Система работы «Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Калмыкова Ольга Николаевна

Актуальность  – повысить качество воспитательной работы с детьми, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку к их успешному обучению в школе.

                         

         Цель работы – развивать интерес к математическим знаниям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения доказывать правильность суждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_19_-21_-_kopiya.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Жемчужинка», г.Рыбное

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Калмыковой О.Н.

2019 – 2021 уч. год

 

Пояснительная записка

        В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем. Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности.

        Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

        Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

        Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а так же по направленности на развитие тех или иных умений. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей большой интерес. Дети, могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился, в таких заданиях формируются важные качества личности ребенка.        Обучение  математике  организует и дисциплинирует детей, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость,  воля,  воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение любое начатое дело  доводить до конца. Система работы по развитию элементарных математических представлений для детей 5-7 лет (старший дошкольный возраст) составлена на основе «Занятия по математике в детском саду» под редакцией Л.С. Метлина. Тема моей системной работы называется  «Математическое  развитие детей старшего дошкольного возраста через использование     занимательного  материала»          

        Актуальность  – повысить качество воспитательной работы с детьми, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку к их успешному обучению в школе.

        

        Цель работы – развивать интерес к математическим знаниям, самостоятельности, гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения доказывать правильность суждений.

Основные задачи работы:

  • Повторить пройдённый программный материал средней группы;
  • Познакомить с овалом, учить различать круг и овал;
  • Познакомить с образованием чисел от 6 до 10;
  • Развивать навыки ориентировки на листе бумаги и в пространстве;
  • Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами;
  • Познакомить и закрепитьназвания  дней недели;
  • Продолжать развивать умение устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине высоте и др.;
  • Закрепить представление о геометрических фигурах (треугольник, 7 прямоугольник, квадрат, шар, куб, цилиндр) и некоторых их свойств;
  • Дать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на 2 и 4 равные части, и устанавливать между целыми и частью;
  • Познакомить  и закрепить знанияоб образовании чисел первого и второго пятка;
  • Развивать умение сравнивать смежаные числа в пределах 10, на наглядной основе определять, какое число больше или меньше другого;
  • Упражнять в установлении размерных соотношений между предметами, развивать глазомер;
  • Называть предыдущие и последующие числа, понимать выражения до и после;
  • Учить определять количественный состав числа из единиц в пределах 10;
  • Учить измерять длину, ширину высоту предмета с помощью условной мерке;
  • Учить определять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки;
  • Познакомить с составом числа их двух меньших чисел (в пределах 3;5);
  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание:
  • Развивать сообразительность, учить решать задачи на смекалку геометрического содержания.

Основными принципами работы являются:

Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип психофизической комфортности – заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Формирования учебных действий:

Занятий:

  • Групповая
  • Подгрупповая
  • Индивидуальная

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  •  Игры (дидактические и подвижные игры и др.)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью занимательных материалов: картинок, рисунков, плакатов, раздаточных)
  • Показ мультимедийных материалов
  • Проблемно-поисковый

Форма:

  •  Открытое занятие  «Путешествие по островам знаний»
  • Окрытое занятие Квест –игра «Путешествие в страну «Квадратов»
  • Семинар на педсовете по теме «Математическое  развитие детей старшего дошкольного возраста через использование  занимательного материала»  

 

Рекомендации по проведению занятий:

Система работы рассчитана на 2 года   обучения и предусмотрена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). На 2 года обучения рассчитано – занятия, курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся с детьми старшей группы 4 раза в месяц (во 2-й половине дня), с детьми подготовительной группы 8 раз в месяц (во 2-й половине дня). Большую часть программы составляют самостоятельные практические занятия.

Продолжительностью занятий:

1 год обучения (старшая группа) – 20 – 25 минут.

2 год обучения (подготовительная группа) – 25 – 30 минут.

Перечень занимательного математического материала:

Раздаточный материал;

Дидактические игры;

Разнообразное лото;

Палочки Кюизенера;

Игры на классификацию;

Мозаики;

Строительные наборы;

Игры на составление узоров;

Лабиринты и схемы;

Игры для ориентировки на листе бумаги;

Настольно-печатные игры;

Оборудование для измерения деятельности (песок, весы, часы, линейка, метр, рулетка);

Головоломки, головоломки с палочками;

Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов;

Игры для ориентировки на листе бумаги;

Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки, головоломки.

 Система работы составлена с учетом по всем пяти образовательным областям:

 «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении основных движений: ходьба, бег в разных направлениях, строевые упражнения, играя в подвижные игры, также при формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Социально-коммуникативное развитие» - содержание этой области направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, знаний о правилах безопасности дорожного движения. Дети применяют в игровой деятельности, знания и умения, полученные на занятиях.

«Речевое развитие» - это свободное общения со взрослыми и детьми, также развитие всех компонентов устной речи, (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

«Познавательное развитие» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху),  ориентироваться на листе бумаги.

 «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.

Ожидаемые результаты:  это освоения математических представлений значительно, должен расшириться и углубиться. Формироваться  произвольное внимание и память, развиться  умственное  действие (анализ, синтез, сравнение и обобщение),  смекалка и сообразительность, также развитие интереса к приобретению знаний. Знания, полученные детьми на занятиях, постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни.

Список литературы

  1. Данилова В.В., Рихтнрман Т.Д.Обучение матиматике в детском саду, 1998.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Волгоград: Учитель, 2014.

     3. Колесникова Е.В. Математика для детей 5 – 7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2013.

  1. Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  2. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: практический курс математики для дошкольников.  – М.: ИНПРО, 1995.

  1. Шорыгина Т.А. путешествие в Цифроград. Третья математическая сказака. М., 2012.

Интернет – ресурсы (разные)

                                 Работа с родителями на 2019 -2020 учебный год

Дата

Тема  

Задача

Сентябрь

Анкетирование «Математические способности ребенка»

Определить уровень компетенции родителей по данному вопросу

Октябрь

Консультация «Математика – это интересно»

Познакомить родителей с математической работой  и ее свойствами

Ноябрь

Фотовернисаж «Вот как мы занимаемся занимательной  математикой»

Поделиться информаций  проведенной работой, заинтересовать родителей продолжать начатое дело

Декабрь

Индивидуальная беседа по ФЭМП

Повысить уровень компетенции в области математике, и дать рекомендации

Январь

Выставка «Королева математике – и ее поданные»

Привлечь и заинтересовать родителей, созданием совместных работ по математической тематикой.

Февраль

Математические посиделки «Раз ступень, два ступенька, три ступенька …»

Показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Март

Памятка «Для чего нужна ФЭМП детям в детском саду»

Информировать  родителей о важности изучение математикой в детском саду

Апрель

Открытое занятие «Путешествие по островам знаний»

Дать возможность родителям посмотреть, чему дети научились, и как проходит занятие

Май

Папка –  передвижка «Наши успехи за учебный год»

Показать родителям с успехами их детей в области математических знаний

                                 Работа с родителями на 2020 -2021 учебный год

Дата

Тема  

Задача

Сентябрь

Тест «Что мой ребенок знает о математике»

Определить уровень знаний у детей за прошлый учебный год.

Октябрь

Родительское собрание «Скоро в школу»

Рассказать, что будут изучать дети в учебный год по математике.

Ноябрь

Индивидуальная беседа «Мы научимся, мы сможем»

дать рекомендации родителям о способах подтянуть по математике детей

Декабрь

Консультация « Математика – для дошкольников в старшем возрасте»

Формировать потребность правильно решать задачки и примеры, включая логику и мышление.

Январь

Выставка рисунков «Математический вернисаж»

Привлечь  к детскому творчеству, формировать уважительное отношение к совместной работе.

Февраль

Парка – передвижка «Что такое занимательная математика»

Показать значимость в занимательной  математике, и из чего она состоит .

Март

Открытое занятие «Приключение в стану «Квадратов»

Дать возможность родителям посмотреть и, чему дети научились, и как проходит занятие по математике  

Апрель

Олимпиада « Познание это часть математике»

Развивать логику, мышление , память и скорость раздумья.

Май

Стенгазета  «Как прошел год занятий по математике»

показать родителям как успешно занимались математикой за весь учебный год

        Комплексно – тематическое планирование на 2 года, по личному сообщению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ»«Без творчества немыслимо познание  человеком своих сил,способностей...

Опыт работы «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование изобразительных средств пластилинографии»

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие детского творчества.Намечаются новые пут...

ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»

Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

Система работы «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в сюжетном рисовании»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"

В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...

Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...

«Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»

laquo;Система работы по формированию нравственно-патриотических чувств к родному городу у детей старшего дошкольного возраста через использование авторских интерактивных игр»...