План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
материал по математике

Береснева Наталия Ивановна

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

- Технология самообразования:

- общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приёмов, обучение и т.д.)
- критический обзор периодической печати;
- ошибки, неудачи  их учёт в последующей деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Ручеёк»

План по самообразованию на тему:

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

          Выполнила:
                                                                                     воспитатель Береснева И.Н

Калининград
2017-2018 год

Памятка по самообразованию:

1. Изучение литературы по теме самообразования (автор, книга; периодические журналы)

! Обязательно делать пометки, отмечать важное

2. Работа с детьми

Какая работа может проводиться с детьми в рамках данной темы

3. Работа с семьёй

Какая работа может проводиться с семьёй в рамках данной темы

4. Предметно-развивающая среда

Как можно преобразовать среду в рамках данной темы

5. Самореализация

Итоговый отчёт: Картотека, открытый показ, консультации, семинар, мастер-класс, презентация

Оформляется:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка (актуальность, новизна, цель, задачи)
  4. Теоретическая часть (изучение литературы)
  5. Работа с детьми
  6. Работа с родителями
  7. Предметно-развивающая среда
  8. Реализация плана самообразования
  9. Список литературы

        

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3

План работы……………………………………………………………………..5

Список литературы……………………………………………………………...7

Приложение 1………………………………………………..…………………..8

        

2

Пояснительная записка

Актуальность:

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения, начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

Цель:

Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

- Технология самообразования:

- общение с высококлассными педагогами, мастерами своего дела;
- решение конкретной задачи, имеющей практический характер (внедрение новой технологии, использование дидактических материалов, эффективных приёмов, обучение и т.д.)
- критический обзор периодической печати;
- ошибки, неудачи  их учёт в последующей деятельности.

Задачи:

- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии;
- обеспечивать программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла;
- пропаганда своих достижений.

Предполагаемые итоги:

- умение ставить цели, задачи, планировать работу
- умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
- умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
- умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.

4

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

сентябрь - май

Анализ изученной литературы.

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Работа с детьми

сентябрь-май

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

сентябрь-май

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

январь

Сборник сказок.

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

март

Развлечение «Весёлая математика»

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Работа с семьёй

сентябрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Создание уголка «Занимательная математика».

октябрь

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»

март

День открытых дверей.

Открытый показ образовательной ситуации.

апрель

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка-передвижка.

Самореализация

ноябрь

Представление картотеки на педчасе.

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

январь

Выступление на педагогическом совете.

Консультация для педагогов «Царица наук - математика»

Выступление на семинаре-практикуме.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Список литературы:

Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

«Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

«Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

«Играем в числа» — серия пособий

«Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

З. А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва, 1990г.

Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» — ФГУИППВ, 2004г.

В. Волина «Веселая математика» — Москва, 1999г.

Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» — Санкт-Петербург, 2002г.

Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г.

7

Приложение 1

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

«Мальчики».

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

КОГО КАК ЗОВУТ?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева —самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша — самый толстый из них, а Гриша — самый худой; Коля — самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

КТО ГДЕ СТОИТ?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто — правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто — левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

8

«Форма и цвет»:

«Конструктор».

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса — Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

«Сравни и заполни».

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

9

«Почини одеяло».

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

 Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

 Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

 Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

 Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

 

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

 Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

 Друзья поняли, что были неправы и помирились.

 Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

Сказка «Как геометрические фигуры город строили».

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем,          
геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат                                                Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

Задание

  1. Какие геометрические фигуры строили город?
  2. Из каких геометрических фигур можно построить город?
  3. Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?
  4. Что еще можно построить из геометрических фигур?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообраз...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Доклад на тему "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире....

Выступление на Мо воспитателей в ДОУ на тему: "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...

План работы по самообразованию на 2018 -2021г. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.Создать благоприятные условия для развития математических способностей у детей через игровую деятельность....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...