Рабочая программа по математическому и сенсорному развитию
рабочая программа по математике

Рабчая программа  по математическому и сенсорному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Солнышко»

                                

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № ____от «30» августа 2018  г.                                                №  ___ от «03» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                         Образовательная область                              «Познавательное развитие»

Модуль «Математическое и  сенсорное развитие»  

(группа раннего возраста , первый год обучения)

 

на 2018 – 2019 учебный год

Разработчики: Кондраченко И.И.,

воспитатель 1 квалификационной категории

п. Коврово

2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

Страницы

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения модуля

3. Содержание модуля

4.  Календарно-тематическое планирование

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1.Пояснительная записка

Рабочая программа (далее - Программа) по «Математическому и  сенсорному развитию» для детей 2-3 лет является составной частью основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад «Солнышко», и составлена на основе использования образовательной программы  дошкольного образования «Детство» / под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, в соответствии с  Федеральным законом  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основании Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Цели: формирование простейших математических представлений у детей третьего года жизни    

Задачи:

 

  • Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом.

  • Формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

  • Формировать обследовательские действия в первоначальном виде; учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы.

  • Поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов.

  • Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

2. Планируемые результаты освоения модуля

К трём годам годам:

Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно с предметами, дидактическими игрушками и материалами;

- успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей;

- активно использует « опредмеченные» слова – названия для обозначения формы;

-начинает пользоваться общепринятыми словами - названиями цвета , часто еще в отрыве от конкретного предмета ( синим  он может назвать и желтый, и зеленый предмет ,)

3. Содержание образовательной деятельности программы

Дети 2-3 лет осваивают простейшие действия, основанные на перестановке предметов, изменении способа расположения, количества, действия переливания, пересыпания. При поддержке взрослого использует простейшие способы обследования; сравнение предметов по свойству, определение сходства - различия. Ребенок подбирает пары, группирует по заданному предметно образцу (по цвету, форме, размеру).

Дети осваивают простейшие умения в различении предэталонов (это, как мячик; как платочек). Начинают пользоваться эталонами форм (шар, куб, круг).

Различают среди двух-трех большие и маленькие предметы, длинные и короткие, высокие и низкие при условии резких различий.

Проявление интереса к количественной стороне множеств предметов. Различение и показ, где один предмет, где много, находят и называют один, два предмета.

Освоение цветов спектра, использование в собственной речи некоторых слов-названий цвета, часто без соотнесения с данным цветом.

Освоение фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), подбор по образцу, «опредмечивание фигуры». Различение по величине, сравнивание 3 предметов по величине.

4. Календарно-тематическое планирование

п.п.

Название раздела, темы

Цели

Кол-во часов

форма и размер

5

1

Адаптационный период

Различение и называние предметов ближайшего окружения (игрушки). Развитие умения играть с игрушками. Группировка игрушек по размеру (большой, маленький)

1

2

Адаптационный период Что нам привез Мишутка?

Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования.

1

3

«Любимые игрушки»

 1. Учить детей называть и различать игрушки (кукла, машина, барабан, неваляшка, резиновая собачка, погремушка).

2. Закреплять умение играть с игрушками

1

4

«Большие и маленькие игрушки»

1. Закреплять знание названий игрушек (кукла, машина, барабан, неваляшка, резиновая собачка, погремушка), умение играть с игрушками. 2. Развивать у детей умение группировать игрушки по размеру (большая неваляшка - маленькая неваляшка)

1

5

«Одинаковые - разные игрушки»

1. Учить детей сравнивать игрушки с использованием слов «одинаковые», «разные». 2. Познакомить с красным и синим цветом, учить группировать игрушки по цвету (красный, синий).

1

                                                    Геометрические фигуры

7

6

«Круг»

 . Учить детей различать и называть геометрическую фигуру (круг); находить игрушки круглой формы.

2. Различать круг по цвету (синий, красный), по размеру (большой, маленький).

3. Учить сравнивать игрушки, предметы (одинаковые -разные)

1

7

«Разноцветные круги»

1. Закреплять умения детей различать геометрическую фигуру (круг); по цвету (красный, синий, зелёный) и размеру (большой, маленький).

2. Познакомить с зелёным цветом.

3. Закреплять навыки в умении различать игрушки круглой формы

1

8

«Собираем урожай овощей и фруктов»

1. Учить детей называть и различать овощи и фрукты: помидоры, огурцы, капусту, морковь, сливу, грушу, яблоко; группировать овощи и фрукты по форме и размеру (большой круглый; маленький круглый).

2. Закреплять умение сравнивать овощи фрукты с использованием слов «одинаковые», «разные».

3. Развивать умение различать овощи и фрукты по цвету (красное яблоко, синяя слива, зелёный огурец...)

1

9

«Весёлые предметы»

1.Закреплять умение детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы.                                                                                                          2. Познакомить с жёлтым цветом.                                                                                                                                                           3. Развивать умения различать предметы по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый).                                                                      4. Учить сравнивать предметы (одинаковые - разные; большие - маленькие)

1

10

«Квадрат»

1. Учить детей называть и различать квадрат, предметы квадратной формы (игрушки, предметы).

2. Закреплять умение различать геометрическую фигуру (квадрат) по цвету и размеру

1

11

«Круг, квадрат».

1. Учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат); находить предметы и сравнивать их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик).

 2. Закреплять умение группировать предметы, игрушки по форме (круглый мяч, квадратный стол).

3. Учить сравнивать предметы, игрушки (одинаковые -разные); по размеру (большие - маленькие); по цвету (красный, синий, жёлтый, зелёный)

1

12

«Найди такую же».

1 Учить детей различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); находить предметы и сравнивать их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадрат )                                                                                                                          2Учить группировать предметы определенного цвета; развивать умение обобщать предметы по признаку цвета.

1

                                                       Количество

3

13

«Много - один»

1. Учить детей создавать и изменять группы предметов путем увеличения или уменьшения, с использованием слов «много», «один».

2. Закреплять названия игрушек и умение играть с ними.    Учить сравнивать предметы  много и один

 сравнивать игрушки по цвету (красный, синий, жёлтый, зелёный), размеру (большой - маленький).

1

14

«Много, мало, один».

1. Учить детей создавать и изменять группы предметов путем увеличения или уменьшения с использованием слов «много», «один», «мало».

2. Развивать умение различать предметы, игрушки по цвету (красный, синий, зелёный, жёлтый).

3. Закреплять навыки в умении различать предметы, игрушки круглой формы. 4. Учить сравнивать предметы, игрушки (одинаковые -разные; большие - маленькие)

1

15

«Много, мало, один»

1. Упражнять детей в составлении групп отдельных предметов по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».

2. Учить находить сходство между предметами (одинаковые, разные).

3. Закреплять умение группировать предметы по форме, цвету размеру

1

                                                       Цвет,форма,размер

5

16

«Посуда»

1. Учить детей различать и называть посуду.

2. Познакомить с назначением посуды.

 3. Закреплять умение различать предметы посуды по цвету (красный, жёлтый, зелёный, синий), форме (круглая, квадратная), размеру (большая, маленькая).

4. Закреплять умение сравнивать посуду с использованием слов «разные», «одинаковые».

1

17

«Одежда»

 

1. Познакомить детей с предметами одежды.

 2. Учить различать предметы одежды по цвету (синий, жёлтый, зелёный, красный), размеру (большая куртка, маленькая куртка).

3. Познакомить с последовательностью (алгоритмом) одевания на прогулку

1

18

«Мебель»

1. Познакомить детей с предметами бытового окружения (мебель).

 2. Учить различать предметы мебели по цвету (синий, жёлтый, зелёный, красный), размеру (большой, маленький), форме (круглый стол, квадратный стол).

3. Упражнять в составлении групп предметов мебели по количеству с использованием слов «много стульев», «один шкаф», «мало столов»

1

19

«Предметы вокруг нас»

1. Учить детей называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуда).

2. Закреплять знания о назначении предметов.

3. Развивать умение различать предметы по форме, размеру, цвету.

4. Закреплять умение составлять группы предметов по количеству с использованием слов «много», «один», «мало».

5. Учить находить предметы и сравнивать их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик)

1

20

«Группировка предметов по размеру» (большой, поменьше, маленький)

1. Закреплять у детей умение различать называть и предметы близкого окружения.

2. Закреплять знания о назначении предметов.

3. Учить группировать предметы ближайшего окружения по размеру (большой, поменьше, маленький)

1

                                                                Счёт

4

21

«Сравнение предметов по количеству. Счёт 1,2»

1. Учить детей счёту 1,2.

 2. Упражнять в умении группировать предметы по количеству: 2 машины, 2 зайца (машин столько же, сколько зайцев) использовать при этом слова «столько», «столько - сколько».

3. Закреплять умения сравнивать предметы по форме, цвету, размеру

1

22

«Счёт до 3»

1. Учить детей считать до трёх - количественный счёт предметов; сравнивать предметы по количественным отношениям и признакам («Один круглый красный мяч -это мало; 1, 2, 3 куклы - это много»).

 2. Закреплять умение группировать предметы по форме, цвету, размеру

1

23

«Шар»

1. Познакомить детей с шаром и его свойствами.

 2. Закреплять знание счёта до 2.

3. Закреплять умения сравнивать предметы по количеству (один - много, много - мало, один - мало, столько - сколько, столько же как); группировать предметы по форме, цвету, размеру

1

24

«Куб»

1. Познакомить с кубом и его свойствами.

2. Учить детей считать до трёх - количественный счет предметов.

3. Закреплять умение сравнивать предметы по количественным отношениям и признакам («Один квадратный красный шкаф - это мало; 1, 2, 3 круглых стола - это много»). 4. Учить называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуда, одежда). 5. Закреплять знания о назначении предметов

1

                                              «Сравнение предметов по количеству

 

3

25

«Столько — сколько», «поровну»

1. Учить детей счёту до 2.

2. Упражнять в умении группировать предметы по количеству: 2 машины, 2 зайца (машин столько же, сколько зайцев) с использованием слов «столько», «столько -сколько», «много», «мало», «один», «поровну», «здесь столько же, сколько и там».

3. Закреплять умение называть и различать предметы близлежащего окружения

1

26

«Сравнения совокупностей предметов по количеству. Столько же»

1. Закрепить умение считать до 3.

 2. Учить детей сравнивать предметы по количеству с использованием слов «столько же» («Мячей столько же, сколько и кукол»).

 3. Учить группировать предметы по форме (круг, квадрат); находить предметы и сравнивать их по форме (как мячик, как кирпичик, как квадратик

1

27

«Числовая оценка предметов»

1.Учить детей сравнивать по количеству части тела и лица: 2 глаза, 2 руки, 2 ноги, 1 нос...

2. Закреплять умение сравнивать по количеству предметы: 2 мяча, 1 кукла, 3 книги.

3. Закреплять умение считать до 3.

4. Продолжать учить сравнивать предметы по количеству с использованием слов «столько же» («Мячей столько же, сколько и кукол»).

5. Закреплять умение сравнивать предметы по количественным отношениям и признакам («Один синий стул - это мало; 1,2,3 красных стула - это много»)

1

                                                            Величина

6

28

«Длинный - короткий»

1. Учить детей называть и понимать слова, обозначающие длину предмета; сравнивать 2 предмета по длине.

2. Упражнять в рассказывании о результатах сравнения («Эта полоска красная, она длиннее, чем синяя»)

1

29

«Сравнение предметов» («такая же как», «не такой как»)

1. Учить детей группировать предметы ближайшего окружения по размеру (большой, поменьше, маленький).

2. Развивать умение сравнивать предметы по 2 признакам - размер и цвет (большие красные мячи, маленькие зелёные мячи); размер и форма (маленькое квадратное зеркало, большое круглое зеркало); форма и цвет (квадратный жёлтый стол, круглый синий стол).

3. Учить сравнивать предметы между собой с использованием слов «такая же как», «не такой как»

1

30

«Разноцветные полоски»

1.Упражнять детей в умении сравнивать между собой полоски разной длины и цвета.

2. Учить группировать полоски по длине и цвету; учить различать по размеру (длиннее чем, короче чем, больше чем, меньше чем); группировать предметы по форме.

3. Упражнять в выделении отдельных предметов из группы («Эта кукла больше, чем зайка, а зайка меньше, чем мишка»)

1

31

«Шар и куб»

1. Продолжать знакомить детей со свойствами шара и куба.

2. Развивать умение различать по размеру (длиннее чем, короче чем, больше чем, меньше чем).

 3. Продолжать учить группировать предметы по форме и размеру.

4. Упражнять в выделении отдельных предметов из группы

1

32

«Высокий — низкий»

1. Учить детей называть и понимать слова, обозначающие высоту предмета; сравнивать 2 предмета по высоте.

2. Упражнять в рассказывании о результатах сравнения («Эта красная башня - высокая, а эта желтая башня -низкая»).

3. Развивать умение различать предметы по высоте

1

33

«Сравнение предметов по высоте»

1. Продолжать учить детей называть и понимать слова, обозначающие высоту предмета.

2. Развивать умение различать предметы по высоте (высокий, пониже, низкий).

3. Учить детей находить предметы («Найди такой же высокий стул, как этот»).

4. Закреплять умения сосчитывать предметы и сравнивать их по количеству

1

                                            Ориентировка в пространстве

3

34

«Найди нужный предмет»

1. Учить детей ориентироваться в помещении группы.

 2. Развивать умение называть местонахождение предмета (мяч в корзине, кукла на полке, тарелка на столе).

3. Упражнять в группировке предметов по форме, цвету, размеру (большой - маленький, высокий - низкий, длинный — короткий).

4. Закреплять умения сосчитывать предметы и сравнивать их по количеству

1

35

«Весёлый магазин»

1. Развивать у детей игровые (исполнение роли продавца/покупателя) и речевые умения ( здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, спасибо, до свидания).

2. Закреплять умения называть предметы и группировать их по общим признакам («Дайте мне три больших яблока, 2 зелёных маленьких мяча...»); определять местонахождение предмета

1

36

«Сказочные герои в гостях у ребят»

1. Учить детей ориентироваться в помещении группы.

2. Закреплять умение сравнивать предметы по общим признакам.

3. Развивать навыки речевого умения.

 4. Закреплять навыки в сосчитывании предметов

1

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

№ п\п

                                                              Наименование

Имеется в наличии

(количество)

Оборудование  

1.

Ноутбук LENOVO

1

2

Экран IQ Board

1

3

Проектор EPSON

1

4

Музыкальный центр Sony

1

6

Мольберт

2

7

Детский планшет

1

                                                            Мебель

8

Дидактический уголок «Наши книжки»

9

Дидактические настенные панели

4

10

Столы

4

11

Стулья

21

12

Стенка игровая

1

13

Шкаф для пособий

1

14

Стул офисный

1

15

Стол для воспитателя

1

                                         Методическое обеспечение группы

                                 Оборудование центров в соответствии с требованиями  ФГОС

16

Пирамидка пластмассовая малая

3

17

Пирамидка деревянная из 7 элементов 7-ми цветов со скругленным основанием для балансировки.

3

18

Игровая панель с тематическими изображениями сенсорными элементами

      4

19

Набор кубиков

     1

20

Дидактический набор из деревянных брусочков разных размеров

           1

21

Напольный крупногабаритный пластмассовый конструктор из "кирпичей" и половинок "кирпичей" с креплением элементов по принципу ЛЕГО

           1

22

Муляжи фруктов и овощей

1 наб

23

Фигурки животных

1 наб

24

Матрешки 5-х кукольная

    4

25

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки

6

26

Шнуровки простые

3

27

Мозаика с крупногабаритной основой

2

28

Тематические наборы карточек с изображениями

23

29

Кукла в одежде

4

30

Грузовые, легковые автомобили

6

31

Бусы

1

32

Тактильные наборы

1

33

Конструктор ЛЕГО крупный  напольный

1

34

Конструктор ЛЕГО «Дорога»

1

35

Логические блоки Дьёнеша»

4

36

«Сложи квадрат» интеллектуальная игра Никитина

2

37

Конструктор деревянные игрушки

6

38

Кубики (геометрические фигуры)

2

39

Шнуровки для развития мелкой моторики (луна, цветочек, лиса)

40

Пирамидки

6

41

Деревянные вкладыши (автобус, рыбы, животные, машины)

5

42

Кольца накидные «Слоник»

1

43

Мозаика разноцветная

2

45

Матрёшка

4

46

Дидактическая игра «Найди половинку»  

1

47

Набор строительного материала

1

48

Дидактическая игра «Большие и маленькие» знакомство с животными и их детёнышами

1

49

«Математика – это интересно» рабочая тетрадь

15

50

Конструктор «Деревянные игрушки»

1

5.1. Список литературы

1.Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.

2.Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство»: учеб.-метод. пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 г.

3.Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство».Группа раннего возраста. З.И. Самойлова. Издательство: Учитель г. Волгоград, 2015 г.

4.О.Э Литвинова .Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности.  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.

 5. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: Первые шаги в математику, развитие движений. - М.: ТЦ Сфера,

 6.. Т.М.Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в первой младшей группе детского сада. ООО «Метода»2013г.

7.Янушко Е.А. Сенсорное развитие для детей раннего развития 1-3года. Издательство: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2013г.

Интернет ресурсы

https://www.maam.ru                                                                                                                                                                     https://infourok.ru                                                                                                                                         https://nsportal.ru                                                                                                                                    www.doshkolnik.ru                                                                                                                            www.vospitatel-dou.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Росинка" по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель ег...

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Математическое и сенсорное развитие для детей 5-6 лет"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА Образовательная область  «Познавательное развитие» Модуль «Математическое и сенсорное развитие» (младшая группа, второй год обучения)...

Рабочая программа познавательной направленности по формированию математического и сенсорного развития с использованием ТИКО-технологий

Пояснительная запискаРабочая программа познавательной направленности по формированию элементарных математических представлений у детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет .Цель програм...

Геометрические игры и сказки к программе по математическому и сенсорному развитию "Геометрика" .

Дидактический материал к программе "Геометрика" для детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группах раннего возраста

В программе представлены 31 занятие по сенсорному развитию  с детьми раннего возраста.Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов, а также снятие напряжение и тревожности, по средствам игр,...