план по самообразованию ФЭМП
рабочая программа по математике (средняя группа)

Тема самообразования:  « Математическое развитие   дошкольника с применением инновационных технологий»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_femp.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема самообразования:  « Математическое развитие   дошкольника с применением инновационных технологий»

Цель: Создание условий, для  усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи:

1.развивать интерес к математике у детей дошкольного возраста;

2.развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;

3.формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;

4.способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления)

Участники:

•        Дети

•        Родители

•        Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

•        изучение психолого-педагогической литературы;

•        разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

•        проектная и исследовательская деятельность;

•        анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

•        продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

•        планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать что-то новое - это беда для всех педагогов, для родителей и для самого ребенка. Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайна важна и актуальна. Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным. Сущностью занимательности является новизна, необходимость, неожиданность, несоответствия прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения. Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельно образы);

• Достигают (целеустремлены, настойчивы).

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Особую роль мы уделяем инновационной игровой технологии.  Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменения среды из одного состояния в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимаются создание нового, ранее не существующего компонента. В целом под инновационным, нетрадиционным процессом мы понимаем комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Применение игровой технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая. Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие обогащению бытового словаря, связной речи, игры, развивающая наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта. Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

В своём опыте мы используем игровые технологии развивающих игр, как часть общей инновационной игровой технологии. В нее включены игры, такие как: логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера,кубики Никитина. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, рамок и вкладышей Монтесорри, а также методики Воскобовича. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному». Используемые игры разнообразны по своему содержанию. Каждая игра или игровое упражнение, являющиеся элементом инновационной игровой технологии, сами по себе имеют методическую, дидактическую и психологическую цели, но объединяя несколько игр в одну образовательную систему, что является необходимым критерием инновационной игровой технологии, мы объединяем их одним содержанием, сюжетом и персонажем.

Одним словом, использование игровой технологии дает нам возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих игр, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходя из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся в основном на действия детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт математических премудростей.

Образовательная деятельность в форме игры интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком – четко поставленный образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые, в инновационной игровой технологии придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач, и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации детей дошкольного возраста.

Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве ее средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математического содержания. Для реализации такого подхода инновационно-игровые технологии, соответствуют структуре инновационных образовательных технологий.

Оно обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает нам возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, мы получаем характерный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.

Введение инновационных технологий в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных в их образовательным уровнем, каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей о занимательном  математическом материале.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач.

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)                

год

Этапы

Содержание работы

Результат/форма отчетности

Срок

выполнения

2020-

2021        

уч.    год.

1.Информационно подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

2. Практический этап

3. Итоговый этап

- Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

-Разработка перспективного плана на 2020-2021 учебный год

- Изучение интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «инфо-урок», «Maaam.ru»,

-посещение библиотек

-Разработка картотек развивающих игр по ФЭМП

- оформление наглядно-иллюстративного материала

- Проведение консультации для родителей.

-Оформление информационного  листа.

-Оформление выставки совместного творчества детей и родителей

-Мастер-класс «Изготовление развивающих игр и дидактических пособий по ФЭМП для детей своими руками»

-Родительское собрание на тему: «Дидактические игры по математике»

-Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее?», «Объемные блоки Дьенеша»)

-Подготовка картотеки занимательного математического материала с использованием блоков Дьенеша.

- Совершенствовать предметно– развивающую среду группы для развития речи, используя игры и упражнения Монтессори-педагогики.

- Позакомить детей с методикой «Квадрат Воскобовича»

(четырехцветным)

Складываем геометрическую фигуру по описанию ее цвета путем трансформации

-Пополнение картотеки методической литературы.

-Перспективный план на 2020-2021 учебный год.

-Дополнение методической папки материалов.

-Сообщение  на тему: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста».

-Информационный  

лист-ширма-передвижка «Зачем детям математика»

-Выставка рисунков «величина»

-Пополнение ППРС. -Развивающие игры и дидактические пособий по ФЭМП для детей своими руками»

-Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

-Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.

-Игровой тренинг «Блоки Дьенеша. Играем дома!».

-Оформление уголка занимательные математические игры с блоками Дьенеша.

-Создать картотеку игр по системе М. Монтессори

-Привлечь родителей к формированию и развитию речи детей, к созданию условий для развития речи дома и в группе, познакомить родителей с Монтессори педагогикой и её философскими принципами.

-Консультация для родителей на тему «Знакомьтесь, игры Воскобовича».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год. ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год по теме "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию по ФЭМП

План по самообразованию Использование развивающих игр для развития ФЭМП...

план по самообразованию "Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

план  по самообразованию " Дидактические игры  как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)  детей старшего дошкольного возраста»...

План самообразования. ФЭМП в средней группе

План самообразования. ФЭМП в средней группе...

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование логических блоков Дьенеша ФЭМП во второй младшей группе»

    В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умст...