Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности

в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе

                                                                                                                                                                                         

Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Золотая Хохлома».

Задачи:

Образовательные задачи:
- уточнять и расширять представления детей о хохломской росписи
- продолжать учить создавать композиции хохломской росписи на силуэтах разных видов посуды. 
Развивающие задачи:
- упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);
- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;
- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.
Воспитательные задачи
 - воспитывать любовь к родному краю через народное творчество;
 - способствовать воспитанию патриотических чувств.
 -воспитывать интерес к познанию, чувство радости от достигнутого результата;
-воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать;
-воспитывать интерес к природе.  
Оборудование: посуда, картины, иллюстрации с Хохломской росписью, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, бумага для рисования-- шаблоны посуды, образцы элементов росписи. Аудиозапись песни М. Пахоменко «Хохлома».
Методы и приёмы: словесный (объяснение, напоминания, вопросы), наглядный (демонстрация, иллюстрации) и игровой (использование сюрпризного момента).
Интеграция областей: познавательная, физическая, речевая, социально- коммуникативная
Предварительная работа с детьми: разучивание частушек о хохломе с танцевальными движениями, просмотр презентации: «Золотая Хохлома», чтение стихотворений о «Золотой Хохломе», рассматривание альбома «Золотая Хохлома», чтение книги об истории создания хохломы, рассматривание посуды.
Предварительная работа с родителями: Консультация: «Знакомим ребёнка с хохломой».
Словарная работа: трёхпалый, хохломская роспись.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему:

«Золотая Хохлома»

 в подготовительной к школе группе.

                                                                                                               

                                                                                                             Подготовила: Морозова Алла Валерьевна

Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Золотая Хохлома».

Задачи:

Образовательные задачи:

- уточнять и расширять представления детей о хохломской росписи

- продолжать учить создавать композиции хохломской росписи на силуэтах разных видов посуды.

Развивающие задачи:

- упражнять детей в умении выполнять узор в определенной последовательности (кайма, изогнутая веточка, листья, ягоды, завитки, «травка»), сочетая цвета, характерные для хохломской росписи (золотой, красный, черный и немного зеленого);

- развивать точность движения руки, плавность, ритмичность;

- уметь творчески применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные задачи

 - воспитывать любовь к родному краю через народное творчество;

 - способствовать воспитанию патриотических чувств.

 -воспитывать интерес к познанию, чувство радости от достигнутого результата;

-воспитывать отзывчивость, доброту, желание помогать;

-воспитывать интерес к природе. 

Оборудование: посуда, картины, иллюстрации с Хохломской росписью, гуашь, кисточки, стаканчики для воды, бумага для рисования-- шаблоны посуды, образцы элементов росписи. Аудиозапись песни М. Пахоменко «Хохлома».

Методы и приёмы: словесный (объяснение, напоминания, вопросы), наглядный (демонстрация, иллюстрации) и игровой (использование сюрпризного момента).

Интеграция областей: познавательная, физическая, речевая, социально- коммуникативная

Предварительная работа с детьми: разучивание частушек о хохломе с танцевальными движениями, просмотр презентации: «Золотая Хохлома», чтение стихотворений о «Золотой Хохломе», рассматривание альбома «Золотая Хохлома», чтение книги об истории создания хохломы, рассматривание посуды.

Предварительная работа с родителями: Консультация: «Знакомим ребёнка с хохломой».

Словарная работа: трёхпалый, хохломская роспись.

                         Деятельность детей

                                Деятельность воспитателя

    Примечание

Вводная часть.

Цель: сплотить детей на дальнейшие действия.

Задачи: развивать интерес к познавательной деятельности.

Дети: Да!

Дети: Хохлома!

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

-Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

- Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок.

На экране появляется первый слайд презентации

Основная часть.

Цель: обогащение представлений детей об особенностях народного промысла на примере декоративно-прикладного искусства «Хохлома».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.

Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.

Учить, самостоятельно выбирать колорит росписи, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.

Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества

Входит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы:

Кому посуда для кашки-окрошки,
Чудо-блюдо, да чашки, ложки?

Дети рассматривают «хохломские» изделия.

Дети: Хохломская посуда вызывает у нас радостное, весёлое настроение!

Ребёнок: Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.

Ребёнок: Из дерева липы и берёзы.

Ребёнок:

С начало мастера вытачивали посуду из липы или осины. Покрывали жидким раствором глины, серебряным или оловянным порошком. Чередуя с сушкой изделие становится серебристым. Затем изделие расписывали, опять сушили. Закаливали в печи при определённой температуре, чем достигался медово -золотистый цвет

Дети: Чёрный, красный, жёлтый и реже зелёный.

Ребёнок:

В хохломской росписи используется элемент «криуль»

Что такое есть «криуль»,

Линия иль точка?

Линия волнистая –

Знаем это точно.

Ребёнок:

В хохломской росписи используется элемент «травка»

Травушка-муравушка,

Стелется, ложится,

«Хохлома» травинками,

«Травками» гордится.

Ребёнок:

В хохломской росписи используется элемент «ягода»

Росписей на свете много,

Только ягоды в одной.

Там, «смородинки», «рябинки»

Называем – «Хохломой»

Ещё используют: завитки, капельки, осоки, кустики, и трилистники.

(Дети показывают и называют «хохломскую» посуду)

Дети: Ендова.

Дети: Братина.

Дети: Да!

Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся).

Ребёнок: Изогнутую веточку или крупные элементы: ягоды, листья.

Ребёнок: Потом – мелкие элементы: осоки, капельки, травку, завитки.

Ребёнок: Концом тонкой кисти, чередуя цвета.

Ребёнок: Мы можем использовать для рисования ягод: кисть и ватную палочку.

Ребёнок: Будем использовать цвета: красный, чёрный и зелёный.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

 

На экране появляется первый слайд презентации.

Слайд 1, 2

- Какое странное и весёлое слово «Хохлома». В нём и смех слышится, и восхищённое «ОХ!», и восторженное «АХ!». Давайте скажем все хором … «Хохлома!»

Звучит русская народная музыка.

Входит ребёнок в костюме коробейника с изделиями из Хохломы:

– Посмотрите, это коробейник к нам пожаловал. Коробейник – это торговец, продающий товары, мелкие вещи, необходимые в доме. Давайте рассмотрим его товары (различные предметы из дерева расписанные под «хохлому»).

-Ребята, какое настроение вызывает у вас «хохломская» посуда?

– Присаживайтесь на свои места, я расскажу вам легенду, как появилась хохломская посуда, а вы внимательно слушайте и смотрите.

Слайд 3

Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил.

Слайд 4

Посуду деревянную вырезал.

Слайд 5

Варил себе кашу пшённую и птицам пшена не забывал насыпать.

Слайд 6

Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он и её угостил.

Слайд 7

Птица-жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой… Заиграла чашка праздничным золотым светом. А на ней выросла золотая травка, распустился красивый цветок, ягодка клюква поспела.

Слайд 7

– Правильно, на самом деле известно, что «Хохлома»-  это старинный, народный промысел. Он родился в 17 веке под Нижним Новгородом в большом торговом селе.

-Как называлось это село?

-Правильно, «Хохлома»!

-Ребята, из чего делали мастера посуду?

-Верно! А, кто знает, как её изготавливали?

Слайд 8, 9, 10

-Умница!

-Какие цвета использует художник в хохломской росписи?

Слайд 11

-Молодцы!

- Назовите элементы узора в хохломской росписи.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Правильно, молодцы!

Слайд 15, 16,17,18, 19

-Хохломская посуда бывает разной. Назовите ту, которая вам знакома.

Вы правильно назвали все предметы посуды, но нам попалась посуда, название которой вы не знаете. Давайте с ней познакомимся. Внимание, смотрите на экран.

Слайд 20

– Ендова – большая открытая посуда для вина, пива, меда с одной или двумя ручками. Иногда ендова изготовлялась в виде ладьи, утки, гуся, петуха, тело которого представлял собой сосуд, а шея и хвост – ручки или рыльца для наливания.

-Ребята, давайте все вместе повторим, как называется эта посуда.

(Дети повторяют слово – ендова)

Слайд 21

– Братина – шаровидный сосуд, внешне похож на горшок с крышкой. Использовалась для питья на пирах (крестины, именины и пр.).

- Ребята, давайте все вместе повторим, как называется эта посуда.

(Дети повторяют слово –  братина)

Удивительной красоты посуда!

Ребята, а вы, хотите поучиться народному мастерству «хохломской» росписи?

-Но эта работа требует не только желания, но и крепкой руки, зоркого взгляда, усидчивости.

Нам нужно стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.

На стенде выставлены силуэты различной посуды.

- Вы согласны?

- Посмотрите, здесь и миски, ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.

- Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

- С чего начнёте?

- Что будите рисовать после?

 

- Как нужно рисовать травку и завитки?

- Что мы можем использовать для рисования ягод?

- Какие цвета будите использовать?

 - Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Дети выбирают плоскостные силуэты посуды, садятся за столы и выполняют работу (звучит музыка).

– Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе!

Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит народная мелодия «Гусли»).

 Проводится индивидуальная работа.

- Мне очень интересно, что же у вас получилось? –Ай, да, молодцы! Настоящие умельцы!

 -А пока работы сохнут, предлагаю немного отдохнуть. Делу время, а потехе- час!

Давайте исполним частушки о «хохломе».

(Физкультминутка. Частушки о хохломе)

Заключительная часть.

Цель: подвести итог занятию, воспитывать навыки самооценки.

Задачи: развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, воспитывать интерес к народному творчеству.

(2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников).

-Молодцы!

- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд.

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

Анализ работ.

 - Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая «Золотая хохлома»! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

- Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

 - А что больше всего понравилось вам, и почему?

2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.

 - Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились. Давайте сделаем выставку, пригласим других ребят, воспитателей и родителей, пусть полюбуются, а вы им расскажите о народном чуде «Золотая Хохлома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...

Конспект Образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития для дете среднейй группы тема: «Дымковская барышня»

Цель: обогащение  представлений  детей об искусстве (народное декоративное искусство) как основе развития творчества.Задачи:Продолжать расширять представления детей о дымковской игрушке и эл...

Конспект образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» Конструирование.

Формирование у детей  представления о правилах дорожного движения, автомобили ездят по дороге проезжей части, а пешеходы ходят по тротуар. Учить строить из кирпичиков широкую и узкую дорогу ...

«Светит солнышко» Конспект образовательной деятельности в области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.

Учить детей передавать в рисунке образ солнышка, сочетать округлую форму с прямыми и изогнутыми линиями. Закреплять умение отжимать лишнюю краску о край розетки (баночки). Учить дополнять рисунок изоб...

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОД Тема: «Цветы для мамы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОДТема: «Цветы для мамы»(подготовительная к школе группа)...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Художественному эстетическому развитию» Аппликация «Знакомство с Дымковской игрушкой» во второй младшей группе

Занятие-знакомство с одним из русских народных художественных промыслов - Дымковской игрушкой, которая выполнена методом ручной лепки, прошедшая обжиг, побеленная и расписанная яркими красками традици...