Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Лебеди» (лепка с натуры) Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему

Смирнова Светлана Васильевна

Обучение детей подготовительной группы лепке из глины. Развитие детского пластического творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lebedi.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №41 комбинированного вида.

                                                             Конспект  организованной образовательной деятельности.

Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие».

Тема: «Лебеди» (лепка с натуры)  

Подготовительная  к школе группа

 

                                                                                                                       Выполнила:

Смирнова Светлана Васильевна

                                                                                                                                                         воспитатель МБДОУ д/с № 41

                                                                                                           

 г.о.г.Шахунья

2015 год        

Цель: развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания  искусства скульптуры и развитие детского пластического творчества.

Образовательные:

 продолжать знакомство детей со скульптурой малых форм анималистического жанра, средствами её выразительности  (материал, объёмность, статика, пропорциональность);

 учить детей лепке птицы с натуры, передавая сходство и характерные особенности;

продолжать учить детей лепке комбинированным способом.

Развивающие:

 развивать умение обследовать скульптуру зрительно; развивать представления о пластических свойствах глины.

Воспитательные:

 воспитывать устойчивый интерес к искусству скульптуры, потребность общаться с данным видом искусства.

Методы и приёмы: художественное слово, игровая ситуация, обследование, показ способа лепки, индивидуальный показ, объяснение,

                                       пояснения, указания, анализ детских работ.

Предварительная работа: чтение отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рассматривание иллюстраций с изображением лебедей.

Словарная работа: раскатывать, скатывать, прищипывать, вытягивать, сплюшивать, заглаживать, примазывать; красивая, величавая,

                                       хрупкая, благородная, добрая.

Индивидуальная работа: напоминание, сотворчество педагога и ребёнка, объяснение.

Материалы и оборудование: скульптуры малых форм анималистического жанра изображающие лебедей, глина, доски, ёмкости  с водой, стеки 2х видов, поворотные станки, фартуки.

Т.С.О.: магнитофон, фонограмма Камиль Сен-Санес «Лебедь», П.И. Чайковский «Лебединое озеро»     

   

 

                                                                                     

Части занятия

                               Содержание

Предполагаемые ответы  детей.   

Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование (технологии, методы, приёмы, формы организации)

Прогнозируемый результат и возможные затруднения

I Часть Вводная

IIчасть

Основ-

ная

IIIчасть

Заклю-

читель-

ная

Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите о ком оно?

Стихотворение:

«Улетает стая лебедей,

В небе синем чистота и свежесть,

Лебедей так трогательна верность,

Плачет осень нитями дождей»

Конечно это стихотворение о лебедях. Вам нравятся лебеди?

Расскажите, какие они?

Невозможно не любоваться красотой лебедей. Сколько мифов, стихов, сказок об этих необыкновенных птицах.

  Вспомните в  сказке А.С. Пушкина « О царе Салтане» в кого превратился лебедь?

Вспомним, как поэт описал превращение лебедя в царевну:

  «Лебедь тут, вздохнув глубоко

    Молвила «Зачем далёко?

    Знай близка судьба твоя, ведь царевна это- я»

    Тут она взмахнув крылами, полетела над волнами

    И на берег с высоты

    Опустилася в кусты.

    Встрепенулась, отряхнулась

    И царевной обернулась:

    Месяц под кассой блестит,

    А во лбу звезда горит,

    А сама-то величава,

    Выступает, будто пава,

  А как речь то говорит

  Словно реченька журчит»

  А вот, как изобразил Царевну лебедь – русский художник М. Врубель. Посмотрите на нее внимательно и скажите, какая она?

Лебедь Врубеля очень хрупкая, мечтательная, но в то же время величественная, грациозная, прекрасная, благородная, добрая. Как будто в самую глубину души заглядывают открытые чарующие глаза царевны. Она словно хочет что-то сказать, но молчит.

  Ребята, а ещё я для вас приготовила несколько скульптур лебедей.

  Вы знаете, что такое скульптура?

 

Кто делает скульптуры?

  Из чего сделаны эти скульптуры?      

 

Из чего мы можем изготовить  скульптуры?

Конечно из глины. Глина у нас волшебная. Кто знает, почему мы так её называем?

Физкультминутка.

Ребята, мне сегодня с самого утра захотелось стать скульптором, и я из глины слепила лебедя ещё до превращения её в царевну.

  А вам бы хотелось стать скульпторами и слепить таких лебедей?

Тогда давайте хорошенько рассмотрим  лебедя со всех сторон.

Какая фигурка лебедя вертикальная или горизонтальная? Почему?

Какое у лебедя туловище?

Что впереди на туловище? Шея какая?

Обратите внимание на головку. Она какая? Что на ней есть?

Что сзади на туловище? Хвост какой?

Что скажите о крыльях?

На чём стоит моя птица?

Нравиться ли вам скульптура Лебеди?

Сейчас я, как опытный скульптор, покажу вам, как можно слепить такую скульптуру лебедя.

  Беру кусочек глины и делю его на 2 одинаковые части (пополам). Одну часть откладываю, а вторую делю ещё на 2 части, только теперь на большую и маленькую.

  У меня получилось всего 3 части – большая, поменьше и самая маленькая.

  Беру самую большую часть и раскатываю морковку или конус. Конус выгибаю посередине (плавно). С толстой стороны вытягиваю хвост.

С тонкой выгибаю шею, вытягиваю голову, прищипываю на голове клюв.

  У меня получилось туловище, сзади на котором хвост, а спереди длинная, изогнутая, тонкая, изящная шея, а на неё голова.

  Беру самый маленький кусочек. Скатываю шар. Сплющиваю шар между ладонями в тонкий диск. Диск кладу на доску и делю стекой – ножом на две равные части. Это получились крылья. Крылья прижимаю и примазываю к туловищу по бокам.

  Беру оставшийся кусочек. Скатываю шар. Шар сплющиваю в толстый диск. Получилась подставка, на которую прижимаю и примазываю птицу.

  Ставлю скульптуру на поворотный станок и заглаживаю поверхность водой.

  Прорисую стекой глаза, перья.

  Моя скульптура Лебеди готова.

  А теперь расскажите мне, пожалуйста, как вы, скульпторы, будите лепить свои скульптуры лебедей.

  Что сначала сделаете?

 

Молодцы, скульпторы! Всё запомнили. Теперь попробуйте слепить из глины скульптуру Лебедя.    

Ребята, посмотрите какие грациозные, величавые, прекрасные скульптуры лебедей у вас сегодня получились.

А чья скульптура лебедя больше всего похожа на мою? И чем?

Чем отличается твоя скульптура от моей?

Какие скульптуры лебедей можно назвать выразительными и почему?

Молодцы, скульпторы! Вы сегодня хорошо поработали.

На следующем занятии мы с вами наши скульптуры лебедей раскрасим, и они станут ещё более выразительными и красивыми.

И ещё я хочу вам сказать, что издавна считается, что лебедь – это символ чистоты, совершенства, добра и верности. И тот человек, который имеет такую фигурку лебедя, может стать верным другом и добрым человеком. Чего я вам от всей души и желаю. Благодарю за работу!

 

О  лебедях

Белые и черные, с длинными шеями, с пышными крыльями.

Гордые, сильные.

В царевну.

Красивая, загадочная, печальная, грустная, с большими глазами

Скульптура – это фигура, которую можно увидеть со всех сторон.

Скульпторы.

Стекло, фарфор.

Из глины.

Из нее можно сделать все, что захочется, она мягкая, послушная.

Да

Дети рассказывают о последовательности лепки.

Изгибом шеи, небольшой головкой, прижатыми крыльями, вытянутым хвостом.

Изгибом шеи, наклоном головы, прорисовкой перьев и т.д.

 Гордая, красивая, хрупкая, загадочная, прекрасная, добрая, благородная и т.д.

«Зерно на будущее»

Художественно слово служит для большей заинтересованности детей темой занятия

Описание репродукции картины способствует образной характеристике темы занятия

Вопросы используются для активизации мыслительных процессов, для закрепления полученных ранее знаний.

При помощи вопросов закрепляются представления детей о пластических свойствах глины.

Игровая ситуация.

Игровая роль. Создают положительный эмоциональный настрой, способствуют появлению желания лепить.

Обследование помогает детям зрительно получить информацию о частях, форме, величине, строении, пропорциях скульптуры.

Показ способа лепки играет важную роль в обучении детей лепке, овладению формообразующими движениями, приёмами, последовательностью выполнения работы.

Закрепление последовательности лепки используется для облегчения выполнения задания детьми, правильном использовании формообразующих движений, способа и приёмов лепки частей и скульптуры в целом.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальный показ используется при затруднениях детей в способе и приёмах лепки.

Пояснения, напоминания способствуют уточнению последовательности действий, направлению внимания на выразительное решение изобразительных задач.

Анализ детских работ: подчёркивается сходство с натурой; отмечается выразительность изображений, вызывается радость у детей от созданной скульптуры.

Читаю стихотворение

Читаю  отрывок из сказки А.С. Пушкина

Показываю репродукцию картины М. Врубеля «Царевна - лебедь»

Показываю несколько скульптур.

Данные вопросы могут вызвать затруднения

 

Расскажут о её свойствах.

Думаю, что дети проявят  желание стать скульпторами и слепить скульптуру лебедя.

Выполняю показ скульптуры со всех сторон, вращая поворотный станок.

Обобщающий жест рукой.

Я думаю, что дети в правильной последовательности опишут способ и приёмы лепки.

Включаю фонограмму Камиль Сен-Санс «Лебедь», П.И. Чайковский «Лебединое озеро»

Располагаем скульптуры лебедей на плоскости.

Думаю, что дети ответят на вопрос.

Возможно, дети ответят.

Надеюсь, дети дадут определение своим лебедям:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» направление «Изобразительная деятельность» Лепка «Веселый колобок»

Вызвать интерес к созданию образа по мотивам сказки колобок»;Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведения;Учить детей лепить разными способами: круговыми движениями ладоней;Продолжать...

Конспект образовательной деятельности в области «Художественно- эстетическое развитие» на тему: «Золотая Хохлома» в подготовительной к школе группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22420083","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]Конспект образовательной деятельностив области «Художе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование) Тема НОД: «Гжельские узоры» Тема недели: «Школа. Школьные принадлежности»

Задачи:Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Раз...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», раздел «Изобразительная деятельность - Лепка» на тему «Петя-петушок» для детей средней группы (4–5 лет)

Цель: создать условия для выполнения работы в технике пластилинография.Задачи:Образовательные: закреплять умения и навыки в работе с пластилином – отщипывание, сплющивание, размазывание на основ...

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОД Тема: «Цветы для мамы» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» НОДТема: «Цветы для мамы»(подготовительная к школе группа)...