Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений дошкольников».
консультация

Свитайло Анна Сергеевна
  1. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов22.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений  дошкольников».

Разработала:

 Воспитатель  Свитайло А.С.

г. Энгельс

2020г.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.

Задачи:

  1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.
  2. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
  3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

Здравствуйте, коллеги! Я очень рада приветствовать вас на мастер - классе, но, перед тем как его начать, я попрошу вас взять из коробки одну из палочек, которая вам больше нравится. И так, давайте посмотрим, какому цвету вы отдали предпочтение, по ним мы сейчас узнаем с каким настроением, настроем вы пришли на наше мероприятие.

Оранжевый - цвет позитивный.

Красный - хорошее настроение.

Желтый - цвет олицетворяет тепло.

Розовый - оптимизм и радость.

Голубой - безопасность и доверие.

Фиолетовый - вдохновляющий.

Бордовый - сострадание, чувствительность.

Черный - безразличие.

Белый цвет - не понимание.

Голубой цвет - доверие.

Тема  мастер – класса  - это «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений  дошкольников».

Всем нам известно, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером (1891-1976). Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Палочки друг от друга отличаются цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине, т.е. от 1 до 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Использование палочек Кюизенера способствует развитию таких психических процессов, как  восприятие, мышление, память, внимание, воображение, речь. Развивает  детское творчество, фантазию и воображение, познавательная активность. Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде.

Можно выделить 3 этапа использования палочек Кюизенера.

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал с детьми от 2 до 4 лет.  Дети выкладывают по образцу и самостоятельно любые картинки, сравнивают палочки по длине, по высоте, количеству, выкладывают геометрические фигуры, строят мостики через реку, заборчики и т. д.

На втором этапе (с 4 до 7 лет) задания усложняются. На этом этапе палочки используются для освоения количественного и порядкового счета, сравнения по длине и высоте с использованием знаков  < ,  >, = , арифметических действий, для освоения состава числа из единиц, из двух меньших , для составления задач, для образования чисел второго десятка, для ориентировки на плоскости.

Третий этап (работа с детьми 7 – 9 лет). На этом этапе дети упражняются в моделировании, изучают целые и дробные числа, осваивают с помощью палочек  умножение и деление, составляют кроссворды, обозначают с помощью палочек ударные и безударные слоги.

Практическая часть

А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части нашего мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

Перед вами карточки с заданиями.

  1. Выложи по образцу картинку.
  2. Отбери палочки одинакового цвета и построй из них заборчик.
  3. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Сравни их по длине. Поставь рядом друг с другом. Сравни их по высоте.
  4. Придумай узор, в котором бы использовались палочки 3-х цветов.
  5. Возьмите желтую палочку, какое число она обозначает? Сколько белых палочек поместиться на жёлтой? Продолжите выкладывать коврик, чтобы в каждом ряду было по 2 разноцветные палочки.
  6. Выложи  вторую половину рисунка, симметрично первой.

Выполните задания и скажите, для детей какого возраста можно их использовать?

 

Так же  палочки можно применять для составления и решения задач. Давайте попробуем решить задачу.

Задача. Мама испекла пирог (синяя палочка) и разделила его на три одинаковые части (голубая палочка). Кусочек съела сама, кусочек съела дочка. Сколько кусочков осталось? – один. Пришел с работы папа, он разделил оставшийся кусочек на три равные части и поделился с мамой и дочкой. Сколько кусочков пирога осталось? - Ни одного.

С палочками Кюизенера существует огромное количество игр и упражнений, так же можно придумать самим разнообразные задания, ведь методика Кюизенера – универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет. Палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. В свою очередь я хочу вам пожелать, чтобы ваши профессиональные умения и навыки сохранялись и приумножались.

А сейчас прошу дать оценку моему мастер классу:

Желтое солнышко - мастер заинтересовал данной игровой технологией.

Красное солнышко  - данная технология интересна, но мастер не смогла убедить в необходимости применения.

Голубое облако – мастер- класс не интересен.