Конспект образовательной деятельности в старшей группе для детей с ЗПР. ФЭМП. Тема. Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические закономерности.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Митина Вера Борисовна

Цели: упражнение  в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений:  последовательность времён года, развитие логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василёк »

Представление опыта работы студентам  КГБПОУ «РПК»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

для детей с задержкой психического развития.

Познавательное развитие

(формирование элементарных математических представлений)

Тема. Порядковый счет. Последовательность времен года. Логические

           закономерности.

Из опыта работы:

учителя -дефектолога

МБДОУ «Д/ сад № 14 «Василёк»

Митиной В.Б.

г. Рубцовск

 март, 2018

Цели: упражнение  в порядковом счёте в пределах 9, расширение временных представлений:  последовательность времён года, развитие логического мышления.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • Обеспечить усвоение порядкового  счёта в пределах  9, правильно отвечать на вопросы «сколько всего?», «какой по счёту?», «кто перед?», «кто после?», «кто за?», «кто до?».

Коррекционно - развивающие:

  • расширять  временные  представления:  последовательность времён года, понятия  до, за, раньше, позже;
  • учить находить и соблюдать логические закономерности при раскрашивании изображений;
  • развивать речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику, интерес к предмету, умение действовать в соответствии с инструкцией;
  • формировать интерес к проблеме охраны природы, продолжать  знакомить детей с правилами поведения в природе.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе.

Формы организации совместной деятельности: игры, упражнения, практическая деятельность

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации:

Практические: упражнение, моделирование, изготовление игрушки - волчка

Наглядные: демонстрация наглядных пособий

Словесные: рассказ педагога, беседа

Игровые: дидактическая игра

 

Лексический материал: порядковые числительные, предлоги «перед, после, до, за, между».  

Оборудование: мнемотаблица по стихотворению «Времена года», демонстрационные и раздаточные картинки по временам года, фотографии детей, экологические знаки,  вагончики 1 – 9, 9 разных машин с номерами от 1 до 9, заготовки – круги, разделённые на 9 частей, частично закрашенные с соблюдением закономерности,  цветные карандаши, аудиозвуки «стук колес поезда»,  «писк мышки», знаки к игре «Замри», фишки

Предварительная работа: знакомство с числом и цифрой 9, значение словосочетаний  «весна-красна», «лес наряд свой сбросил».

Ход образовательной деятельности.

Этап работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент.

Дидактическая игра «Наоборот».

 Цель: психологический настрой на совместную деятельность.

- Ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Сейчас проверим.

  • Зима ушла, а весна… пришла
  • Зима холодная, а весна… теплая.
  • Зимой солнце морозит, а весной… греет.
  • Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
  • Зимой надевают шубы, а весной … куртки.
  • Зимой медведь спит, а весной … просыпается.
  • Зимой идёт снег, а весной идёт … дождь.

Дети добавляют слово, повторяют предложение и садятся на место.

Сядьте ровно, ножки вместе.

Ручки полочкой на стол

Начинаем разговор.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть.

Минутка календаря.

Цель: формирование временных представлений.

Картинка «День воды»

Педагог демонстрирует детям пособие «Календарь».

– Расскажем вместе  о сегодняшнем дне по плану.

ЧИСЛО,  МЕСЯЦ, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.

- Если сегодня четверг, то завтра будет …

- Если сегодня четверг, то вчера была  …

- Какие праздники уже принесла нам весна?

Да сегодня, 22 марта – Всемирный день воды.

Всемирный – это значит его отмечают во всем мире, на нашей планете Земля. Без воды не может жить ни человек, ни растения, ни животные. После занятия мы поговорим, почему  важно  беречь воду и как мы можем это сделать.

Коля

- Сегодня 22 марта, время года – весна,  день недели – четверг.

-  Если сегодня четверг, то завтра будет пятница.

- Если сегодня четверг, то  вчера была среда.

1 марта – Всемирный день кошек.

8 марта – Женский день

21 марта – День леса.

22 марта – День воды.

27 марта – День театра

Устный счёт.

Счет от 1 до 9.

Счет от 9 до 1.

Счет от 3 до 8.

Счет от 9 до 2.

Счет от 4 до 7.

Счет от 2 до 6.

- Назови соседей числа 8, 5, 3, 6, 2, 4

Выделение  темы.

- Математика – это гимнастика для нашего ума. Кто изучает математику – тот тренирует свой ум. Сегодня мы с вами посчитаем по порядку, поиграем с временами года и сделаем интересную игрушку.

Порядковый счет.

Включить звук «мышиный писк».

При затруднении показать картинку «мышиный хвостик»

Понятия: перед, после, до, за, между.

- Что это за звук?

- Построим и мы каждый свой поезд.

- Посчитаем вагоны по порядку.

- Сколько вагонов у нас в составе? Но сегодня мы добавляем ещё один вагон. Какой его будет номер?

- А вот отгадайте, кто едет в девятом вагоне.

-За каким вагоном будет стоять наш новый вагон?

- А теперь посчитаем вагоны по порядку слева направо.

- В каком вагоне едет медведь? Заяц? Баран?

- Кто едет перед гусем /перед мышкой/ перед кошкой?

- Кто едет после  коровы/ после слона/ после кошки?

- Кто всех, кто едет до гуся/ после гуся?

- Кто едет между  … и …?

Дети выстраивают вагоны по порядку.

Порядковый счёт 1 - 8

Это мышка.

Порядковый счет.

- А теперь мы построим по порядку наши машины.

- Посчитаем по порядку.

Дети выстраивают ряд машин.

Установление последовательности времен года.

Глобальное чтение слов.

Понятия: перед, после, до, за, между, раньше, позже.

- Зима, лето, осень, весна – что это?

- Времена года идут друг за другом, по кругу. Давайте  разложим по порядку, начиная с зимы.

- Повторим наше  стихотворение. ВРЕМЕНА ГОДА

Первой к нам Зима идет,

Новый год она ведет.

За Зимой — второй — Весна.

Говорят: «Весна-красна».

Третьим — Лето, все в цветах

И с малиной на кустах.

А четвертой — Осень...

Лес наряд свой сбросил.

- Что значит «Весна-красна»? Если взглянуть на улицу, то как раз красного цвета там маловато.

- О весне часто говорят: весна красна. "Красна" - не потому, что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года! Очень красивы и нежны первые цветы... Вся земля быстро покрывается свежей травкой... Она такая красивая, яркая.

- А кто может прочитать карточку и найти нужное время года.

- Какое время года наступает  после осени?

После зимы?

За зимой будет?

Перед зимой …? И т.д.

- Все мы родились в разное время года. Я родилась весной, значит,  свою фотографию  размещу рядом с весной.

дети по порядку выкладывают картинки  «Зима», «Весна», «Лето»,  «Осень»

Красна - значит красивая!

Ребёнок читает и прикрепляет рядом с нужной картинкой.

Дети прикрепляют свою фотографию рядом с тем временем года, когда они родились.

зима:

Лилиана  31.12.

Полина    25.01.

Саша        21.01.

весна

Елисей     25.04.

Коля  П    11.03.

лето

Анна         17.07.

осень

Матвей    11.10.

Физкульминутка

Дидактическая игра «Замри»

Цель: учить детей анализировать схематическое изображение и соотносить его с собственной позой, развивать мышление детей.

Произнося эти слова, педагог называет номер карточки со схематическим изображением человека в какой - нибудь позе. Все дети должны принять такую же позу.

Дети двигаются  по комнате и по команде взрослого "раз, два, три-как пятый замри" останавливаются.

Экологические знаки

- Природа красива в любое время года. И её нужно охранять. Давайте составим знак и расскажем, что он обозначает.

Нельзя ловить и уносить домой детёнышей животных! В природе о них заботятся взрослые животные.

Нельзя топтать и рвать цветы!

Они украшают луга и леса,

Но это не только природы краса

В них пчелы находят целительный дар

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

За тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

Нельзя ломать ветки деревья и кустарники! От этого они сохнут и погибают. Деревья очищают воздух

Нельзя  в лесу разводить костёр! От маленького костра может сгореть большой лес.

Нельзя оставлять мусор в лесу!

Во-первых, мусор в лесу это просто неэтично и некрасиво.

 Во-вторых, в процессе разложения химические элементы попадают в почву и грунтовые воды, затем в родники. Различные химические вещества вступают между собой в реакции и могут непредсказуемо влиять на здоровье человека.

В-третьих, в поисках еды, на «туристические» свалки выходят животные. Вместе с пищей они поглощают целлофан и другие не перевариваемые предметы, что влечет их гибель.

 В-четвертых, на битом стекле в лесу могут легко пораниться отдыхающие дети, туристы, грибники и те же животные.

Нельзя брать в руки и даже трогать птичьи яйца! 

Если ты заметил гнездо – сразу отойди подальше. Его нельзя не только трогать, брать в руки яйца или птенчиков, но даже и фотографировать с близкого расстояния. Испуганные птицы могут навсегда покинуть гнездо и тогда птенцы погибнут.

Яйца птиц очень хрупкие и если их потрогать, то можно невзначай повредить.

Логические закономерности.

- Сегодня я предлагаю сделать вам забавную игрушку.

Меня спроси, как я тружусь?  

- Вокруг оси своей кружусь.

- Какой она формы?

- Но вот времени её докрасить у меня не хватило. Я прошу вашей помощи. Круг разделен на равные части. Сколько всего частей у круга?

- Сколько частей я успела раскрасить?

- Сколько частей не успела раскрасить?

- Цвета в круге должны повторяться. Называем цвета по порядку: …

- Ещё раз повторяю, что цвета должны повторяться. Кто догадался, какой следующий цвет?

Ответ детей:  красный, желтый, зеленый, красный,

Ответ детей: желтый, зеленый, красный, желтый, зеленый

Дети закрашивают части круга, соблюдая закономерность,  и вставляют зубочистку в центр.

Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть.

Д/ упр «У кого башня выше?»     

 

Построим башни из фишек и сравним, у кого выше.

Что вам сегодня показалось особенно интересным.

Дети стоят башню.  

Высказывают свое мнение.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

-  работа по презентациям «Нужен ли нам лес?», «В защиту леса и его обитателей?»;

- закрепление навыков порядкового счёта в пределах 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей возрастной группе (подгруппа – 6 человек) Тема: «А вместе – лучше!»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей....

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР ОО" Познавательное развитие"( ФЭМП)Тема:"Незнайка в гостях у ребят- дошколят" в средней группе.

Интересный конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР"Познавательное развитие" ( ФЭМП), в средней группе....

План-конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла».2015г.

План-конспектинтегрированной образовательной деятельностив старшей группе детей с ЗПР на тему: «Что нам осень принесла»....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе детей с ОВЗ «Зонтики для лисят»

Цель: активировать речь детей.Задачи: закрепление умения действовать по алгоритму. Развивать творческое воображение, внимание, фантазию, научить рисовать зонтики, создать эмоциональный настрой в групп...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе: Познавательное развитие ФЭМП. Тема «Поможем принцессе математики».

Образовательная деятельность проводиться во второй младшей группе по формированию математических представлений на тему «Поможем принцессе математики». Проводя образовательную деятельность,...