Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП» «Ориентировка в пространстве"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Кучерявая Оксана Владимировна

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации. Целью занятия является формирование навыка находить предмет в пространстве, определяя  его место положение словами "вверху", "внизу", "на". Технология проблемной ситуации в дошкольном возрасте позволяет создать познавательную задачу, ситуацию и предоставить детям возможность искать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием технологии проблемной ситуации

Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений»

 «Ориентировка в пространстве»

Программное содержание:

Цель: Учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местоположение словами «вверху», «внизу», «на».

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие:

  • Формировать наблюдательность и любознательность;
  • Развивать познавательную мотивацию;
  • Развитие творческой активности;

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей словами «вверху», «внизу», «на»;
  • Учить понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие пространственные отношения;

Физическое развитие:

  • Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики

Социально-коммуникативное развитие:

  • Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие».  

Тип: Интегрирование.

Цель использования технологии проблемной ситуации в дошкольном образовании: создать познавательную задачу, ситуацию и предоставить детям возможность искать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения; формировать у детей самостоятельное, активное, творческое мышление.

Методы: Словесный, демонстрационный, практический.

Приемы: Наблюдение, ситуативный разговор, показ с объяснением; игровая ситуация;

Формы организации: Групповая.  

Формы НОД: Совместная деятельность;

Возраст детей: 3-4 года (младшая группа)

Предварительная работа: Рассматривание серии картинок «Вверху – Внизу»

Словарная работа: «вверху», «внизу», «на».

Оборудование: Игрушечная мышка; игрушечный кот; домик из картона; мышата и домики (из бумаги) – на каждого ребенка; аудиозапись песни "Екатерина Железнова «Мышь полезла в первый раз"; магнитофон;

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вводная часть (2 – 3 минуты)

(Дети сидят на ковре в кругу).

Воспитатель:

Воришка с длинным хвостиком

Ночами ходит в гости к нам.

Таскает из ведёрка

То сыр, то хлеба корку.

Наш кот узнал воришку.

Кого поймал он? …

Дети: ответы детей (Мышку!) 

У воспитателя в руках игрушечная мышка.

Воспитатель: К нам в гости прибежала мышка. Она нам что-то хочет рассказать. Чтоб вам лучшее ее слышать, я помещу ее вот сюда. Кто мне ответит, где мышка?

Дети: Наверху!

Мышка: Ребята, беда, беда! За мной и за моими мышатами гонится Васька кот! Помогите, спрятаться от него!

Воспитатель: Ну что ребята, поможем?!

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, сколько мышек наверху?

Дети: Одна!

Воспитатель: Посмотрите, к нам мышата прибежали! Мышка – одна. А сколько мышат?

Дети: Много!

Основная часть (10 минут)

Воспитатель: А что делают мышата, пока кот спит?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно, пока кот спит, мышки играют. Давайте и мы поиграем.

Пальчиковая игра «Веселая мышка»

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила (отшлёпала) всех

Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

Воспитатель приглашает детей сесть за стол.  Каждому ребенку раздается по одному бумажному домику и по одной бумажной мышке.

Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть мышонок и домик. Сейчас мы попытаемся выполнить очень сложное задание. Мышата будут прятаться от кота то внизу, то наверху этих домиков!  Мышата будут подходить медленно к коту. А как только мама мышь скажет: «А теперь наверх бегите! /Вы внизу остановитесь!» им надо прятаться наверх своего домика, или оставаться внизу.  Готовы?

Дети: Да!

Задание «Кошки-мышки»

Кот: Мяу-мяу, мышки, мышки!

Поиграем в кошки-мышки!

Дети отвечают:

В кошки-мышки наша мать

Не велела нам играть!

Кот: Подходите, подходите,

Мама мышь: А теперь наверх бегите!

Мяу!

Кот-игрушка догоняет мышек. Каждый ставит свою мышку наверх своего домика!

Кот: Мяу-мяу, мышки, мышки!

Поиграем в кошки-мышки!

Дети отвечают:

В кошки-мышки наша мать

Не велела нам играть!

Кот: Подходите, подходите,

Мама мышь: Вы внизу остановитесь!

Мяу!

Кот-игрушка догоняет мышек. Мышки бегут к своим домикам. Каждый свою мышку оставляет внизу! Задание повторяется несколько раз.

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер в кругу.

Мышь: Молодцы ребята, помогли нам с мышатами, справится с очень сложным заданием! Кот никого не поймал! А теперь пойдемте поиграем в нашу любимую игру!

Игра «Мышь полезла в первый раз"

(Садимся на коврик, на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки).

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Воспитатель: Ребята, чтоб посмотреть который час, куда мышь залезала? (Наверх) А падала куда? (Вниз). Молодцы!  

Мышь радуется, благодарит ребят за помощь и за веселые игры!

Заключительная часть (1-2 минуты)

Рефлексия.

Воспитатель: Вот как здорово мы провели время! Давайте вспомним кто у нас был в гостях?

Дети: Мышь и мышата.

Воспитатель: А как мы им помогли?

Дети: Мы помогли им спрятаться от кота.

Воспитатель: А куда прятались мышата?

Дети: Они прятались то наверху домика, то внизу.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? Что нового вы сегодня узнали? Что хотели бы повторить?

Список литературных источников:

  1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. — СПб. : Детство-Пресс, 2012. — 112 с.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарий занятий с детьми 3-4 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
  3. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 29 [1] с.: ил. – (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Поможем Маше вернуться домой»;образовательная область «Познавательное развитие»

Обобщать умение детей различать и называть свойства предметов -цвет, форма ( круг, квадрат, треугольник), размер ( большой , маленький), ( узкий и широкий  и количество предметов ( много, ни одно...

Методическая разработка НОД во второй младшей группе с использованием технологии ТРИЗ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Рисование» «Божья коровка»

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности о второй младшей группе с исполь зованием технологии ТРИЗ. Цель занятия: научить рисовать выразительный образ Божьи коровки с испол...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием технологии проблемно-поискового взаимодействия. Тема: «Рыбы»

Цель: Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде.Интеграция областей:- познавательное развитие;- социально – коммуникативное развитие;- речев...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй ранней группы Тема: «Петушок, курочка и цыплята» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми второй ранней  группыТема: «Петушок, курочка и цыплята»(образовательная область «Познавател...

Конспект НОД "Морское путешествие" во второй младшей группе с использованием технологии проблемного обучения

Конспект НОД "Морское путешествие" во второй младшей группе с использованием технологии проблемного обучения...