Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе.
проект по математике (средняя группа)

Наталья Викторовна Кузнецова К

Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе.

Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе.

Воспитатель: Кузнецова Наталья Викторовна

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.

Задачи:

• Формировать представления о порядковом счете,

учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы:

 «Сколько?»«Который по счету»«На котором месте?»

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу

• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь  правильными приемами счета: называть числительные по порядку;                                                                                 

 • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.

 

Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

 

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский.

 

Сроки проведения проекта: 1 неделя.

 

Планируемые результаты:

 

У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 "Теремок"                    

Курского муниципального района Ставропольского края

                                                               

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                 Утверждаю

                                                               и. о. заведующая МДОУ №8 "Теремок"

                                Т. А. Бирина ________________  

Проект по ФЭМП «Математика в сказке»

в средней группе

                       Воспитатель:

                            Кузнецова Н. В.

2020г.

Проект по ФЭМП «Математика в сказке» в средней группе.

Воспитатель: Кузнецова Наталья Викторовна

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности, через чтение художественной литературы и театрализованную деятельность.

Задачи:

• Формировать представления о порядковом счете,

учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы:

 «Сколько?»«Который по счету»«На котором месте?»

Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе.

• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу

• Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь  правильными приемами счета: называть числительные по порядку;                                                                                  

 • Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.

Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, информационно- исследовательский.

Сроки проведения проекта: 1 неделя.

Планируемые результаты:

У детей развивается интерес к математическим знаниям, умениям и представлениям при помощи игр и упражнений; речь детей активизируется, появляется больший интерес к занятиям по математике, развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность. Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а так же самостоятельность, активность и творческие способности детей.

Развивающая среда:

1. Настольные д/и:

«Учись играя.»«Формы»«Цвета»«Наведи порядок»

Настольная игра умный паровозик "цвет и форма"

Развивающая игра.»Школа малыша «Цифры».

Развивающие игры Воскобовича. «Чудо крестики».

Развивающая игра. «Предметы и контуры».

Развивающая игра. «Веселые часы».

Развивающая игра. «Большой - маленький».

2. Демонстрационный материал

Демонстрационный материалМатематика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.

Демонстрационный материалМатематика для детей 4-5 лет. Е. В. Колесникова.

Рабочие тетради по математике для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.

Рабочие тетради по математике для детей 4-5лет. Е. В. Колесникова.

Кукольный театр на столе. «Теремок».

Кукольный театр на столе.»Репка».

3.Оборудование:

Магнитная доска. Магнитофон.

4.Методическая литература:

Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. О. А. Шиян

Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада Н. Ф. Губанова

Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа Т. С. Комарова

Математика для детей 3-4лет. Е. В. Колесникова.

Математика для детей4-5 лет. Е. В. Колесникова.

Формирование элементарных математических представлений средняя группа И. А. Помораева, В. А. Позина

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

План работы на «Неделю математики» в средней группе

Утренняя беседа Занятие Прогулка Индивидуальные занятия Работа с родителями

Понедельник 

Д/и «Вспоминай-ка»: вспоминаем геометрические фигуры с манипуляциями на мольберте.

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Провести д/и на тему: «Геометрические фигуры и их основные признаки:

"Цвет, форма, величина". Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах.

Подвижные игры на ориентировку в пространстве.

«Где звенит?» см. приложение 1. Повтор материала с утреннего занятия с детьми, у которых возникли затруднения: Ариана Г, Байрам А, Самира М. с целью достижения детьми положительного результата .

Подготовить консультацию на стенд для родителей на тему 

«Как научить детей считать» №1. См. приложение 2.

Вторник

Отгадывание загадок о геометрических фигурах. (см. приложение 3)

Цель: Развитие логического мышления и воображения. Конструирование. Сложить картинку из разных геометрических фигур.

Д/и Воскобовича «Крестики»

Цель: Развитие воображения, логического мышления, мелкой моторики и памяти.

Подвижные игры на ориентировку в пространстве.

«Найди флажок» см. приложение 4. Повтор материала с занятия с детьми, у которых возникли затруднения(Азат Б, Дарина М.) с целью достижения детьми положительного результата

Консультация №2 на стенд информации, практический материал (игры, который родители могут использовать дома, для развития математических способностей своего ребёнка. См приложение5.

Среда

Вспоминаем сказку «Теремок»

Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью, как подготовка к занятию по математике.

Провести занятие ФЭМП с детьми на тему:

«Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа»

Цель: см. конспект занятия в приложении 6. Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости «Мы веселые ребята» см. приложение 8.

Чтение сказки «Репка»Цель: Повторить сюжет сказки, последовательность появления персонажей с целью подготовки и распределение ролей для постановки кукольного театра

Индивидуальные беседы с родителями на тему:

Время суток.

Посоветовать родителям, чтобы дома обращали внимание детей на смену времени суток, когда бывает утро, день, вечер и ночь. Цель: Закрепить знания о времени суток.

Четверг

Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята»

Цель: Отработка навыка порядкового счета до 5. Приложение 9. Проведение занятия по аппликации «Медвежонок» из геометрических фигур

Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, счет до 5. Приложение 10. Подвижные игры на ориентировку в пространстве.

«Где звенит?» см. приложение 1. Доделываем аппликацию с детьми, которые не справились с заданием.

Индивидуальная коррекционная работа с целью достижения детьми положительного результата при выполнении аппликации.

Индивидуальные беседы с родителями на тему«Порядковый счет». Предложить родителям во время приготовления обеда предложить ребенку назвать овощи, которые будут использованы. Какой овощ положили первым, вторым и т. д.? Сколько всего разных овощей понадобилось? Цель: Закрепление знаний названий овощей, и порядкового счета.

Пятница

Игры на развитие логического мышления у детей. См. Игры по методике О. А Шиян с. 11 «Развитие творческого мышления».Итоговое мероприятие: постановка сказки детьми «Репка»

Цель: Получение детьми положительных эмоций. Подвижные игры на ориентировку в пространстве.

«Найди флажок» см. приложение 4. Беседа о просмотренном спектакле.

Цель: Закрепляем умения выражать свои эмоции в связной речи Индивидуальные беседы и рекомендации родителям на тему: Развитие логического мышления. Рассказать родителям, как можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры для развития логического мышления. См. методичку О. А. Шиян «Развитие творческого мышления»

Приложение 6.

Занятие по математике на тему «Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа»

Программное содержание :

Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?»«Который по счету?»«На котором месте?».

Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Раскрывать на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал: Пирамидка с колечками разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого, веревки, физкультурные палки.

Раздаточный материал: Рули с изображением геометрических фигур; коробки, цветные карандаши, цветные ленты (по количеству детей).

Методические указания

Игровая ситуация «Давай поиграем».

1 часть. Игровое упражнение «Сосчитай колечки у пирамидки».

Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку: «Что это? Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?».

Воспитатель уточняет правила счета и предлагает нескольким детям посчитать колечки«Сколько колечек у пирамидки?». Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет.

2 часть. Игровое упражнение «Угадай, что изменилось?»

Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

3 часть. Игровое упражнение «Сложи карандаши в коробки».

У каждого ребенка коробка и цветные карандаши. Воспитатель предлагает детям сложить карандаши в коробки в соответствии с его указаниями, например«Первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т. д. Потом уточняет, который по счету тот или иной карандаш.

4 часть. Подвижная игра «Найди свой гараж».

Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из веревочек - круг, из физкультурных палочек квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их ключами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.

Игра повторяется 2-3 раза.

5 часть. Подвижная игра «Карусели».

Дети берутся за ленты и образуют «карусели»«Карусели» движутся под музыку, то быстро, то медленно. (По Указанию воспитателя.)

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Ребенок и математика»,

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как развить у дошкольника интерес к математике.»

Консультация для родителей "Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?"

Анкета для родителей

«Ребенок и математика»

1. Как Вы считаете, достаточно ли знаний по ФЭМП получает Ваш ребенок в детском саду.

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2. Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по развитию ЭМП.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

3. Во время прогулок Вы обращаете внимание ребенка на сопоставление окружающих предметов с геометрическими фигурами.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

4. Как часто Вы используете в совместной игре стихотворения, считалки.

а) при возможности;

б) иногда;

в) никогда.

5.Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях.

а) да;

б) нет;

в) не всегда.

8. На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по ФЭМП.




КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как развить у дошкольника интерес к математике.»

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.

Овладение дошкольником навыками счета и основами математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

На играх-занятиях с детьми можно использовать логические задачи, задачи в стихах, занимательные задачки, различные математические игры. Дети с удовольствием играют в математические игры, запоминают графическое изображение цифры при помощи весёлых стихов.

Предлагаем вашему вниманию практический материал, который вы сможете использовать дома, развивая математические способности вашего ребёнка.

Вырежьте из плотной бумаги комплекты фигурок животных или игрушек, например, кукол, матрешек. Все фигурки в комплекте должны быть разного размера и цвета. На листе бумаги нарисуйте домики, тоже разных размеров.

Мишки идут на прогулку.

Попросите ребенка найти самого большого мишку и положить его первым. (подчеркните интонацией это понятие«первая», затем найдите самого маленького. И, наконец, построим по росту всех остальных. Если ребенок затрудняется, предложите приложить одну фигурку к другой. Когда все фигурки будут выстроены по росту, придумайте с малышом имена каждому персонажу. Затем спрашивайте: "Кто у нас второй?"- "Тоша". Кто у нас последний, шестой?" - "Митя".

Найти домик для каждого мишки.

Смысл игры тот же - расставить предметы по росту и поупражняться в порядковом счете. Сначала расставляем по росту фигурки, а затем подбираем по размеру домики для них.

Ищем игрушку.

Возьмите любую игрушку, например, медвежонка, расскажите, что он ищет матрешку, которая стоит перед синей (после зелёной, между желтой и красной, справа от синей, слева от фиолетовой). Освоение понятий «перед»«после»«между»«справа»«слева» поможет вашему ребенку ориентироваться в окружающем мире.

Найди игрушку.

Ребенок-водящий выходит из комнаты. В это время прячут игрушку. Затем ребенку объясняют, где можно её найти: “Надо встать перед столом, и пройти 3 шага вперед, два налево и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Когда дети хорошо станут ориентироваться, задания можно усложнить – давать не описание местонахождения игрушки, а схему. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет.

Знакомимся с цифрами.

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие, фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточку с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишки в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

Угадай-ка.

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать, под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки.Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5.Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

Счет на слух.

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три. "

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, выставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справляться с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

Желаем удачи!

Консультация для родителей. Как научить детей считать?

Азы обучения счету ребенок осваивает в раннем дошкольном возрасте. Первые понятия чисел познаются крохой в период 1,5-2,5 лет в процессе игры. Нередко это бессознательный процесс, и малыш может сносно считать до 5, просто запомнив порядок произношения цифр. После 3-х лет настает пора развития навыка количественного счета, и здесь задача родителей – не упустить момент и заинтересовать ребенка основами математики.

Учимся считать – первые шаги в обучении

Излишне усердствовать не стоит, чтобы не отбить у “ученика” желание познакомится со счетом. Достигнуть быстрых результатов не удастся, для усвоения даже простейшего порядкового счета потребуется как минимум неделя ежедневных занятий. Постепенно формируя навык в игровой форме, вы и не заметите, как ваш малыш научится самостоятельно считать.

Счет в играх и повседневной жизни поможет без лишних усилий запомнить правильную последовательность. 10-15 минут в день целенаправленно уделяйте время такому мини-занятию. Посчитайте, сколько у ребенка машинок, кубиков, сколько колец на пирамидке. Очень эффективный способ – поднимаясь по лестнице, вслух считать ступеньки. Таким образом за месяц можно научить ребенка считать до 10.

Очень важно, чтобы ребенок понимал количественные числительные. Покажите ему две картинки, на одной, к примеру, зайчики, на другой – медведи. И там, и там их по пять, хотя медведи больше зайчиков по размеру, но количество от этого не меняется. Ребенок должен знать, что все в мире можно сосчитать, и муравьев, и слонов, так к нему твердо придет понятие цифры “2”, “5” и т. д.

Для обучения счету выберите одну, наиболее понятную и комфортную для вас с ребенком методику. Разные способы знакомства со счетом могут даже самого смышленого малыша сбить с толку.

В каком возрасте появляется навык счёта чисел?

Прежде чем браться всерьёз за изучение первых приемов счёта, необходимо знать, в каком возрасте ребенок будет готов к занятиям и сможет оптимально воспринимать новую для него информацию в такой непростой дисциплине.

– До 3 лет. Психологи и педагоги раннего развития утверждают, что мозг двухлетнего ребенка уже способен запоминать счёт. В 2-3 года малыш осознает элементарный порядковый счёт, который подразумевает показывание пальчиком на предметы и считание их по порядку – одно яблоко, два яблоки и т. п.

– 3-4 года. По достижению трех лет ребенок уже осознанно подходит к процессу счёта. Он может посчитать, сколько конфет необходимо для всех членов семьи, отнимать лишнее, складывать малые группы предметов.

– 4-5 лет. В 4 года малыш уже на наглядных материалах может выполнять несложные приемы счёта. Ближе к 5 годам можно учить ребенка считать в уме. Пятилеткам уже, как правило, не интересно считать в пределах 10. Настало самое время научить ребенка считать до 20. Мозг подросшего чада уже способен осмысливать абстрактные понятия. Счёт в уме под силу освоить дошкольнику, и проще познакомиться с ним сейчас, чем в начальной школе.

– 5-7 лет. В этом возрасте ребенок уже в силах начать учить понятия десяток. Как только ваш будущий ученик поймет, где нужно прибавлять “цать”, то очень быстро он освоит дальнейший счёт. Не за горами 1 класс. До школы желательно научить ребенка считать до 100, чтобы ему было легче усваивать математический материал. Более того, в возрасте 7 лет ребенок уже будет совершать мелкие покупки и вместе со счетом нужно научить считать деньги, чтобы первоклассник знал, сколько ему после покупки мороженого положено сдачи.

Упражнения для быстрого запоминания счёта

Математика – неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому не стоит откладывать обучение ребенка числам “на потом”, ведь чем раньше он освоит примеры, тем проще ему будет что-то при необходимости сосчитать. На помощь родителям придут упражнения, которые на практике приносят хорошие результаты по осваиванию малышами счёта.

Упражнение 1.

Самый простой способ освоить первые десять цифр – это счёт на пальцах. Проще некуда, да и готовиться к такому занятию специально не нужно, “материал” всегда под рукой.

Перед тем, как позвать ребенка на завтрак, пусть мама покажет сжатый кулачок, из которого будет весело, по одному, поднимать вверх пальцы. Сосчитайте вслух до пяти, и приступайте ко второй ладони. Сначала пусть цифры называет мама. Через неделю мама будет лишь поднимать палец, а ребенок сам назовет цифру. Простое занятие, которое отнимет меньше минуты и поможет малышу освоить десятичный счет.

Так же хороши в работе с пальцами забавные считалки.

“Сколько пальчиков у нас?

Посчитаем –

Это — раз!

Загибаем –

Это — два!

Продолжаем –

Три, четыре!

Где же пятый!

Вот — смотри же!

Продолжаем на другой –

Вот шестой! Седьмой! Восьмой!

Предпоследний – ой-ой-ой!

Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?

Ровно десять? О-го-го!”

Упражнение 2.

Учимся подсчитывать количество предметов. Дайте ребенку задачу – найти в корзине с игрушками два желтых предмета, три зеленых, один красный и синий. Можно изобразить их на рисунке, в качестве подсказки или для облегчения подсчитывания игрушек. Так помимо счёта закрепляются понятия цветов.

Еще один вариант данного упражнения. С использованием цветной бумаги или принтера подготовить кружки разных цветов и количества. Смешайте разноцветные кружки и попросите ребенка рассортировать их – зеленые отдельно, желтые и красные отдельно. Пусть малыш покажет, кружков какого цвета больше, зеленых (к примеру, их 5) или желтых (к примеру, 3). Теперь пусть сложит по 2 кружка разного цвета рядом. А что будет, если прибавить к каждому ряду +1? Сколько получится? Сосчитай.

Упражнение 3.

Занятия в действии помогают играючи запомнить последовательность счёта. Хорошим примером игры в действии служит игра в мяч. Ребенок и родитель стоят друг напротив друга, и родитель бросает ребенку мяч – “раз”Ребенок возвращает мяч – “два”! И таким образом, передавая друг другу мяч, нужно довести счет до 10. Затем, остановившись на “десять”, начинайте обратный отчет – “9, 8, 7, 6…” Это простой способ научить ребенка считать обратно.

Вместо мяча подойдет конструктор – строим башню и ведем счёт, затем разбираем и считаем в обратном порядке.

Сергей Михалков

Котята

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.

Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

https://img1.labirint.ru/rcimg/6b74ecf3b4b1ebbec3a911b332f6549b/1920x1080/books11/104905/ph_1.jpg?1563535870

Консультация для родителей

Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно?

Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое.

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения«Поиграем?».

Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело добровольное!

Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно свободного по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет»«Величина»«Форма»«Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.

Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые.Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления. Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их 4.)Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины. Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.

По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толще-тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.

Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины.

Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.

Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок. Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра).

Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит где она находилась, используя слова «на»«за»«между»«в».

Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель, одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.

Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что количество монет не соответствует количеству рублей (денег).

В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.

Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ФЭМП « Математика повсюду, математика везде».

Тема проекта:  « Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»....

конспект по математике ФЭМП " Математика в сказках"

Конспект по ФЭМП в старшей группе " Математика в сказках" развивать у детей сообразительность, логическое внимание, учить решать арифметические задачи....

Конспект открытого занятия по ФЭМП "Путешествие в сказку" для средней группы

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в сказку" для средней группы...

Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в сказку" в средней группе

Учить сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины. Знания о геометрических фигурах.Формировать навык порядкового счёта до 5.Развивать умение ориен...

Проект по ФЭМП "Математика повсюду, математика везде"

 Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развити...

Итоговое занятие по ФЭМП "Путешествие в сказку" в средней группе

Итоговое занятие по ФЭМП "Путешествие в сказку" в средней группеПрограммное содержание:Образовательные задачи:1. Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 5, соотношени...

Конспект занятия по ФЭМП " Путешествие по сказке Колобок" средняя группа

                            Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение "Детский сад №117 (корпус2)»...