"Палочки Кюизенера" и "Блоки Дьенеша" в работе с детьми старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по математике (подготовительная группа)

Кондрушина Светлана Васильевна

В презентации представлен опыт работы по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизенера" и "Блоки Дьенеша".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл заметки27.79 КБ
Office presentation icon Презентация "Учимся, играя"2.24 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

Презентация опыта работы:

«Использование развивающих игровых пособий палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Подготовлена

старшим воспитателем

 Кондрушиной С.В.

г.о.г.Выкса

1 слайд.  Вашему вниманию представлена презентация по использованию развивающих игровых пособий таких, как палочки Кюизенера и блоки

Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

2 слайд. На слайде - общие цели и задачи ОП ДОУ по ОО «Познание» (раздел ФЭМП).

     В подготовительной к школе группе одним из основных задач по ФЭМП являются, в частности, такие, как знакомство с составом чисел первого десятка из единиц,  составления чисел первого десятка из 2-х меньших, закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (+1, - 1), закрепление представлений об геометрических фигурах и т.д. Эти и другие задачи можно  успешно закреплять, используя развивающие игры.

3 слайд. Многие из вас знакомы с этими разноцветными палочками.  

      Палочки Кюизенера  помогут ребенку научиться: различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху); осознать математические понятия («число», «больше», «меньше», «столько же», «фигура»,  и т.д.), сформировать представление о числовой последовательности, о соотношении цифры и числа; осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка; освоить навыки – сложение и вычитание и т.д.
4 слайд. Если детям предложить палочки, то они начинают выкладывать из них разнообразные фигурки. К готовым наборам выпускаются альбомы со схемами.

5 слайд. Простые упражнения такие, как «Заборчик», «Лесенка» позволяет  детям сделать открытие: палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину, палочки разного цвета – различны по длине.

6 слайд. Начинает знакомить с секретами палочек:

  • Цвет – это число. Белая палочка – единица, розовая -2, голубая -3… Используем простой прием приложения в  упражнении: «Паровозик» и узнаем, сколько пассажиров может поместиться в том или ином цветном «вагоне».

7 слайд.

  • Число – это цвет. Используем знакомое упражнение «Паровозики». Только теперь строим из белых палочек  одноместные, двуместные, трехместные «вагончики» и решаем какой палочкой их можно заменить. Выручает, на первых порах, все тот же прием приложения.

8 слайд.

  • Цифра и цвет. Закрепить соответствие между цветом палочки и цифрой помогут упражнения «Паровозик», «Домики» и др.

9 слайд.  Состав чисел первого десятка поможет закрепить упражнение «Цветные коврики». Ребенок выбирает любую палочку и выкладывает под ней «коврик» из 2-х других по цвету, внизу выкладывается «бахрома» из белых палочек-единиц. В этом упражнении закрепляется состав числа из единиц  и умение раскладывать число на два меньших. В дальнейшем дети «прочитывают» получившийся узор не только цветом, но и цифрами.

10 слайд. Упражнение «Цветная лесенка» закрепляет знания  детей о свойствах чисел натурального ряда:

  • Каждое последующее число больше предыдущего на 1;
  • Каждое предыдущее меньше последующего на 1.

     С помощь лесенки дети могут познакомиться с четными и нечетными числами, найти пропущенное число, закрепить прямой и обратный счет (количественный и порядковый). 1

4  Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают, им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа.     

    С помощью палочек можно решать примеры на сложение и вычитание.

11слайд. Блоки Дьенеша – это набор геометрических фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты, круги) трех цветов (красный, синий, желтый), двух размеров (маленькие, большие), двух толщин (тонкие, толстые). Всего фигур 48. К наборам выпускаются разнообразные альбомы с заданиями.

12 слайд. Без целенаправленной работы дети самостоятельно используют это пособие как конструктор, то есть выкладывают домики, машинки, роботов и т.д.

13 слайд. С помощь блоков можно проводить классификацию предметов по форме, цвету, величине, толщине.

    Предлагаем детям рассмотреть набор фигур и подумать, чем эти фигуры похожи и чем отличаются.  Спрашиваем: «Как можно разделить эти предметы? Сколько групп получится? Почему?»

14 слайд.  Можно предложить детям найти блок по словесному описанию, например: большой, желтый, толстый треугольник …

15слайд.  Игра «Волшебный мешочек» позволяет активизировать тактильные ощущения. Вначале дети сами выбирают и называют блок, затем получают задание найти определенную фигуру.

16 -17 слайд. С помощью условных карточек можно зашифровать свойства фигур. Примеры представлены на слайдах 16-17.

     Начинаем с одного признака.  Например, предлагаем найти  круглые  или желтые фигуры. Затем выбираем фигуры по двум признакам: большие и красные (маленькие и треугольные).  Выбираем по трем признакам: красный, круглый, тонкий и т.д. Не забываем про отрицание. Не желтые? Это какие? (синие и красные).

18 слайд.  На этом слайде представлен лист с заданиями из альбома «Праздник в стане блоков». Можно самим подготовить задания, например, такие как «Засели в дом жильцов», «Поставь машины в гаражи».

    Детям очень нравятся  задания с карточками. Я предлагаю и вам выполнить их.

19 слайд. Используемая литература представлена на слайде. 

20 слайд. Спасибо за внимание и всем творческих успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Кондрушина Светлана Васильевна МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 г.о.г. Выкса Презентация опыта работы: «Использование развивающих игровых пособий палочки Кюизенера и блоки Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Слайд 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Основные цели и задачи: ФЭМП. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

Слайд 3

ЦВЕТНАЯ АЛГЕБРА Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длинной 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 см. Эти палочки представляют следующие классы чисел: Класс белых чисел образует число 1 (палочки белого цвета); Класс красных чисел – числа кратные двум. Это палочки розового (2), красного (4), вишневого (8) цветов; Класс синих чисел – числа, кратные трем. Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов; Класс желтых чисел – числа, кратные пяти. Это палочки желтого (5), оранжевого (10) цвета; Класс черных чисел образует число семь. Это палочки черного цвета. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

Слайд 4

КАК ИГРАТЬ С ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА Подготовительный этап: Палочки вначале используются как игровой материал. Дети создают различные постройки, ориентируясь на цвет и длину.

Слайд 5

ОТКРЫТИЕ ПЕРВЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ Палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Упражнения: «Заборчик», «Зоопарк». Палочки разного цвета имеют разную длину. Упражнение: «Лесенка».

Слайд 6

1 вариант: Цвет – это число СООТНЕСЕНИЕ МЕЖДУ ЦВЕТОМ, ДЛИНОЙ И ЧИСЛОМ Упражнение: «Разноцветные вагончики»

Слайд 7

2 ВАРИАНТ. ЧИСЛО – ЭТО ЦВЕТ Упражнение: «Разноцветные вагончики»

Слайд 8

3 ВАРИАНТ. ЦИФРА И ЦВЕТ Упражнение: «Помоги цифре найти домик»

Слайд 9

СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА Упражнение: «Цветные коврики»

Слайд 10

СВОЙСТВА ЧИСЕЛ НАТУРАЛЬНОГО РЯДА Упражнение: «Цветная лесенка»

Слайд 11

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Примеры на сложение и вычитания можно решать по готовым схемам А . «Если к желтой палочки прибавить голубую, то какая палочка получится? Б. «5 + 3 = ?

Слайд 12

БЛОКИ ДЬЕНЕША Блоки Дьенеша – это набор геометрических фигур (треугольники, прямоугольники, квадраты, круги) трех цветов (красный, синий, желтый), двух размеров (маленькие, большие), двух толщин (тонкие, толстые).

Слайд 13

КАК ИГРАТЬ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Подготовительный этап: Блоки вначале используются как игровой материал. Дети создают различные постройки, ориентируясь на цвет , размер и форму. «Паровозик» и «Робот»

Слайд 14

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИГУР ПО ОСНОВНЫМ ПРИЗНАКАМ Блоки можно разделить на 3 группы по цвету, на 2 группы по величине или толщине, на 4 группы по отнесенности к геометрическим фигурам.

Слайд 15

УПРАЖНЕНИЯ:«НАЙДИ ЗАГАДАННУЮ ФИГУРУ» 2 признака: желтые, большие З признака: не желтые, большие, толстые

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЕ: «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Для игры отбираются блоки одного цвета. Дети рассматривают блоки, складывают в мешочек, затем на ощупь определяют какая фигура им попалась.

Слайд 17

КОДИРОВАНИЕ СВОЙСТВ Кодовые карточки для отбора блоков по одному признаку

Слайд 18

КОДИРОВАНИЕ СВОЙСТВ Кодовые карточки для отбора блоков по двум, трем и более признакам.

Слайд 19

УПРАЖНЕНИЯ:«НАЙДИ ЗАГАДАННУЮ ФИГУРУ» Сначала дети работают по готовым карточкам, затем придумываем и зарисовывают задания сами .

Слайд 20

ЛИТЕРАТУРА: Новикова, Тихонова: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет » М.: Мозаика-Синтез» 2012г. Захарова Н. И. Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет, Детство-Пресс, 2016. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений: подготовительная к школе группа» М.: Мозаика-Синтез» 2015г. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981; А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт. Математика до школы – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. Открытые интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

"Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по РЭМП с использованием блоков Дьенеша"

 Предлагаются игры и упражнения  с блоками Дьенеша в системе, с  усложнениями....

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Методические материалы по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи....

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...

Использование Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Материал способствует повышению уровня профессиональной компетенции педагогов при использовании Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Познакомит педагогов с методам...

Консультация для педагогов: «Особенности организации работы с детьми старшего дошкольного возраста с палочками Кюизенера» (из опыта работы)»

laquo;Игра - не пустая забава, она необходима для счастья детей, для их правильного развития». Д. В. Менджерицкая....