Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мухачева Наталья Григорьевна

Методические материалы по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи»

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности, в частности для реализации познавательного и речевого развития.

 Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Кроме того, данный методический материал позволяет предлагать детям одной возрастной группы задания разного уровня сложности, независимо от уровня интеллектуального развития. Такая организация работы с дидактическим материалом дает возможности для актуализации и развития интеллектуальных способностей 9внимание, память, мышление, речь) всех детей.

Работа с блоками организуется в три этапа:

  1. Подготовительный этап предполагает знакомство детей с дидактическим материалом через организацию игр(«Чудесный мешочек», «Найди символ», «Найди пару» и другие).
  2. На втором этапе освоения игры дети знакомятся с содержанием алгоритмов и правил игры с дидактическими блоками.
  3. На третьем этапе осуществляется усложнение и дифференциация заданий в зависимости от уровня интеллектуального развития детей.

Усложнение игровых заданий осуществляется по трем направлениям:

  1. через содержание (увеличение свойств и преобразований в алгоритме),
  2. через организацию (групповая, индивидуальная),
  3. одновременно через организацию(индивидуальная форма) и через содержание (увеличение признаков и преобразований),
  4. через самостоятельное составление ребенком алгоритмов.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина)
Всего 11 карточек.И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный. Не круг.
Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие известных во всем мире "мемори".

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики (кубики на гранях которых изображены свойства блоков) можно с детьми придумать много сценариев различных игр. Пусть, например, мы решили поиграть в "Садовников" и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый "садовник" выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти : 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так:
- большой красный круг,

- большой красный квадрат,

- большой красный прямоугольник.

А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме,
толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории.... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

 Игра"Цепочка"
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра "Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

Игра "Домино"

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Найди пару»
Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются "рубашкой" вверх по 6
карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные- показывает всем и кладет на свои места "рубашками" вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки ... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Игра «Магазин»
Материал: Товар (карточки с изображением предметов ) Логические фигуры.Цель игры:
• развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:
Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3
логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Игра с двумя обручами.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому меют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать

-внутри синего обруча,

-внутри красного обруча,

-внутри обоих обручей,

-вне красного обруча,

- внутри синего, но вне красного,

- внутри красного, но вне синего,

-вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

- Внутри синего, но вне красного обруча?

- Внутри красного, но вне синего?

- Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами.

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1) внутри всех трех обручей;

2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8) вне всех трех обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

Игра «Архитекторы (Детская площадка)

Материал: Алгоритмы №№ 1,2 Блоки Дьенеша

Описание игры:

Детям предлагается разработать проект детской площадки

• выбрать необходимый строительный материал

• построить объекты детской площадки

Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2). Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.
Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово
"начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме). В ромбе вопрос: "красный наш блок?" - Нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: "круглый наш блок?" - Нет и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве.

Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос "красный?" Отвечаем "да" и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос "красный?" Отвечаем "нет" и двигаемся вправо. На вопрос "круглый?" Отвечаем "да" и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом весь наш строительный материал будет, т.е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты.
Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2.
( идея игр принадлежит О.Финкельштейну).

 Игра «Мозаика цифр» 

Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров.
12 числовых карточек.

Карточки с изображением предметов (цветом показана толщина)15 предметных карточек Блоки Дьенеша
Цель игры:

• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке.
• Умение выбирать блоки по заданным свойствам.

• Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Описание игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно блок он должен взять красный круглый маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

"ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ ПОИГРАЕМ" - пусть эти слова станут волшебным мостиком между взрослыми и детьми по дороге в страну знаний. Успехов Вам на этом пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Презентация по использованию логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...

"Палочки Кюизенера" и "Блоки Дьенеша" в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В презентации представлен опыт работы по развитию элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизенера" и "Б...

Использование Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Материал способствует повышению уровня профессиональной компетенции педагогов при использовании Логических блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста.Познакомит педагогов с методам...

Чек - лист по самообразованию "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование логических блоков Дьенеша при работе с детьми дошкольного возраста.

В статье рассматривается содержание работы воспитателя и детей с блоками Дьенеша на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Представлены несколько игр, в которые можно играть с детьми с...