Измерение предметов
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Косогова Екатерина Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 21.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗМЕРЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Цель занятия

Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах пяти; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление.

Материалы

Для воспитателя: лист бумаги с наклеенными или нарисованными домиками, возле них дорожки одной длины и ширины, но направленные в разные стороны; полоска бумаги (мерка) такой же ширины, как и дорожки; игрушка—волк; два набора цифр (от 1 до 5) на больших бесформенных белых кругах.

Для детей: карандаши, геометрические фигуры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель загадывает загадку.        .

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Выслушав ответы, рассказывает историю:

«Лиса решила подшутить над волком и послала ему письмо: «Приходи ко мне в гости, я тебя чем-то вкусным угощу. Мой дом находится в лесу, рядом с домом медведя. Только помни, что возле моего дома дорожка длиннее. Если выберешь другую дорожку, то попадешь в дом медведя».

Волк пришел в лес, увидел домики, а по какой дорожке идти — не знает. Давайте ему поможем».

Дети начинают обсуждать ситуацию, в которой оказался волк, и предлагают различные способы сравнения, например, приложить дорожки друг к другу.

Воспитатель соглашается, но у детей ничего не получается. Тогда они ищут другие свои способы измерения, например, с помощью пальцев или с помощью линейки. «Но у вас ее нет, подумайте, что еще можно использовать вместо линейки». Если дети затрудняются, воспитатель показывает им полоску. «Может быть, использовать ее?» Дайте возможность детям подумать. Если они не найдут способа решения, возьмите полоску бумаги, приложите к одной из дорожек, отметьте ее длину, загните и лишнее отрежьте.

Затем эту полоску-мерку приложите к другой дорожке. Таким образом определяют, какая из дорожек длиннее. При этом обратите внимание детей на обязательность точного совмещения концов измеряемого предмета и мерки, т. е. на необходимость единой точки отсчета.

Дети должны убедиться, что дорожки одинаковые.

Напомните, что в письме лисы говорилось, что дорожка к ее домику длиннее. Сделайте вывод: лиса подшутила над волком!

Поиграем

«Найди свое место»

На столе лежат треугольники и прямоугольники.

Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. Те, у кого треугольники, встают справа от него; те, у кого прямоугольники, — слева.

  • Какие у каждого фигуры и какого они цвета?
  • Возьмите фигуру в левую руку, поднимите руки вверх и переложите фигуру в правую руку. Опустите руки вниз.

После этого дети меняются фигурами, и игра повторяется (необходимо изменить место ее проведения). После выполнения задания спросите у детей, каких фигур больше: треугольников или прямоугольников? Как узнать? Варианты ответов: можно положить треугольники под прямоугольники, можно взяться за руки, т. е. встать парами.

«Не промочи ноги»

На полу для двух команд разложены «кочки» — по 5 штук белых кругов на некотором расстоянии друг от друга. На кругах-кочках написаны цифры от 1 до 5.

Дети стоят за чертой. Воспитатель предлагает им перебраться на другой «берег»: идти нужно по «кочкам» в соответствии с написанными на них цифрами.

Если ребенок сбился, он выходит из игры. В конце игры подводится итог, в какой команде было меньше ошибок. Затем игра повторяется.

На прогулке

Нарисуйте на снегу палочками широкие и узкие дорожки. Предложите детям перепрыгнуть через них. Спросите: через какие дорожки легче перепрыгнуть? Почему?

Рекомендации для родителей

Посоветуйте родителям в повседневной жизни пользоваться словами «измерить», «померить», «измерение», создавать ситуации, наталкивающие ребенка на измерение.

Ключевое слово

ИЗМЕРЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике "Измерение предметов по ширине"

Данная совместная деятельность предназначена для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной группы "Измерение предметов при помощи условной мерки"

Цель: Закреплять умения детей измерять предметы при помощи условной меркиЗадачи:- Формировать умение самостоятельно проводить исследования-Развивать творческую активность в процессе работы- Помог...

Конспект занятия по ФЭМП на тему "Измерение предметов "

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Худ...

Математика «Измерение предметов» в средней группе

На этом занятии, ребята помогут Мишке решить проблему, которая возникла у него. Но Мишка снова загрустит  и ребята позовут его поиграть вместе со всеми ....