Конспект. Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Кулебакина Юлия Николаевна

Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни

Возможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»

Формирование элементарных математических представлений

Конспект непрерывной образовательной деятельности

" Колобок – румяный бок "

для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие»,задачи:

формировать представления о величине: длинный – короткий, большой – маленький, средний

- продолжать знакомить с кругом, квадратом треугольником, формировать умение называть его, сравнивать между собой.

- развивать умение зрительно определять и называть цвет предметов.

- развивать внимание, память, логическое мышление, математические способности детей

ОО ФГОС ДО «Речевое развитие»,задачи:

- стимулировать проявления речевой активности при решении проблемных ситуаций.

- продолжить развивать умение отгадывать загадки

ОО ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»,задачи:

- развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ОО ФГОС ДО «Физическое развитие»,задачи:

- развивать крупную и мелкую моторику обеих рук

- укреплять правильную осанку

Материалы и оборудование

1. Демонстрационный материал презентация

2. Ребристая дорожка

3. Мультимедийное оборудование ноутбук

4. Фигурки настольного театра - колобок, заяц, волк, лиса, медведь, бабушка, дедушка

5. Раздаточный материал на каждого ребенка — геометрические фигуры разные по форме и величине.

6. Оборудование для дидактической игры «Разложи фигуры в домики»

карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).

7. Оборудование для дидактической игры«Найди свой домик»: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

8. Логическая игра «Мишка» (геометрическая мозаика по образцу) по количеству детей. Большой круг – морда мишки, треугольник – нос, 2 маленьких круга – глаза, 3 средних круга уши и морда мишки.

9. Образец «Мишка»

10. Палочки Кюизенера.

Предварительная совместная деятельность

1. Чтение сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций.

2. Беседа по иллюстрациям.

3. Лепка предметов круглой формы.

4. Знакомство с понятием «загадка» и принципом их отгадывания.

5.

Ход непрерывной образовательной деятельности

1.Организационная часть:

Воспитатель:

Соберемся, дети, в круг.

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

- А в сказке оказаться хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: - А вот и сказочная дорожка. Давайте пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет. (Дети вместе с воспитателем идут по ребристой дорожке.)

2.Основная часть:

Показ презентации «Колобок»

Слайд № 3

Воспитатель: - Ой, смотрите, чей-то домик. Давайте узнаем, кто здесь живет?

Слайд № 4

Воспитатель: Это же дедушка и бабушка. Отгадайте,из какой сказки дед и баба:

Загадка:

Из муки он был печён,

На сметане был мешён.

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песни пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?.

Дети: Колобок.

Воспитатель: Верно, это дедушка и бабушка из сказки «Колобок». Сегодня я расскажу вам сказку про колобка. Но это не та сказка, которую вы все хорошо знаете, а сказка на новый лад. Вы будете мне помогать?Тогда садитесь поудобнее и слушайте:

«Жили – были дедушка и бабушка.Вот и просит дед бабу«Испеки-ка, старая, колобок». Баба замесила тесто и задумалась – какой формы лучше сделать колобка. Разделила тесто и из одного кусочка сделала вот такой колобок.». (Воспитатель демонстрирует треугольник.)

- Какой формы получился колобок у бабы?

Дети: Треугольный.

Воспитатель: «Дед увидел и говорит«Баба, что ты сделала? Колобки такие не бывают». И слепил вот такой колобок…». (Воспитатель демонстрирует квадрат.)

- Какой формы получился колобок у деда?

Дети: Квадратной.

Воспитатель: «Бабка обиделась и говорит«Отродясь таких колобков не видела!». И начался у них такой спор…»

- Ребята, чтобы дед с бабой не поссорились, давайте поможем им. Как вы считаете, какой формы должен быть колобок?

Дети: Круглой.

- Почему он не может быть ни треугольным, ни квадратным?

Дети: Не катится.

Слайд № 5

Воспитатель Представьте себе, что у вас в руках кусочек теста. Покажите, как мы будем катать колобок.

Пальчиковая гимнастика

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Колобок мы испечем!

(руками совершаем движения, как будто лепим колобок)

Воспитатель (Показ фигурки колобка.) - Вот какой красивый колобок получился у нас. Какой он формы?

Дети(Круглый.)

Воспитатель «Помирились дед с бабой. Положили колобка на окно остывать, а сами пошли чай пить. Давайте и мы с вами найдем домики для моих друзей геометрических фигур»

перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.

Дидактическая игра«Найди свой домик»

Цельформировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.

Игровая задача: Давайте и мы с вами найдем домики для моих друзей геометрических фигур

Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по форме и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.

Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.

Воспитатель говорит«В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т. д.»

После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.

Слайд № 6

Воспитатель «Надоело колобку лежать на окне, он и покатился по тропинке в лес. Катится колобок, а навстречу ему заяц.»

Слайд № 7

«Увидел колобка,обрадовался и говорит«Колобок, колобок, я тебя съем!».А колобок ему отвечает«Не ешь меня, заяц». «Отпущу тебя, - говорит заяц, - если выполнишь мое задание. Разложи фигуры в домики. «Да я не умею», - расстроился колобок.»

- Поможем, ребята, колобку выполнить задание зайца?

Дети: Да.

Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»

Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигурформировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры; сравнивать их по величине;

Игровая задача: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».

Размести «жильцов» в домики.

Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает:

Размести «жильцов» в домики.

-По форме (в красном домике – круги и т. д.).

-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).

Воспитатель- Молодцы, с этим заданием вы справились.

Слайд № 8

Воспитатель «Катится колобок дальше,а навстречу ему серый волк:

«Я - сердитый волк,

Я зубами щелк да щелк!

Выполни, колобок, задание, а не то я тебя съем. Выложи из палочек дорожки разного цвета.». Совсем расстроился колобок.»

- Ребята, давайте поможем колобку, чтобы волк его не съел.

(Дети выкладывают две дорожки разного цвета из палочек Кюизенера.)

Воспитатель- Какого цвета дорожки вы выложили?

Дети(ответы детей)

Слайд № 9

Воспитатель «Покатился колобок дальше и повстречал медведя. Выполни, колобок, задание, а не то я тебя съем. Сделай мой портрет. Ребята, давайте поможем колобку, чтобы медведь его не съел.

Логическая математическая игра «Мишка»

Воспитатель: Какую фигуру вы возьмете, чтобы сделать голову мишке? (круг). А ушки будут? Какую фигуру возьмете? (маленькие круги). А глазки? Какие фигуры возьмёте? (2 самых маленьких круга). А носик нужен? Какую фигуру возьмете (Треугольник)

Воспитатель Молодцы, посмотрите, какие красивые у нас получились мишки.

Слайд № 10

Воспитатель «Покатился колобок дальше,и встретил лисицу:

«Колобочек, мой дружочек!

За тобой бежать нет мочи!

Колобок, колобок, я тебя съем!».

А колобок отвечает«Лисичка, не ешь меня. Лучше посмотри, что мы с ребятами будем делать.»

Игровое упражнение «Что сначала, что потом».

Воспитатель ставит на стол персонажей сказки из настольного кукольного театра.

Воспитатель- Посмотрите на героев сказки «Колобок» и скажите, кого сначала повстречал Колобок, кого повстречал потом.

Можно продемонстрировать неправильную последовательность и попросить детей найти ошибку.

Часть 3 –заключительная.

Воспитатель: - Вы молодцы! Выполнили все задания и спасли колобка. А колобку пора отправляться домой к бабушке и дедушке!

Слайд № 11

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

- К кому в гости мы ходили?

- По какой дорожке шли?

Слайд № 12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok1_wecompress.com_.pptx576.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений Конспект непрерывной образовательной деятельности " Колобок – румяный бок " для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Формирование представления о форме и величине у детей с особенностями развития"

Доклад формирование представления о форме и величине у детей с особенностями развития...

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни.

Особенности формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни....

«Как использовать дидактические игры для формирования представлений о форме и величине у детей четвёртого года жизни?»

Уважаемые родители!Дидактическая игра – явление сложное, но очень интересное. Одним из элементов подобной игры является дидактическая задача. Вторым элементом является игровая задача, побуждающа...

Презентация "Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни"

- формировать представления о величине: длинный – короткий, большой – маленький, средний- продолжать знакомить с кругом, квадратом треугольником, формировать умение называть его,...

«Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни»

Консультация для родителей «Использование дидактических игр  для  формирования представлений о форме и величине у детей  четвертого года жизни»...