Творческо-интеллектуальный клуб "Вместе с математикой"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Сергеева Анастасия Ивановна

Создание творческо- интеллектуального клуба на базе средней группы детского сада. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) Развитие интеллектуально-творческих способностей детей освоение ими логико-математических представлений и способов познания через различные виды детской деятельности. Знакомство детей дошкольного возраста с основами экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ г.ХАБАРОВСКА «ДЕТСКИЙ САД №130»

Принято на педагогическом совете №___

                                                           От__________.

                                                      Утверждаю

                                                                                  Заведующий МАДОУ № 130

                                                                                                         ______________________Е.В.Смердова

                                                                                                         Приказ №_________ от _____________

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЕ

ПРОГРАММА

КЛУБА ТВОРЧЕСКО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ВМЕСТЕ С МАТЕМАТИКОЙ»

педагог: Сергеева Анастасия Ивановна

Срок реализации программы- 2,5 года

                                                               (15.01.2021 г.-01.09.2023г.)

Хабаровск,2021

            СОДЕРЖАНИЕ:

 

Целевой раздел

1.Пояснительная записка________________________________________

2.Планируемые результаты освоения программы____________________

Содержательный раздел

 3.Содержание программы_______________________________________

 4. Календарно- тематическое планирование________________________

        

 5. Материально- техническое обеспечение_________________________

3

7

8

11

23

 1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В законе об образовании , в Федеральных образовательных стандартах определена главная задача современного дошкольного образования - разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Для того чтобы этот процесс происходил успешно, необходимо наличие общеразовательной программы, составленной на основе запроса дошкольников и их родителей, с учетом достижений отечественной и зарубежной педагогической науки, и практики и ориентированной на творческое и интеллектуальное развитие дошкольников.

           

Программа составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г.  № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические      требования      к      устройству, содержанию    и    организации   режима   работы    дошкольных    образовательных организаций»;
  • Письма Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
  • Положением      о      лицензировании      образовательной      деятельности утвержденным     постановлением     Правительства     Российской     Федерации     от 16.03.2011 г. № 174;
  • Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска № 130, зарегистрированный в УФСН России по Хабаровскому краю Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска;
  • Основной общеобразовательной программой дошкольного образования

муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

г. Хабаровска «Детский сад № 130»;

      -  Рабочей программы воспитателя Сергеевой Анастасии Ивановны.

1.2. Сведения о программе.

Программа Клуба творческо-интеллектуального развития детей дошкольного возраста «Вместе с математикой» разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Детство»; Образовательной Программы учреждения даёт условное распределение часов по разделам курса изучения математики и основ экономики в процессе образовательной деятельности, совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей и дополняет основную программу.

В Творческо- интеллектуальном Клубе расширяется кругозор дошкольников, повышается общая культура,  обогащаются знания детей, дети изучают основы математики и экономики через различные виды деятельности- речевое, познание окружающего мира, экспериментирование и сенсорику, чтение художественной литературы и изобразительное искусство, традиции декоративно-прикладного творчества, через театрализованную и игровую деятельность . социально-коммуникативное развитие, физическую культуру  - это позволяет комплексно развить каждого ребёнка и выявить способности и таланты воспитанников.

1.3. Актуальность программы

Новизной является вовлечение воспитанников в образовательно-исследовательскую и проектную деятельность со среднего возраста, что способствует творческому развитию личности и приобретению социальных, коммуникативных, мыслительных, исследовательских умений и навыков. Работая над проектом, воспитанники проводят исследования в области математики и экономики через комплексность. т.е включая математику в различные виды деятельности. Происходит освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания окружающего мира через различные виды детской деятельности. Таким образом, осуществляются разностороннее развитие детей.

Представленная программа учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников и включает в себя поэтапное обучение математикой и основ экономики. Формирование знаний и умений, необходимых для дальнейшего школьного обучения.  личности ребёнка. Основа для дальнейшего знакомства детей начальной школы математическими навыками. В практической работе используются авторские разработки новых методик в рамках организации коллективной проектной деятельности дошкольников.

Актуальность программы обеспечивается факторами:

  • преемственностью задач, средств и методов обучения;
  • непрерывным совершенствованием качества методических материалов;
  • правильным тематическим планированием с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей;

  • обновлением организационных форм обучения;
  • обеспечением вариативности и свободой выбора;
  • взаимодействие с основными направлениями образовательной деятельности.

1.4. Цели и задачи программы

Цели:

Формирование основ элементарных математических представлений, ознакомления детей с миром экономики, зарождения, поддержания и развития познавательного интереса к экономическим понятиям, категориям, развитие элементарного экономического мышления в той мере, в которой это возможно с учетом психолого- физиологических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста , развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Освоение математических представлений, логико-математических средств и способов познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) Развитие интеллектуально-творческих способностей детей освоение ими логико-математических представлений и способов познания через различные виды детской деятельности.

Задачи:

  • развитие логического мышления и творческих способностей.
  • развитие математических способностей.
  • развитие личностных качеств
  • развитие навыков самоконтроля и самооценки.
  • обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Задачи программы -

Обучающие:

Освоение системы знаний, необходимых для формирования математических знаний через различные виды деятельности;

          развитие творческих способностей, обучающихся через творческую и игровую деятельность; приобретение опыта самостоятельной деятельности;

         обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения;

овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

Развивающие:

Развитие логического мышления и творческих способностей;

развитие математических способностей;

развитие личностных качеств;

развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

Воспитание интереса к основам математики;

воспитание усидчивости, аккуратности и терпения;

обучение ребёнка творческому подходу к любой работе:

воспитывать в детях любовь к знаниям;

добиться максимальной самостоятельности детского обучения.

1.5. Основные принципы программы:

  • интеграция;
  • деятельностный подход;
  • индивидуализация.

1.6. Способы и формы работы с детьми

В связи с отличительными особенностями программы она рассчитана на детей среднего и  старшего дошкольного возраста (3-7 лет).

Занятия Клуба организуются в группе № 3 «Мадагаскар», сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников. Количество обучающихся в группе 35 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю – 72 часа в год, Занятия групповые при проведении непосредственно-образовательной деятельности, беседы, объяснении нового материала, практических занятий, индивидуальные занятия, совместная творческая деятельность при выполнении коллективной работы на этапе генерации идей, разработке коллективных творческих проектов, игры, конкурсы

1.7. Срок реализации Программы.

Программа рассчитана на 2,5 года.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результатами освоения математики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Результат работы Клуба:

  • Развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;
  • развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;
  • развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;
  • умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
  • умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.

         В процессе игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др. Происходит сублимация математики в контексте любой деятельности: природоведческой, познание окружающего мира, художественной- эстетической,  ,игровой, физической, речевой, – осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие ребенка-дошкольника.

Уровень детей предполагается быть выше в следующих разделах дошкольной программы: - математика.

По уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, воображение, память, речь.

2.1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• первые победы в Мини – олимпиадах, конкурсах;

  • создание проектов

Критерием оценки является способность ребёнка трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.

2.2. Формы подведения итогов реализации программы

Зачётные занятия, творческие задания, викторины, конкурсы, творческие работы, интеллектуальные игры, участие в выставках, олимпиадах, соревнованиях, проектная деятельность.

3.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Содержание математического развития детей дошкольного возраста 

определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами:

 

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

 

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание позволяет ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

 

Осваиваемое содержание соответствует возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников ориентированно на зону их ближайшего развития.

3.1. Педагогическая целесообразность

Реализация программы предполагает следующие этапы:

Первый этап– начинается со второй половины года и рассчитан на детей 4-5 лет. В это время решаются следующие задачи:

  • Познакомиться с шаблонами, трафаретами, чертежами, технологическими картами;
  • изучить простейшие геометрические формы;
  • научиться распознавать прообразы геометрических фигур в окружающих предметах;
  • познакомить с основами счёта и с простейшими задачами.

В практической деятельности, обучающие самостоятельно выполняют ряд творческих проектов, используя полученные знания и усвоенные приемы труда

Второй этап- длится один учебный год и рассчитан на детей 5-6 лет. В это время решаются следующие задачи:

В это время решаются следующие задачи:

  • Формирование системы элементарных математических представлений и основ экономического развития и воспитания;
  • формирование предпосылок математического мышления;
  • формирование сенсорных процессов и способностей;
  • расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи;
  • формирование начальных форм учебной деятельности.
  • развивать логическое мышление, умение мыслить творчески.

Третий этап- длится один учебный год и рассчитан на детей 6-7 лет. В это время решаются следующие задачи:

  • Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  • развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  • освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  • развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)';
  • овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • овладение детьми начальных знаний об основах экономики;
  •  развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  • развитие активности и инициативности детей;
  • воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Все три этапа направлены на развитие важнейших составляющих личности ребенка, его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей, готовности ребёнка к школе.

3.2. Методы организации процесса обучения: убеждение, стимулирование, моделирование, создание ситуации успеха при выполнении, проблемно- поисковые, разработка творческих работ, игровые, взаимодействие с родителями.

3.3. Структура программы

Программа Клуба «Вместе с математикой» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания. Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, индивидуальной и совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

3.4. Методическое обеспечение:

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.
  • Геометрические мозаики и головоломки.
  • Занимательные книги по математике.
  • Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
  • Простой карандаш; набор цветных карандаше.
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
  • Счетный материал, счетные палочки.
  • Набор цифр.
  • Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Пифагор». «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина», «Квадрат Воскобовича»)
  •  Головоломки: («Кубик-рубик», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
  • Электронные дидактические пособия.
  • Таблицы, плакаты, математические модули;
  • Энциклопедии;
  • Электронные носители;
  • Информационно-коммуникативные средства;
  • Технические средства обучения;        
  • Магнитная доска.;
  • Экранно-звуковые пособия;        
  • DVD-фильмы и презентации;
  • Аудио записи.      

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Практическое оборудование

Наглядные пособия по математике;

Раздаточный счётный материал;

Математические модули

                               

Используемое наглядное оборудование

- игры-эксперименты;

- модели, схемы;

- развивающие игры;

- логические задачи;

- здоровье сберегающие задачи;

- ИКТ

Методы работы Клуба:

- игры-эксперименты,

- модели, схемы.

- развивающие игры.

- логические задачи.

- здоровье сберегающие задачи.

- ИКТ

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет;
  • Ознакомление с геометрическими фигурами;
  • Определение величины;
  • Ориентировка во времени и в пространстве;
  • Решение логических задач;
  • Знакомство с основами экономики.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Творческо-интеллектуального Клуба

Средняя группа

Задачи:

  • Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  • Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  • Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  • Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Развивать внимание и память.
  • Вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Январь: Количество и счёт, геометрические фигуры

Игровые упражнения и игры: «Проверь и исправь ошибки», «Какой фигуры не хватает». Дорисуй». «Чудо крестики». «Весёлые цифры», «Цифра потерялась», «Лото», «Число и цифра», скороговорка «Один шажок, второй шажок», «Пальчики в лесу», «Продолжи узор»

Методический материал: счётная и цифровая лестницы, карточки с геометрическими фигурами, предметные картинки, математические модули

Взаимодействие с родителями: беседа «Ребёнок и математика», Консультация «Вместе с ребёнком», домашнее задание в тетрадях, изготовление цифровых карточек.

Февраль: Цифра 0, величина, объём, символы, . Схемы, таблицы

Игровые упражнения и игры: «Кто где живёт», «Какой фигуры не хватает», работа со счётными палочками, «Времена года», «Кто быстрее», «Клумба», игра Воскобовича «Крестики», «Домино».                                                

Методический материал: цифры, предметные картинки, математические модули, образец схем и таблиц,

Взаимодействие с родителями: работа в тетрадях, составляем схемы                                  

Март: Число 10, Схемы, таблицы.

Игровые упражнения и игры: «Кто правильно сосчитает предметы», игры с мячом «Продолжай считать», «Дорисуй узор», «Замени цифру», «Какой фигуры не хватает», «Волшебные клетки», кроссворд «Весна»

Методический материал: карточки с цифрами, образцы схем и таблиц, карточки с точками

Взаимодействие с родителями: изготовление математических схем, повторение пройденного материала

Апрель: Измерение длины.

Игровые упражнения и игры: «Дорисуй узор», «Разные звери», Кроссворд «Наш космос», игра с обручами «Кто лишний», «Строим дома»

Методический материал: ленточка для измерения длины, полоски разной длины, кубики, строй материал «Лего», математические модули

Взаимодействие с родителями: подготовка к выставке наши достижения

Май: Сравнение по объёму, измерение объёма

Игровые упражнения и игры: Игра Воскобовича «Какой длины Фифа», Кроссворд по сказке «По щучьему веленью» «Разные чашки» «Геометрические фигуры», «Геоконт» Выложи узор»

Взаимодействие с родителями: круглый стол, представление проекта «Наши достижения» подведение итогов работы математического Клуба. Концерт и чаепитие.

* В летний оздоровительный период вместе с детьми закрепляем пройденный материал через наблюдения, беседы. Экспериментирование, игровую деятельность, художественно-эстетическую и физическое развитие.

Старшая группа

Задачи:

- формировать представления о числах до 10 на основе действий с предметами и измерений с помощью условной мерки;

- подводить к пониманию состава числа из единиц и из групп;

- учить систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру;

- формировать представления о том, что мерка является единицей измерения;

- учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого;

- учить классификации форм предметов по заданным эталонам геометрических фигур;

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;

- учить на конкретных примерах устанавливать последовательность событий (вчера, сегодня, завтра).

- познакомить детей с основами экономики через сюжетно-ролевые игры и чтение художественной литературы

Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Сентябрь: Числовой ряд, ритм, счёт до 6. Число и цифра 6.

Игровые упражнения и игры: «Цифры стройся», «Проверь и исправь ошибки», «Расквась и нарисуй», считалочка «Раз, два, три, четыре жили мыши на квартире», «Сосчитай и построй», «Домино», игра с мячом «Продолжай считать», «Число цифра»

 

Методический материал: цифры, карточки с предметами, цифрами, мяч, бубен, карточки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, кубики «Лего», геометрические фигуры

Октябрь: Сравнение предметов по толщине и длине. Счёт до 7. Число и цифра 7.

Игровые упражнения и игры: «Цветная полянка», скороговорка «Раз шажок,два шажок», чтение стихотворения С. Богушевой-Поповой «Забавная арифметика», «Продолжи узор», «Число и цифра», заучивание считалочки «Сидели два медведя», «Цветная полянка», «Продолжи узор».

Методический материал: счётные палочки, полоски разной длины и ширины, геометрические фигуры, карточки с точками и цифрами

Взаимодействие с родителями: беседы с родителями по пройденному материалу, домашнее задание в тетрадях

Ноябрь: Сравнение предметов по высоте. Ориентировка по плану.Счёт до 8.число и цифра 8.

Игровые упражнения и игры: игра Воскобовича «Фокусы Лопушка», «Построй из палочек», игры-лабиринты, «Что, где?», «Постройтесь по порядку», «Постройтесь по росту», изготовление плана группы

Методический материал: план- карта, счётные палочки, мяч, карточки цифры, столбики разной высоты

Взаимодействие с родителями: домашнее задание работа в тетрадях, составление плана-схемы

Декабрь: Сравнение предметов по толщине, ширине, длине. Геометрические фигуры и тела- цилиндр, конус, призма, пирамида

Игровые упражнения и игры: «Скажи наоборот», «Чудо-крестики», «Весёлые фигуры», сюжетно-ролевая игра «Строй площадка», «Найди отличия», «На что похоже», «Лото», «Ответь правильно»

Методический материал: счётные палочки, мяч, карточки цифры, столбики разной высоты, геометрические фигуры, геометрические тела, карточки, кубики, стой материал «Лего»

Взаимодействие с родителями: экскурсия на строй площадку, наблюдение за городскими постройками, рисование домов

Январь: Геометрические тела. Порядковый счёт от 1 до 8. Соотнесение цифры с количеством. Число 9. Цифра 9.

Игровые упражнения и игры: «Найди и раскрась», «Волшебный сундучок», «Компьютер», математические сказки о цифрах «Спор фигур», «Про 0 и 1», «Фея цифр»

Методический материал: карточки цифры, карточки с геометрическими телами, предметные картинки, цифровые модули

Взаимодействие с родителями: изготовление цифровых бус

Февраль: Таблицы. Символы. Цифра 0. Число 10. Цифра 10,

Игровые упражнения и игры: «Какой фигуры не хватает», «Кто где живёт», работа с счётными палочками, игра Воскобовича «Крестики», математическая сказка про 0

Методический материал: игра Воскобовича, геометрические фигуры, карточки с цифрами, счётные палочки, изо материалы

Взаимодействие с родителями: консультация «Учим детей замечать интересное»

Март: Число 10, число от 1 до 10. Основы экономических понятий для дошкольников.

Игровые упражнения и игры: «Лягушки», игры-лабиринты, «Сосчитай правильно», Сюжетно-ролевая игра «Идем в продуктовый магазин», чтение рассказа С. Михалкова «Как мужик корову продавал»

Методический материал: карточки с цифрами, муляжи денег, счётные палочки, атрибуты для игры в магазин, предметные картинки, иллюстрации с изображением магазина и товаров.

Взаимодействие с родителями: поход в магазин, счёт до 10, консультация «Экономическое развитие старших дошкольников»

Апрель: Измерение длины. Закрепление счёта от 1 до 10. Схемы.

Игровые упражнения и игры: «Выложи узор», «Разные дома», «Подбери ткань для шитья», «Помоги Тане собрать цветы», игры-шнуровки, «Нарисуй схемы домов», сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Методический материал: ленточка, мерки для измерения длины, игрушки-шнуровки, цифры, карточки с точками, предметные и сюжетные картинки, атрибуты к игре «Ателье»

Взаимодействие с родителями: учимся плести косы из ниток, беседа «Развиваем мелкую маторику»

Май: Сравнение предметов по объёму. Закрепление счёта по порядку. Геометрические фигуры. Подводим итоги.

Игровые упражнения и игры: игра Воскобовича «Какой длины Фифа», кроссворд «Времена года», эксперименты с водой «Объём воды», Найди и раскрась», «Весёлые фигуры»,  «Разные чашки», сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Методический материал: игра Воскобовича, мерный стакан для воды, разной формы сосуды, геометрические фигуры, счётные палочки, цифровые кубики, математические модули

Взаимодействие с родителями: буклеты «Влияние математических игр на развитие ребёнка дошкольника», «Играем дома». Итоговое мероприятие КВН. Представление Проекта «Умняшки»

*В летний оздоровительный период вместе с детьми закрепляем пройденный материал через наблюдения, беседы. Экспериментирование, игровую деятельность, художественно-эстетическую и физическое развитие.

Подготовительная группа

Задачи:

Количество и счет

Закрепить:

- умение писать цифры от 1 до 9 и число 10;

- представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;

- умение делать из неравенства равенство.

Продолжать учить:

- считать по образцу и названному числу в пределах 10;

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направления счета;

- сравнивать группы разнородных предметов;

- отгадывать математические загадки:

- записывать решения задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;

- правильно использовать и писать математические знаки +, -, =, >, <;

- сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;

- устанавливать соответствие между количеством предметов числом и цифрой;

- решать арифметические задачи, примеры на сложения и вычитания;

- решать логические задачи.

Учить:

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- определять место того или иного числа в ряду (10-20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

- различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

- воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

- с составом числа из двух меньших (до 10);

- стихами, загадками, считалками, пословицами, и в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

- с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей- десятком;

- числами второго десятка и их записью.

Величина

Продолжать учить:

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке, по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);

- делить предметы на 2,4, 6,8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

- измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;

- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.

Развивать глазомер.

Геометрические фигуры

Закреплять:

- знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);

- умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

- рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в .тетради в клетку;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);

- преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

- классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);

- называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник) и телами (призма, цилиндр, шар, куб, пирамида, конус)

Ориентировка во времени

- закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах;

- продолжать учить устанавливать различные временные отношения;

- познакомить с часами (стрелки, циферблат);

- учить определять время с точностью до получаса.

Ориентировка в пространстве

Закрепить:

- умение ориентироваться на листе бумаги;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить:

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- устанавливать конкретные связи и зависимости.

Планируемые результаты.

- знать числа второго десятка и записывать их:

- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

- использовать и писать математические знаки +, -, =, <, >;

- решать арифметические задачи и записывать решение;

- сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

- устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

- различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;

- рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

- измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

- изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

- определять время с точностью до получаса;

- ориентироваться на листе бумаги;

- определять положение предмета по отношению к другому;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Сентябрь: Дни недели. Свойства геометрических фигур. Устный счёт до 10. Головоломки. Уточнить представления о свойствах предметов, таблице, о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, запись результатов сравнения с использованием знаков «>», «<», «=».Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам и решать задачи на сложение и вычитание. Понятие счёта прямой и обратный.

Игровые упражнения и игры: математическая игра «Путешествие в страну математики», головоломка «Недостающие фигуры», «Сложи узор», лабиринт «Помоги муравьишкам», «Забавные фигуры», математическая игра Блоки Дьенеша»

Методический материал:  Блоки Дьенеша», математические модули - Дни недели и  головоломки, карточки с геометрическими фигурами, счётная лестница, предметные картинки

Взаимодействие с родителями: Буклеты «Скоро в школу», домашнее задание –повторяем счёт и геометрические фигуры, поделки  «Весёлая геометрия»

Октябрь: Решаем головоломки с недостающими геометрическими фигурами. Приёмы конструирования геометрических фигур. Сравниваем предметы. Числа и цифры 1-4- решаем задачи, прописываем в клетках цифры. Точка, прямая, кривая линии. Точка, отрезок. Числовой отрезок.

Игровые упражнения и игры: «Сложи узор», «Какой фигуры не хватает», «Раздели фигуру», «Перестрой фигуру», «Выложи фигуру», конструирование «Квадрат Воскобовича», «Покажи Маше дорогу», «Волшебный лес», «Дорожки»

Методический материал: Квадрат Воскобивича, счётные палочки, полоски, геометрические фигуры, карточки с цифрами, тетрадь в клетку, простой карандаш

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях

Ноябрь: Развивать умение доказывать правильность суждений. Основы экономики. Пространственные образы (объёмные фигуры, комбинации фигур). Занимательные задачи. Числовой отрезок. Справа слева. Пространственные отношения. Цифра 5,число 5, прописываем в клетках цифры.

Игровые упражнения и игры: конструирование «Парусник», «Самолёт», прозрачный квадрат

Методический материал: строй материал «Лего», геометрические фигуры, цифровые карточки, сюжетные картинки, тетрадь в клетку, простой карандаш

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях

Декабрь: Кривая линия, способы моделирования. Цифры натурального ряда.Понятие Угол. Внутри, снаружи. Цифра 6,число 6, прописываем в клетках цифры.

Игровые упражнения и игры: «Геоконт», конструирование «Змея», «Месяц», «Тропинка», цифроцирк, «Цифры по порядку», конструирование «Флажки к Новому году»

Методический материал: Геометрические фигуры, полоски разной длины и формы, цифровые карточки, изо материалы, тетрадь в клетку, простой карандаш

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях, поделки к Новому году

Январь: Арифметические действия сложение. Состав числа первого десятка. Цифра 7-8 число 7-8, прописываем в клетках цифры. Измерение объема

Игровые упражнения и игры: «Соедини точки», «Узнай и напиши», «Цифролабиринт», «Пять математических корзинок», конструирование «Корзинка»

Методический материал: карточки с цифрами, счётная лесенка, тетрадь в клетку, простой карандаш, измерительные материалы

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях, индивидуальные беседы

Февраль: Конструирование геометрических фигур. Представление о числе на основе счёта измерения. Цифра 9, число 9, цифра 0, число 0, прописываем в клетках цифры. Измерение площади

Игровые упражнения и игры: «Геоконт», «Колумбово яйцо», «Разложи предметы по порядку», «Измерь коврик»

Методические материалы: предметные картинки, разрезные геометрические фигуры, цифровые карточки, числовые модули, тетрадь в клетку, линейка, рулетка, ленточка

Взаимодействие с родителями: Консультации «Ваш ребёнок не усидчив», «Трудности в подготовке к школе», «Делу время, а потехе час», индивидуальные беседы по запросу родителей

Март: Пространственные расположения предметов и размер предметов. Закрепление счёта и цифр. Работа в тетрадях. Измерение длины

Игровые упражнения и игры: «В гости к Знайке», «Что где расположено», «Больше, меньше», «Высокий низкий», «Допиши цифру», «Что здесь лишнее», «Забавные цифры», «Рассели жильцов», «Что изменилось», бумагопласика «Цветы», «Прозрачная цифра», «Геоконт»

Методические материалы: предметные картинки, разрезные геометрические фигуры, цифровые карточки, числовые модули, тетрадь в клетку, простой карандаш, линейка, рулетка, ленточка, интерактивное изображение комнаты с предметами интерьера

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях, индивидуальные беседы по запросу родителей

Апрель: Ориентировка в пространстве, по карте, на листе бумаги в тетради. Увеличение и уменьшение числа в пределах 10. Освоение состава 10, соотношение части и целого. Решение математических и логических задач. Измерение массы

Игровые упражнения и игры: «Сутки», «Лабиринты цифр», «Соедини точки», «В торговом центре»- интерактивное путешествие, «Цветик- семицветик», «Раздели на части», «Где больше», «Рассмотри состав», конструирование узора с помощью «Волшебного шнурка»

Методические материалы: предметные картинки, разрезные геометрические фигуры, цифровые карточки, числовые модули, карточки с цифрами, мозайка, тетрадь в клетку, простой карандаш, чистый лист бумаги

Взаимодействие с родителями: домашнее задание- работа в тетрадях, индивидуальные беседы по запросу родителей

Май: Часы. Время суток. Измерение. Число 10, Цифра 10, прописываем в клетках цифру.

Итоговое мероприятие «В гости у Царице наук- Математики»- познавательная игра 

Игровые упражнения и игры: «Время», «Успей вовремя», «Назови сутки», «Мой день», «Когда это бывает», «Живая неделя», «Весёлые цифры», «Что здесь лишнее», «Чего не хватает»

Методические материалы: мяч, обруч, тетрадь в клетку, простой карандаш, материалы для измерения

Взаимодействие с родителями: Итоговое мероприятие «В гости у Царице наук- Математики»- познавательная игра, просмотр видео. Видео представление проекта «По дороге в школу»

        *В летний оздоровительный период вместе с детьми закрепляем пройденный материал через наблюдения, беседы. Экспериментирование, игровую деятельность, художественно-эстетическую и физическое развитие.

5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Творческо-интеллектуального Клуба: 

  1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в детском саду. «Учитель»,2005.,
  2. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. - Москва- Книга, 2009.;
  3. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в детском саду. - Москва. «Просвещение», 2009.;
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - Москва. «Просвещение», 2009.;
  5. .Бортникова Е. Ф Чудо обучайка для детей 4-6 лет.;
  6. Пройди лабиринты серия «Папка дошкольника» для детей от 3- 5 лет;
  7. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. - СПб.:
  8. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.,
  9. Венгер Л А (сост.) Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.М. «Просвещение»,1990.;
  10. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. - Москва «Просвещение». 1990,
  11. Воскобович В. Развивающие игры. Сказочные лабиринты игры.;
  12. Гризик Т.И. «Познаю мир», Москва «Просвещение»,2000.;
  13. Дыбина О.В. Ознакомление с окружающим миром.  Воронеж 2016.;
  14. Дыбина О.В. Рукотворный мир.  М: ТЦ «Сфера», 2002.;
  15. Звонкин А. К. Математика и малыши». М., 2006.;
  16. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество - Москва «Просвещение» 1995.;
  17. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с – Москва. «Просвещение»,1991.;
  18. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М; «мозаика-синтез», 2009.;
  19. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд. Москва «Просвещение». 2016;
  20. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в д/с. М: ТЦ «Сфера» 2006.;
  21. Лиштван З.В. Конструирование. Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 2016.;
  22. Математические сказки Владимира Левшина;
  23. Математика — это интересно 4- 5 лет Чеплашкина. Детство 2016.;
  24. Математика — это интересно 5-6 лет Чеплашкина. Детство 2016.;
  25. Математика — это интересно 6-7 лет года   Чеплашкина. Детство 2016.;
  26. Михайлова. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей. М., 1990.;
  27. Николаева С.Н Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Пособие для воспитателей. М; 2002.;
  28. Нищева Н.В. Играйка, считайка. - «Детсво-Пресс», 2012.;  
  29. Образовательная Программа учреждения, на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Детство»;

  1. Пономарёва И.А., Позина В.А.  Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. Москва «Мозаика- синтез» 2010.;
  2. Райзберг Б.А. Экономика для детей. - Москва. «Росмен», 2007;
  3. Сафонова О.А. Конструирование из бумаги. Пособие для воспитателей. Н.Новгород, 2015.;
  4. Скиба Т.В.  Игры и головолмки для дошкольников. -  Владис, 2019.;
  5. Соколова Ю.А. «Логика». М. 2010.;
  6. Соломенникова О.А.  Занятия по ФЭМП. Москва «Мозаика- синтез» 2010.;
  7. Табих Е.Н.Дошкольникам об экономике, 2007.;
  8. Табих Е.Н. Дошкольникам об экономике, 2007.;
  9. Тихомирова Л.Ф Логика, дети 5-7 лет.; М., 2016.;
  10. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.;
  11. Учебно- методический комплект «Экономика для детей дошкольного возраста».;
  12. Фалькович Т.А., Л.П. Барылкина «Формирование математических представлений», М: ВАКО 2007.;
  13. Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Учебно- методическое      

 пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2002.; 

  1.  Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса». Средний дошкольный возраст. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.;
  2. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду - Москва. «Владос» 2002.

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»

Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Развитие творческого, интеллектуального потенциала детей в условиях дошкольного учреждения

— организация системы образовательной деятельности в ДОУ, направленной на развитие творческого и интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста....

Использование развивающих игр в развитии познавательных, творческих, интеллектуальных способностей детей

Польза игры, детская игра - ведущий вид деятельности ребенка, педагогическая технология "Сказочные лабиринты игры", проекты в детском саду...

Творческая интеллектуальная игра - соревнование «Чита – это наш город»

Организация непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание:Закрепить через игру краеведческие знания детей о родном городе и его досто...

Консультация для педагогов «Развитие творческо – интеллектуального мышления дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича»

Консультация для педагогов «Развитие творческо – интеллектуального мышления дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича»...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...