Картотека "Ориентировка во времени"
картотека по математике (старшая группа)

Морева Маргарита Васильевна

Цель:

1.Познакомить с часами , учить устанавливать время на макете часов.

2. Учить ориентироваться во времени.

3.Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на цифирблате.

4.Развивать у детей память, логическое мышление,речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vo_vremeni.docx83.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ориентировка во времени - знакомство с часами

Старший возраст

Сказка «Какие часы лучше»

Ольга Мальцева 

В одном городе жил старый часовщик. У него в мастерской было очень много разных часов: и старых и новых. Там были солнечные, песочные, водяные, маслянные, механические, кварцевые и электронные часы.

Однажды вечером, когда часовщик уже спал, часы затеили спор: кто из них точнее, практичней и удобнее.

Первыми начали хвастаться солнечные часы, но песочные возмутились и их поддержали остальные часы«Вы хороши только днем, до заката солнца, а ночью вы бесполезны»«Вот мы самые лучшие - сказали песочные часы. Но в спор вступили механические часы: «Вы показываете только определенный отрезок времени и вас постоянно надо переворачивать, поэтому вы не удобны! А вот мы и красивые и удобные, потому что нас можно всегда носить с собой. Мы самые - самые! Мы бываем разные настенные, напольные, карманные, ручные! И, вообще, мы самые лучшие!».

«Ну уж нет! Это мы самые точные и удобные, - невыдержали электронные часы.

«Вы тоже не так хороши, без батареек вы не работаете!»сказали остальные часы.

Поднялся такой шум, что проснулся часовщик и все услышал. «Не спорьте, друзья! Вы во все времена были очень полезны и необходимы людям и хороши по-своему. Вы все выполняли одну и ту же работу – определяли время. Но с годами человек придумывает новые часы, постепенно их усовершенствуя. Но все ровно вы все очень дороги для людей.»

На этом часы прекратили свой спор и согласились с мастером. В мастерской снова восстановилась дружба между часами, а все желающие приходили любоваться часами в эту мастерскую.

Карточка №1

Дидактическая игра «Тик-так»

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы).

Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки. 

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.  (настенные часы с кукушкой)

Карточка №2

Дидактическая игра  «Часы и время»

Дидактическая игра «Часы и время»Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Оборудование: циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами, карточки и изображением времени, минутная и секундная стрелочки.

Ход: 1вариант

В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Воспитатель, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

2вариант

В игре могут играть от 2 до 4 детей.

На столе разложены карточки со временем.

У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем.

Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.Кто сделал правильно и быстро- победитель!

3 вариант

В игре могут принять участие от 5 до 10 детей.

Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками.

Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.

Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.

Карточка №3

Дидактическая игра «Часы и время»

Цель:

- Учить детей определять время на часах.

- Научить детей ориентироваться во времени.

- Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате.

- Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

- Уточнять и развивать у детей временные представления.

Оборудование: карточки с заданиями, часы.

Ход:

«Что мы делаем сейчас?». Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Поставь стрелки на часах, обозначив нужное время.

Карточка №4

Дидактическая игра «Часы и время»

Цель: Цель: закрепление  умения ориентироваться во времени, определять время по часам.

Определение  время с точностью до пяти минут и закрепить понятия "ровно час", "половина часа", "четверть часа" и "час без четверти", "раньше", "позже".

 Развитие  речи,  памяти, внимания, умения слушать.

Материал: крупный макет часов, картинки часов с разным показателем времени.

Ход: Воспитатель просит внимательно рассмотреть картинки на карточках, определить, сколько времени на них показывают часы. Затем просит детей поставить стрелки на моделе так, чтобы время совпадало.

Дополнение: игрокам раздаются маленькие карточки поровну. Задание: разложить карточки по порядку.

Карточка №5

Дидактическая игра «Живые часы»

Цель: закрепление знаний о часах, умение  создавать циферблат, вставая в круг.

Материал: 12 карточек с изображением цифр 1 – 12.

Ход: педагог раздает детям карточки и просит их создать циферблат, встав в круг, указывая 12 часов. Педагог – стрелочка, он показывает руками значения часов, дети определяют время.

Карточка №6

Дидактическая игра «Время»

Цель: упражнять в умение определять время по часам с точностью до часа, развивать внимание. Умение слушать взрослого, развивать фантазию. Умение выразительно читать стихотворение.

Материал: Макеты часов на каждого игрока, стихи.

Ход: В игре принимают участие от 2 и более детей,ведущим может быть как воспитатель так и ребенок. На каждого игрока раздается макет часов. В ходе игры воспитатель или ребенок читает игрокам стих и предлагает установить на часах время в соответствии с содержанием стихотворения. (Так же детям можно предложить придумать свои действия по часам).

«Когда сова ложиться спать» А. Усачева

Соблюдается Совой 
Распорядок Часовой: 
Ночью, в ЧАС — по распорядку 
Совы делают зарядку. 
Циферблат покажет ДВА — 
В магазин спешит Сова. 
В ТРИ — готовит суп. 
В ЧЕТЫРЕ — 
Вытирает пыль в квартире. 
В ПЯТЬ — Сова идёт читать. 
В ШЕСТЬ — она садится есть. 
СЕМЬ показывают стрелки — 
В гости к ней приходят Белки. 
Не поздней ВОСЬМИ часов — 
Совещание у сов. 
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт, 
В лес гулять Сова идёт. 
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье. 
А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье. 
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов — 
Двери в доме на засов. 
В полдень ей пора в кровать. 
Любит днём Сова поспать. 
Дальше всё по распорядку: 
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…

 

Стихи про часы и о времени

Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.

7-9 часов
Это время нам знакомо:
Это время - для подъёма.
На зарядку, как зайчата,
По утрам бегут ребята.
Умывайся, не ленись,
Чистым завтракать садись.

9-10 часов

Это время - время книжки,
Не спеша оно идёт.
Все девчонки и мальчишки
Учат азбуку и счёт.
Учат песенки смешные,
Чертят рожицы кривые.

10-12 часов
Это время не для булок,
Это время - для прогулок.
На крылечке, у дверей
Мы покормим голубей,
А потом возьмём лопатки
И в саду вскопаем грядки.

12-13 часов

Это время - для обеда,
Значит, нам за стол пора.
Прекращается беседа,
Прекращается игра.
Просят Ванечки и Маши:
- Дайте нам побольше каши!


13-15 часов
Это время тишины.
Все мы знать его должны,
Потому что в этот час
Снова ждут подушки нас,
А на краешке подушки
Ждут любимые игрушки.

16-19 часов
Это - время простокваш,
В это время - полдник наш.
После полдника опять
Мы отправимся гулять.
Сели мы на карусели
И по кругу полетели.

19-21 час
Это время нам дано
Для весёлого кино,
Для катания на коне
И на папиной спине.
В небесах луна плывёт,
Мама ужинать зовёт.

21-7 часов утра
Это время - время сна.
Спит за окнами сосна;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...