Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала
консультация по математике

Янченко Марина Николаевна

Анализ реальной ситуации  в обучении показал, что количество детей, имеющих низкий уровень элементарных математических представлений, которые так необходимы для подготовки к школе, неуклонно растёт.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов  является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием.

Таким образом, в решении проблемы я вижу использование занимательного математического материала.Формирование математических представлений у детей происходит во всех компонентах образовательного процесса. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду, а, именно, "Уголок занимательной математики". Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами и определённым образом художественно оформленное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pervyy_pedagogicheskiy_uspeh.docx16.25 КБ
Файл yanchenko_m.n.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема моего исследования: Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала

Хочу я с вами поиграть в детскую игру
Буду пазлы собирать у всех я на виду
У каждого пазла место своё, мотив и причина,
Но все они вместе детали одной математически-ориентированной картины

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является — игра. Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Для занятий по математике отводится небольшое количество времени, а дети в свободные минуты любят играть в занимательные игры, в том числе и по математике.

Невозможно переоценить развитие элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Во – первых, у детей развивается мышление, что необходимо для дальнейшего познания окружающего мира. Во – вторых, они познают пространственные отношения между предметами, устанавливают соответствующие связи, знакомятся с формой предметов, их величиной. Всё это позволяет дошкольнику развивать в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей.

Анализ реальной ситуации при таком подходе в обучении показал, что количество детей, имеющих низкий уровень элементарных математических представлений, которые так необходимы для подготовки к школе, неуклонно растёт.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов  является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Обучение математике не должно быть скучным занятием.

Таким образом, в решении проблемы я вижу использование занимательного математического материала.

Работу с детьми была построена на основе личностно-деятельностного подхода и идеи проблемного обучения. Личностно-деятельностный подход предполагает развитие ребенка и формирование его элементарных математических представлений непосредственно в деятельности, т. е. решении математических задач, отгадывании ребусов, загадок и т.д. Это тесно связано с идеей проблемного обучения, которое заключается в том, что именно воспитатель создает познавательную задачу или ситуацию и предоставляет детям возможность искать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Реализация подхода и проблемного обучения обеспечивается рядом общедидактических и методических принципов, которые вы видите на экране.

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель достигается путем обучающих, развивающих и воспитательных задач, которые представлены на слайде.

Формирование математических представлений у детей происходит во всех компонентах образовательного процесса. Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду, а, именно, "Уголок занимательной математики". Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами и определённым образом художественно оформленное место.

Необходимо отметить, что занимательный материал я классифицировала, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи и развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Исходя из этого, за основу формирования элементарных математических представлений были взяты игровая технология и технология проблемного обучения.

Процесс проходил в три этапа, начиная со средней группы. На каждом этапе были сформированы свои ожидаемые результаты согласно возрастным особенностям воспитанников. На слайде представлены ожидаемые результаты последнего третьего этапа, т. к. он является заключительным.
Данное исследование, проводилась на базе Детского сада № 116 в течение трех лет с ноября 2017 по март 2019 года.

Диагностика проводилась по методике Н. В. Верещагиной. Были выявлены критерии отслеживания результативности и уровни сформированности элементарных математических представлений.

Диагностика проводилась в начале и в конце года. Соответственно для каждой возрастной группы были представлены свои критерии.

Сравнительный анализ показал, что с каждым годом все больше дошкольников переходило на средний и высокий уровень сформированности. Таким образом, дошкольники подготовительной группы готовы перейти на новый этап обучения. Это доказывает, что применение различных форм и методов по занимательной математике результативно.

Мы в мозайку играли, с вами пазлы собирали,

Математика, творчество и детский смех
     Получился мой первый педагогический успех!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б юджетное дошкольное образовательное учреждение г.Омска «Детский сад № 116 комбинированного вида» Профессиональное кредо: Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно. (А. С. Макаренко) Янченко Марина Николаевна , воспитатель первой категории

Слайд 2

Тема: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников на основе занимательного материала»

Слайд 3

Решение проблемы Использование математического занимательного материала Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика Актуальность Противоречие Применение в дошкольном образовании школьных форм и методов обучения низкий уровень математической подготовки к школе развивается мышление устанавливаются пространственные отношения между предметами развиваются в дальнейшем логическое мышление, память, внимание, воображение

Слайд 4

Теоретическое обоснование Личностно-деятельностный подход, проблемное обучение принцип активности принцип наглядности принцип природосообразности принцип доступности и посильности принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития принцип доминирования интересов принцип непрерывного повторения материала Принцип единства интеллектуального познания и эмоционального восприятия

Слайд 5

Цель педагогической деятельности: Максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала Задачи: 1. Формировать базисные математические представления, речевые умения; 2. Развивать воображение, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить); 3. Гармонично, сбалансировано развивать у детей эмоции при решении задач; 4. Прививать интерес к играм, требующим умственного напряжения; 5. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Слайд 6

Ведущая педагогическая идея Включение дошкольников в решение математических задач и ситуаций через различные виды занимательного материала способствует формированию у них элементарных математических представлений Целевая аудитория- дети от 4-х до 7-ми лет (средняя, старшая и подготовительная группы) Место в структуре образовательного процесса – Формирование элементарного математического представления у детей происходит во всех компонентах образовательного процесса: - в непосредственно образовательной деятельности; - образовательной деятельности в режимных моментах; самостоятельной деятельности детей; образовательная деятельность в семье.

Слайд 7

Условия реализации: предметно-развивающая среда «Уголок занимательной математики»: - художественное оформление уголка; - в наличии имеется необходимый дидактический материал; - в наличии имеется литература в математических сказках , загадках, стихах, потешках ; - сформирована материально-техническая база

Слайд 8

Виды занимательного материала Математические игры и задачи: Блоки Дьениша,Палочки Кьюзенера , шашки, шахматы, головоломки и др. Развлечения: Загадки, потешки, считалочки, математические фокусы, математические сказки и др. Развивающие (дидактические) игры и упражнения: Лото, игры на составление узоров, лабиринты, мозаики и др. Технологии проблемного обучения, игровая технология

Слайд 9

Ожидаемые результаты : - Знают количественный и порядковый счет в пределах 20, состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5); - Составляют и решают задачи в 1 действие на слоение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками; - Знают способы измерения величин: длины, объема, массы. Пользуются условной меркой; - Называют геометрические фигуры. Умеют делить фигуры на несколько частей и составлять целые; - Проявляют интерес к решению математических задач.

Слайд 10

Уровни сформированности элементарных математических представлений Критерии сформированности элементраных математических представлений Низкий Ребенок классифицирует геометрические фигуры, величины по одному-двум свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. На основе сравнения предметов, чисел выделяет действия в заданной последовательности. Способы деятельности, связи изменения и неизменности не устанавливает, не объясняет сущность действий Средний Ребенок осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать; считает, измеряет, сравнивает числа. С помощью воспитателя выражает в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметах, величин. Не проявляет инициативы и творчества. Высокий Ребенок самостоятельно осуществляет классификацию по одному-двум свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи, считает, измеряет, решает простые задачи на увеличение и уменьшение. Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Слайд 11

Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»...

Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"

Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет.Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями.  Большую часть программы составляют практические заня...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе:«Занимательная математика».

Задачи:обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить предмет на две, четыре части;уточнить знания о прямом и обратном счете;уточнить знания о геометрических фигурах;продолжить формир...

Технологическая карта по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занимательная математика

Технологическая картапо формированию элементарных математических представлений в подготовительной группеЗанимательная математика...

Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Занимательная математика».

Проект по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Занимательная математика»....

«Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» «Занимательная математика»

laquo;Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе»«Занимательная математика»...