачи.

д/игры, упражнения.

Игровой материал.

Сентябрь.

Знакомство с палочками Кюизенера. Рассматривание.

Выкладывание палочек в определенной последовательности.

« Покажи такую же».

Палочки

Кюизинера.

Октябрь.

Цвет. Учить детей понимать  слова обозначающие основные цвета, оперировать ими в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие; учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.

« Покажи палочку

определенного цвета».

« Назови цвета палочек». « Выбери палочки одного

цвета».

 

Палочки Кюизенера.

Ноябрь.

Величина. Учить понимать слова длинный – короткий, высокий – низкий. Классифицировать палочки по длине, оперировать ими в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цветам.

« Длинный – короткий» . «Высокий – низкий».

« Гусеничка».

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Закрепить понятия « цвет», «величина»

«Составь поезд». «Найди длинную – короткую палочку».

 

Палочки Кюизенера.

Январь.

Цвет, величина. Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине. Учить находить предмет по сходству. Развивать смекалку, умение видеть характерные признаки предметов.

« Составь фигуру».

« Покажи такую же».

« На что похоже?»

Палочки Кюизинера.

Февраль.

Цвет. Закрепить представления о цвете. Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета. Учить выделять части самолета( корпус, крылья, хвост)

« Подбери по цвету».

Конструирование

« Самолет»

Палочки

Кюизинера.

Март.

Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.

Учить делать грузовую машину используя палочки разной длины.

Матем. игра «Лесенка».

Конструирование

« Машина».

Палочки

Кюизенера.

Апрель.

Учить детей накладывать палочки на рисунок. Продолжать закреплять знания цветов.

« Волшебные дорожки»

Палочки

Кюизенера.

Дид/пособие

«Волшебные дорожки»

 

                                 План работы с детьми средней группы

  • Тема: Формирование элементарных математических представлений с  использованием игровых приемов через палочки Х. Кюизенера.
  • Цель: Формирование представлений о числах первого десятка, как о существенных признаках явлений окружающего мира.
  • Задачи:
  • 1. Формировать представление о числе, как о существенном признаке  явления.
  • 2. Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
  • 3. Развивать логическое мышление.

месяц

Тема, задачи

Д/и, упражнения

Игровой материал

сентябрь

Как мы умеем играть. Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году.

Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

октябрь

Число 1. Учить соотносить число и цвет палочки. Выкладывание по образцу. Учить работать со схемой, накладывать палочки на изображение.

«Гусеничка»,

«Посуда» выкладывание цифр из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие

«Посудная лавка»

ноябрь

Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.

Животные: развивать фантазию, формировать умение придумывать модель.

«Поезд», Схемы – картинки, выкладывание цифр из палочек, Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце», раздаточный материал.

декабрь

Число 3. Учить соотносить число и цвет палочки.

«Поезд», выкладывание цифр из палочек. Игры с картинками из пособия. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера игровое пособие.

«Дом с колокольчиком»

январь

Числа 1-3. Закрепление.

Выкладывание цифр из палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Картинки с изображением цифр.

февраль

Числа 4-5. Учить соотносить число и цвет палочки. Знакомство с принципом окраски палочек. «Цветные семейки.

Чтение дидактической сказки «Улицы разноцветных палочек» Выкладывание цифр из палочек. «Коврик». Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

март

Числа 6-7. Учить соотносить число и цвет палочки. Чтение дидактической сказки «Сказочный город»

Выкладывание цифр из палочек. Схемы – картинки из дид. пособия  Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Д/пособие: «На златом крыльце»,

апрель

Число 8. Учить соотносить число и цвет палочки. Зоопарк. Закрепление навыков работы со схемой.

Выкладывание чисел из палочек.

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

май

Число 9. Учить соотносить число и цвет палочки. Закрепление.

Работа со схемой. Соотношение цвета, длины и цифры; комбимоторика, моторика пальцев, интерес к игре. Самостоятельное творчество .

Палочки Кюизенера

Картинки – схемы.

Д/пособие

 

          План работы  с детьми старшей группы.

  • Тема: Палочки Кюизенера, как средство предматематической  подготовки дошкольников.
  • Цель: Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Задачи:
  •  1.Развивать начала логического мышления.
  •  2.Формировать элементарные математические представления.
  •   3.Закреплять  понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда.

Месяц.

Тема. Задачи.

 Д/И, упражнения

Игровой материал.

Сентябрь.

«Цветные палочки»

Повторить числовое значение

счетных палочек, принципы

окраски палочек.

Выкладывание цифр из палочек.

Веселая улица для разноцветных    палочек. Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Картинки  с

изображением

цифр.

Октябрь.

« Равно - не равно».

«Больше-меньше ».

Учить сравнивать предметы по размеру.

 

«  Весы», « Магазин», « Вагончики».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Ноябрь.

 «На сколько больше, на сколько меньше».

Познакомить с понятием

« лишний», « не хватает».

« Лесенка», « Календарик».

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Декабрь.

Изменения.

Научить детей определять, какие  характеристики предметов изменились в той или иной ситуации, а какие остались неизменными, сохранились.

«Неделька».

Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

Январь.

Повторение .

Самостоятельное творчество.

Палочки Кюизенера.

Февраль.

Сложение.

Познакомить с арифметическим действием сложение»

Найти палочку равную….

(фиолетовая + розовая)

Палочки Кюизинера.

Март.

Вычитание.

Познакомить с арифметическим  действием « вычитание»

Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были = вишневой по длине.

Палочки Кюизенера.

Апрель.

Линия( прямая, ломаная).

Познакомить детей с понятием   «линия», её видами.

« Цветные тропинки»,

 « Флажки»

Палочки Кюизенера.

Дид .пособие:

 « Волшебные дорожки».

 

                             План работы с детьми подготовительной группы.

  • Тема: Палочки Кюизенера как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.
  • Цель: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста.
  • Задачи:
  • 1.Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.
  • 2. Развивать соотношение числа из ряда палочек.
  • 3.Воспитывать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
  •  

месяц

Тема, задачи.

Д\и , Упражнения.

Игровой материал.

 1.

Сентябрь.

Сравнение показателей освоения игр в прошлом учебном году. Самостоятельная

Деятельность.

Игры с использованием дидактического материала. Самостоятельное творчество.

Палочки

Кюизенера.

2.

Октябрь

 

«Сериация по размеру»

Развивать умение находить место в числовом ряду, развивать внимание.

« Лесенка»

«Найди такую же».

Палочки Кюизенера.

3.

Ноябрь

Состав числа 3и 4.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

Выкладывание цифр из палочек.

«Кто здесь живет?»

Палочки Кюизенера.

Д/пособие

«На златом крыльце сидели»

4.

Декабрь.

Состав числа 5 и 6.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

Выкладывание цифр из палочек.

«Магазин»

 

Палочки Кюизенера.

Д/пособие

«Посудная лавка»

5.

Январь.

Состав числа.

Закрепление знаний о составе числа.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизинера.

6.

Февраль.

Состав числа  7 и 8.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших.

Выкладывание цифр из палочек.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизенера.

7.

Март.

Состав числа 9и 10.

Закрепить знания детей о составе числа из единиц и двух меньших чисел.

« Составь число»

« Поезд»

Палочки Кюизинера.

8.

Апрель.

Закрепление.

Составь число из палочек определенного цвета.

Палочки Кюизенера.

Использование палочек Кюизенера в младшей группе

Игра " Найди такую же".

Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

Игра " Строим дорожки".

Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

Игра " Коврик для кошечки". 

Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

Игра " Лесенка ". 

 «Лесенка высокая и лесенка низкая»
Вместе с ребенком постройте лесенки к домикам разной высоты.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_260193ad72f22e97d221da3ca4331671.jpg.jpg

«Лесенка широкая и лесенка узкая»
Постройте лесенки для двух разных людей – один толстый, а другой худой.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_7217ca7118a9717bd276b367a308b3e1.jpg.jpg

Игра " Поезд". 

Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики. Предложите составить из палочек - вагонов поезд от самой короткой до самой длинной. Предложите ответить, каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какого цвета вагон левее желтого?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/11172_a58c7aa93eb7e68d30a478170e7a6896.jpg.jpg

Игра " Построим забор". 

Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Домик из палочек Кюизенера

Так же для работы с палочками Кюизенера можно использовать следующие задания:

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера в средней группе

1. Сушим полотенца

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — короче, равные по длине). Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных. Описание. На подносе лежат палочки двух цветов. Задания -Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета? - Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета). — Сколько длинных (коротких)палочек(Много, столько-сколько, поровну.) — Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое. Вопросы — Сколько желтых «полотенец»(Много.) — Сколько красных «полотенец»(Много.) — Какого цвета полотенец больше (меньше? (Поровну, одинаково, столько - сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых—столько красных.)

2. Разноцветные флажки

Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать на вопросы«Сколько? Который счету?» Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 2 бордовых, 10 голубых, 10 красных. Описание Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком

треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет следующий флажок?» Вопросы — Какой формы флажки? — Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной формы? — Сколько всего фигур? — Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок треугольной формы? — Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?

— Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника? Как это можно узнать?

3. Бусы

Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группыпредметов по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения (больше, меньше, столько - сколько). Материал. Цветные счетные палочки: белые, розовые, голубые; карточка. Описание Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца». Вопросы и задания — Какого цвета «бусинки» в этой цепочке? — Какое число обозначает каждый цвет? — Какое число обозначает самая длинная «бусинка»? — Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все бусинки. Как узнать, каких бусинок больше? Меньше? — Что для этого надо сделать? Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше. После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки. 4. Числа 1 и 2

Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2. Материал. Для воспитателя: магнитная доска, 2 белых квадрата 10x10, розовая полоска 20 х 10см, цифры 1 и 2. Для детей: цветные счетные палочки —3 белые и 3 розовые, цифры 1 и 2, карточка. Описание Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют«Один кубик — цифра один!»Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик —это самая короткая "палочка" в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?» (Розовая.) Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.) Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два кубика.) Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные, одинаковые по длине.) Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два рядом с розовой палочкой(Потому, что в ней две белые палочки.) Уберите белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.) Сколько рядов? (Два.) Сколько палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.) Рядом с розовой палочкой поставьте два белых кубика. Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую(Они одной высоты.) Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.) Какую палочку она обозначает(Розовую.) Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и посчитайте(Один, два.) Назовите цифры по порядку».

5. Строительство домов

Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы«Сколько? Который по счету?»

Материал. Цветные счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка. Описание Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок. Затем отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу. Вопросы и задания — Что получилось? (Дом.) — С одной стороны дома постройте большой дом, с другой — маленький. С какой стороны большой дом? С какой стороны маленький дом? — Сколько всего домов? — Который по счету самый высокий? А самый низкий? — Между какими домами расположен голубой дом? — Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме? — Сколько всего окон? — Какие окна по величине?

6. Число 3

Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве. Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см, розовая полоска 20х 10 см, голубая полоска 30х 10 см, цифры. Для детей: цветные счетные палочки —4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3. Описание Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета на доске. — Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)— Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.) — Что больше — один или два? — Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки. — Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета? (Голубого.) — Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и белая или три белые). Воспитатель говорит: — Розовая палочкаобозначает число два, а голубая - число три. Положите столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка. Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под палочками, обозначающими число три. —А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.

— Назовите цифры по порядку. — Какое число больше — один или два? На сколько два больше одного? На сколько один меньше двух? — Какое число больше—два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три больше двух. —Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.

7. ЧИСЛО 4

Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового. Материал. Для воспитателя: цифры. Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка. Описание Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог предлагает детям эту работы выполнить самостоятельно. Должно получится 3 ступени. — Сколько всего ступенек? — Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.) —А теперь найдите красную полоску и добавьте ступеньку. — Которая она по счету? (Четвертая.) — Какое число она обозначает? (Четыре.) — Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре. — На сколько число три меньше числа четыре? (На один.) — Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых. — Что больше: одна красная палочка или четыре белых(Одинаково, поровну.) Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками цифры от 1 до 4. — Назовите их по порядку. — Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной? — Скажите, какое число самое большое? — Какое число самое маленькое? — На сколько два больше одного? — На сколько четыре больше трех? — На сколько один меньше двух? — На сколько два меньше трех? — Каким цветом обозначается число четыре?

8. ЧИСЛО 5

Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по прядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы«Сколько? Который по счету?» Материал. Для воспитателя: цифры в пределах 5. Для детей: цифры до 5, цветные счетные палочки в пределах 5. Описание На доске цифры 1,2,3,4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание: — Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками цифры. — Какое число обозначает розовая палочка(Число два.) — Ккакой цвет обозначает число три? (Голубой.) — Какое число обозначает красная палочка(Четыре.) — Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.) — Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.) — Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.) — Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.) — Какой столбик выше —четверимый или пятый? (Пятый.) — На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех? — Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените. — Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике? Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает«Где ее надо поставить?» (После цифры четыре.) — Назовите все цифры по порядку. Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.

9. Скворечник

Цель. Закреплять знание чисел в пределах 5; умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. Материал. Карточка, цветные счетные палочки: 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая. Описание Педагог просит детей вспомнить, как они выкладывали домик. Уточняет: «Сколько у домика было стен? Какие палочки вы брали, чтобы их построить? (Две палочки одной длины.) Одинаковые ли нужны палочки для пола и потолка?» Предлагает детям руками показать, как выглядела крыша, какой формы она была.

Воспитатель говорит детям«Сделайте маленький домик». Когда домик будет готов, читает загадку: Между веток новый дом, Нет двери в доме том, Только есть одно окошко, Не пролезет даже кошка.

Воспитатель просит детей сделать так, чтобы из домика получилась отгадка, но вслух отгадку пока не произносить. Когда отгадка (скворечник) будет выложена на столе, дети озвучивают ее. Вопросы — Какое число обозначает желтая палочка? Красная? Голубая? — Какое число самое большое из них? — Если желтая палочкаобозначает большое число, это значит, что голубая, красная палочка(Короче.)Дальше педагог продолжает разговор о том, кто может жить в скворечнике: — В какое время года вывешивают скворечники? — Какие птички в них живут? — Вы сначала сделали из палочек домик, а потом сделали из него скворечник. Чем отличается скворечник от домика? —А чем похожи скворечник и домик?

10. Дачный поселок

Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. Материал. Цветные счетные палочкикарточка. Описание Воспитатель, показывая на карточкуговорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом, сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку». После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке, используя слова: слева, справа, перед, рядом, около. «Возьмите свои карточки и положите их на большой стол, — говорит воспитатель. —У нас получился дачный поселок». Вопросы: — Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома? — Где стоит лавка? — Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом? — Какие деревья растут на участке? — Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.) — У кого из вас самое высокое дерево?

— Что выше: елка или дерево? — Какой участок вам понравился больше всего? Почему? — Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.

11. Елка

Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки. Описание Воспитатель предлагает детям подобрать палочки подлине и положить их на ветки нарисованной елки. Вопросы и задания — Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху. — Какого цвета самые длинные ветки? — Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной. — Сколько самых коротких веток? — По сколько веток одинакового цвета? — Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные.) Работа парами — Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче? — Какая елка выше?

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера в старшей группе

Картотека дидактических игр с палочками Кюизенера в подготовительной группе

«Помоги зайчикам добраться до домика!»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?

Примечание: можно предложить детям сложить домики из геометрических фигур; из палочек Кюизенера. 
https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_e8e221615e820949262e1644b421f473.jpg

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми:

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_72a34dae663fc813512f31e9119f60a9.jpg

«Чей домик»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.
Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик синей матрешки выше, чем домик красной, а домик желтой матрешки выше домика синей матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?

Примечание: можно сделать силуэты матрешек; можно использовать готовые матрешки. 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_9cb0c5c3e1f9ef279fc34f18be639f51.jpg


Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми: 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_3bccf96104ddf0b3e5dc25b8e6fd2369.jpg

«Мосты»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.
Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?

Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и приклеить на картон; можно взять игрушки.

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_d3804c03663154d7500cf74cbb95b9e7.jpg

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми: 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_ae8f4cf6e3bb8bf6b93e93da32be3223.jpg

«Дорога»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Три машины, палочки Кюизенера.
Содержание: Машины едут в гараж. Дорога, по которой едет первая машина короче дороги, по которой едет вторая машина. А третья машина едет по дороге, которая длиннее дороги для второй машины. Сложи из палочек дороги и гаражи для машин. Что можно сказать о первой и третьей дорогах?
Какая дорога шире (уже) первая, третья?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми: 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_95bc0296511b10e773a8725a4e111770.jpg

«Подснежники»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Палочки Кюизенера.
Содержание: В лесу выросли три подснежника. Второй цветок выше первого, а третий подснежник вырос выше второго. Сложи из палочек подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми: 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_1232964141a3c0eb7a3264319061792b.jpg

«Лесенки»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий?

Один из вариантов выполнения задания, предложенный детьми: 

https://kladraz.ru/upload/blogs/5005_15af6adde22850ade6a06ee6031b8939.jpg

Наглядно и доступно с помощью палочек можно показать ребенку состав числа:

https://4.bp.blogspot.com/-y804mfLAb1o/WCIcNN1P5xI/AAAAAAAACHE/Iye93RCL7yAVsgA4INEZVuFDpp2wU5AFACLcB/s320/548ab88db305a.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс "Палочки Кюизинера как средство развития математических представлений дошкольников"...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».   Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников»....

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».

Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...

Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников

Организуя работу с детьми с использованием палочек Кюизенера, мы способствуем развитию умений сравнивать, считать, отсчитывать, знакомим с цифрами, закрепляем умение ориентироваться на плоскости, разв...