Программа дополнительного образования по ФЭМП для детей подготовительной к школе группе. ЮНЫЙ МАТЕМАТИК.
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Рабочая программа кружка  "Юный математик" на 2020-2021г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.yunyy_matematik.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЭМП.

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

(подготовительная к школе группа 6-7 лет)





Разработали:

Воспитатель

Подготовительной группы «Лучики» №5

Косик марина Валерьевна




Балашиха 2020г.

Пояснительная записка.

Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.

Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.

Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.

Цель программы: Создание условий для развития у дошкольников элементарного логического мышления с использованием современных педагогических технологий.

Задачи:

1.Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.

2.Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3.Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4.Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

5.Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.

Сроки реализации программы – текущий учебный год (2020-2021)

Количество детей – 30 детей.

Режим занятий – 2 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.

Формы и приёмы работы: игры дидактические, развивающие, игры-путешествия, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических и математических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, изодеятельность, графический диктант, физминутки, пальчиковые упражнения.

Структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.

Работа с родителями: после каждого занятия родителям предлагается речевой материал для закрепления знаний вне занятий: веселые стихи, сказки, рассказы, логические, математические и шуточные задачки, лингвистические и психологические игры, загадки, кроссворды и другие занимательные материалы.

Содержание программы.

Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).

Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.

Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.

Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.

Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего

Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это?) Решение логических задач.

Ожидаемые результаты: Занятия кружка будут способствовать овладению детьми умением решать проблемные ситуации, понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится чётко и ясно мыслить, думать, рассуждать, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, что приведет к более успешному и легкому обучению в школе, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.



В начале и конце учебного года проводится мониторинг, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.

«+» – ребенок владеет информацией в полном объеме

«-» – имеет частичное представление по данному разделу


Используемая литература:

  1. «Развитие логического мышления» Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басова.

Изд. «ГРИНГО», 1995г.

  1. «Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития», 1996г.
  2. «Развиваю логику и сообразительность» Ю.Б.Гатанов. «ПИТЕР»,2000г.
  3. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет» Е.В. Колесникова. Москва «Акалис», 1996г.
  4. «Интеллектуальная мастерская» Л.Я.Береславская. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
  5. «Психология. Занимательные материалы». (старшая, подготовительная группы) Л.П.Морозова. ИТД «КОРИФЕЙ», 2010г.
  6. Аралова М.А.Справочник психолога ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007г.










Перспективный план работы кружка «Играем и учимся»

на 2020-2021 уч.год

Содержание занятий

Задачи

Сентябрь Занятие №1

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий. 1.«Оценка образно-логического мышления: «Нелепые картинки». «Перепутанные стихи».

2.»Оценка словесно-логического мышления».

Оценить уровень развития образно-логического, словесно-логического мышления у детей.

Сентябрь Занятие №2

1.Обучение приёму «Сравнение».

Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки»,

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Сентябрь Занятие №3

1.Анализ – синтез. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего»2. «Чем похожи и чем отличаются»

3.Игра с блоками Дьенеша . Знакомство с карточками – символами. 4.Решение логических задач.

Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Сентябрь Занятие №4

1.Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки». 3.Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4.Выкладывание картин из счётных палочек.

Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия.

Октябрь

Занятие №1

1.Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы»,

2.Д/И «Подбери и назови». 3.Игра с палочками Кюизенера. 4.Учимся отгадывать загадки.

Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Октябрь

Занятие №2

1.Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», 2.Игра с блоками Дьенеша.

«Где спряталась мышка». 3.Графический диктант.

Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ.

Октябрь

Занятие №3

1.Ограничение. Д/И «В гостях у лисы»,

2«Что лишнее». 3.Игра с блоками Дьенеша «Найди клад».

Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Октябрь

Занятие №4

1.Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».

3.Лингвистические задачки.

Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Октябрь

Занятие №5

1.Установление причинно – следственных связей. Д/И «Почему это произошло». 2.Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3.Логическая мозаика.

Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Октябрь

Занятие №6

1.Смысловое соотнесение. Д/И «Что подходит», «Бывает ли такое».

2. Придумывание небылиц. 3.Нарисуй справа такую же фигуру.

Учить находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Октябрь

Занятие №7

1.Игра с логическими блоками Дьенеша «Угадай – ка»

2.Назови и покажи из каких фигур составлены эти предметы.

3. Решение логических задач. 4.Графический диктант.

Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

Октябрь

Занятие №8

1 Игра с палочками Кюизенера. «Посудная ловка». 2.Задачи – шутки, занимательные вопросы.

3.Д/И «Что делать»

Развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения; пространственные отношения. На основе двух суждений делать самостоятельное умозаключение.

Октябрь

Занятие №9

1.Разгадываем кроссворд 2.Занимательные вопросы, загадки – шутки.

Учить находить связи между предметами, явлениями.

Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Октябрь

Занятие №10

1«Сравнение».

Д/И «Что изменилось».

2.Игра с блоками Дьенеша. Группируем предметы по существенному признаку. 3.Занимательные задачки.

Закреплять умение определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развивать внимание, восприятие, мышление.

Ноябрь

Занятие №1

1.Анализ – синтез. Д/И «Подскажи Незнайке»

2. «Зачем и почему»

3.Игра с блоками Дьенеша . 4.Решение логических задач.

Закреплять в умении находить закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.

Ноябрь

Занятие №2

1.Обобщение. Д/И «Логические цепочки».

2.Игра с блоками Дьенеша. 3.Выкладывание картин из спичек, пуговиц, сыпучих материалов.

Совершенствовать умения в обобщении понятий для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Закреплять навык находить логическую связь между картинками.

Ноябрь

Занятие №3

1.Классификация. Д/И «Вопрос – ответ», «Подбери и назови».

2.Игра с палочками Кюизенера. 3.Учимся разгадывать ребусы.

Закреплять умение мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия.

Ноябрь

Занятие №4

1.Систематизация. Д/И «Продолжи ряд предметов». 2.Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3.Графический диктант.

Совершенствовать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу, составлять описательный рассказ.

Ноябрь

Занятие №5

1.Ограничение. Д/И «Найди фрагменты изображений». 2.Игра с блоками Дьенеша

3.Учимся разгадывать крассворды.

Закреплять умения выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам.

Ноябрь

Занятие №6

1.Умозаключения. Д/И «Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её».

2. Игра с блоками Дьенеша

3.Разгадываем загадки

Закреплять умения при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение.

Ноябрь

Занятие №7

1.Установление причинно – следственных связей. Д/И Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 2.Логическая мозаика.

Совершенствовать умение находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.

Ноябрь

Занятие №8

1.Смысловое соотнесение. Д/И «И хорошо и плохо».

2. Придумывание небылиц. 3.Графический диктант

Закреплять умение находить связи между предметами, явлениями, основываясь на существенные признаки и свойства.

Декабрь

Занятия №1

«Неправильные картинки»

-Развивать элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях.

-Развивать умение рассуждать логически.

Декабрь

Занятия №2

«На что сгодится карандаш?»

-Развивать оригинальность мышления.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

- Воспитывать коммуникативные качества

Декабрь

Занятия №3

«Шумно, вкусно, кругло-красно!»

-Развитие образно-логическое мышление.

-Учить изменять одно свойство предмета не изменяя других его свойств.

-Развивать мелкую моторику, графические навыки.

Декабрь

4

«Ожившие фигуры»

-Развивать креативное мышление.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

Декабрь

Занятия №5

«Кто сильней: медведь или папа?»

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Формировать коммуникативные и импровизационные навыки.

Декабрь

Занятия

6

«Что в пустой клетке?»

- Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Январь

Занятие №1

«И карета - сказочная, и палочка волшебная!»

-Развивать творческое воображение, фантазию.

-Развивать мелкую моторику, художественные способности.

Январь

Занятие №2

«Буквы нашлись»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

- Развивать мыслительные операции: сравнение.

Январь

Занятие №3

«Буквы спрятались!»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

- Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

Январь

Занятие №4

«Необычный оркестр»

- Развивать воображение; побуждать детей к импровизации.

-Расширять способность нестандартного применения предметов.

-Воспитывать партнёрские, уважительные отношения

Февраль

Занятие №1

«Выход из лабиринта»

-Развивать способность планировать действие и поведение.

- Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Февраль

Занятие №2

«Мокро в банке огурцу»

- Развивать креативное мышление.

-Развивать творческое воображение, фантазию, художественные способности.

-Воспитывать коммуникативные качества.

Февраль

Занятие №3

«Не узоры – загляденье!»

-Развивать зрительное восприятие, внимание.

- Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

Февраль

Занятие №4

«Назови посмешнее»

-Развивать слов.-логическое мышление.

-Обогащать словарный запас.

- Развивать творческое воображение.

-Воспитывать коммуникативные качества.

Февраль

Занятие №5

«На листочке – только точки»

- Развивать зрительное восприятие.

- Развивать мыслительные операции: сравнение.

- Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Февраль

Занятие №6

«Папуас Павел»

- Развивать зрительное восприятие, внимание.

- Развивать мыслительные операции: сравнение, смысловое соотнесение.

-Закрепление знаний о буквах и звуках.

Февраль

Занятие №7

«Таинственные загадки»

- Развивать воображение, логическое мышление, инициативу.

- Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой.

-Воспитывать коммуникативные качества.

Февраль

Занятие №8

«Куда пропал рисунок?»

- Развивать мыслительные операции: умозаключение, систематизацию.

-Развивать мелкую моторику, гр.навыки.

Март

Занятие №1

«Кукла, зонтик, воробей, объединяйтесь!»

-Развивать обобщающие функции мышления.

-Развивать способность видеть не только очевидные, но и скрытые свойства и признаки объектов.

Март

Занятие №1

«Рифмы»

- Развивать креативное мышление,

творческое воображение, фантазию.

- Побуждать детей к импровизации.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества.

Март

Занятие №2

«Сутки. Часы. Минутки»

- Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские качества.

Март

Занятие №3

«Весы. Их использование»

- Познакомить детей с весами, рассказать какие бывают весы и их назначение.

- Дать понятие «вес»

- Развивать смекалку и логическое мышление.

Март

Занятие №4

«Рисуем по линейке»

- Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке.

- Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Март

Занятие №5

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

- Развивать мелкую моторику рук. - Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Март

Занятие №6

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

- Развивать мелкую моторику рук.

- Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Март

Занятие №7

«Пишем цифры: 4,5,6»

- Развивать мелкую моторику рук. - Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Март

Занятие №8

«Пишем цифры: 4,5,6»

- Развивать мелкую моторику рук. - Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр.

Апрель

Занятие №1

«Расставь числа по порядку»

- Развивать умение расставлять числа по порядку.

- Развивать смекалку и логическое мышление.

Апрель

Занятие №2

«Расставь числа по порядку»

- Развивать умение расставлять числа по порядку.

- Развивать смекалку и логическое мышление.

Апрель

Занятие №3

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

- Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Апрель

Занятие №4

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

- Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Апрель

Занятие №5

«Задачи на составление целого

из частей»

- Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Апрель

Занятие №6

«Задачи на составление целого

из частей»

- Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Апрель

Занятие №7

«Задачи на разделение целого на части»

- Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Апрель

Занятие №8

«Деньги. Их назначение»

- Познакомить детей с деньгами, их назначением

- Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Апрель

Занятие №9

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться

как нелегко»

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Май

Занятие №1

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться

как нелегко»

- Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

Май

Занятие №2

«Рисование фигур по точкам»

- Развивать графические навыки детей.

- Закреплять представление о геометрических фигурах.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Май

Занятие №3

«Рисование фигур по точкам»

- Развивать графические навыки детей.

- Закреплять представление о геометрических фигурах.

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Май

Занятие №4

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навыки аккуратной работы.

Мониторинг. Выполнение диагностических заданий.

Оценить уровень развития логического мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД «Путешествие в страну математики» ОО «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группы

Данная разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы. Цель: закрепление математических знаний и умений посредством  игры – путешествия....

Программа дополнительной образовательной услуги - квиллинг для детей подготовительной к школе группы

Бумажная филигрань стимулирует  у детей развитие внимания, восприятия, воображения и мелкую моторику, что является основой для их дальнейшего умственного развитияУже в дошкольном возрасте дети ра...

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» для детей подготовительной группы

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

ПРОГРАММА дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная деятельность в детском саду.

ПРОГРАММА  дополнительного образования в средней, старшей и подготовительной к школе группе «В гостях у сказки». Театрализованная  деятельность в детском саду....

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы

Программа дополнительного образования "Ступеньки творчества" для детей подготовительной группы...