Мастер-класс «Дидактическая игра с математическим содержанием «Морские учения»
методическая разработка по математике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Гилёва Анна Валерьевна

Авторская разработка игры с математическим содержанием "Морские учения", проведен мастер-класс в рамках конкурса "Воспитатель года-2021".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые участники и члены жюри!

Приглашаю вас на мастер-класс «Дидактическая игра с математическим содержанием «Морские учения».

 «Математика — это интересно или трудно?»

Математика встречается в нашей жизни на каждом шагу и не такая уж она скучная, а интересная и весёлая.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи занимательной математики.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в свою работу я включила дидактические игры и упражнения. Благодаря дидактической игре дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. Отличительной особенностью дидактических игр является то, что эти игры основаны на осознании ребенком своей деятельности. Выполнение математических упражнений предлагается активное включение в этот процесс таких функций, как внимание, память, мышление.

К данному мероприятию предлагаю авторскую разработку «Морские учения». За основу была взяла всем известная игра «Морской бой». Мне сегодня хочется, чтобы поучаствовали все, у нас будет штаб военно-морского флота в лице нашего уважаемого жюри, вам ещё даю ящичек, вы откроете его в конце мастер-класс.

 Капитан, позвольте им буду я. И команда профессиональных матросов, это участники мастер-класса.

Тоже самое вы можете сделать, если захотите включить данную игру в контекст занятий, сюжетной игры с математическим содержанием, совместной деятельности с родителями.

Игра «Морские учения», помогает детям закрепить знание геометрических фигур, цвет, число, а так же количественные отношения, ориентировку на плоскости, умение следовать алгоритму, предлагаемому игровой деятельностью. В процессе игры у ребёнка развивается  внимание, мышление, память.

Игру лучше начинать под руководством взрослого, после ребёнок начинает играть самостоятельно, количество карточек, используемых в игре, стоит увеличивать постепенно, учитывая возраст и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Предлагаемые варианты игры дают возможность выполнять задания, как самостоятельно, так и играть в паре или группой детей. Игра дает возможность побывать в разных ролях: ведущий, партнер по игре, соперник, противник. Кроме того игра так же дает возможность развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре, в команде. Что очень важно при подготовке детей к школе.

В набор игры входят два вида карты-поля: на котором можно рисовать, к которому можно прикреплять карточки, набор карточек с кораблями двух размеров, маленькие для выкладывания на поле, а большие для задания алгоритма действий, карточки с бомбами, фломастер.

Начинать игру лучше с простого варианта. Сейчас мы отправим наши корабли в плавание. Вот вам карты-море, внимательно рассмотрите, что изображено наверху – геометрические формы, а  слева – разные цвета. Возьмите карточку с изображением корабля,  посмотрите, на борту есть две картинки, которые обозначают место расположения корабля в море. Для того чтобы найти место плавания корабля нужно рассмотреть его символы, найти их на карте и можно пальчиком, можно мысленно провести линии и  в их пересечении поместить корабль. Справились? Молодцы! Возьмите еще по три карточке и отправьте их в плавание в заданное место самостоятельно. (собираю маленькие карты)

Усложняем задание, играем в парах игра «Морской бой». Найдите себе пару. Для этого варианта игры нам нужны эти же карты-море, возьмите 4 корабля и 4 бомбочки. Определите, кто из вас будет первым делать ход и начнет бой (можно считалочкой). Разместите свои корабли на море, в соответствии с заданными схемами на борту. Не показывая сопернику. В свободных клетках могут находиться корабли противника, если вы правильно назовете место плавания чужого корабля, то забираете его себе. Приступаем.

Для участия в морском параде, предлагаю вам групповую игру, по типу лото. Я заменю вам карты, здесь лучше использовать разные игровые поля. Кто из вас хочет быть ведущим? Принцип игры, как я вам уже сказала, похож на лото, ведущий показывает карту из стопки карточек, которые лежат лицевой стороной вниз. Показывает игрокам, спрашивает, чей корабль, отдает тому, у кого на карте есть место для размещения этого корабля, согласно схемам. Если игрок не нашел место корабля, карта убирается вниз стопки. Игра продолжается до тех пор, пока корабли не встанут в парадном рейде в море, т.е. пока не займут все клетки на своем игровом поле.

Эта игра может иметь множество вариантов, может быть вы попробуете сейчас придумать свой вариант игры (считаю до десяти). Можно увеличить поле, за счет увеличения количества признаков (показать карту).

Ну что ж уважаемые матросы вы прекрасно справилась с морскими учениями и надеюсь, наш штаб ВМФ не забудут отметить участников. Разрешите открыть от вашего имени эту коробочку и наградить участников за отлично проведенные учения.

C:\Users\User\Pictures\Воспитатель года 2021\фото_ВГ-2021\img_ 054.JPG      C:\Users\User\Pictures\Воспитатель года 2021\фото_ВГ-2021\img_ 057.JPG      C:\Users\User\Pictures\Воспитатель года 2021\фото_ВГ-2021\img_ 068.JPG

C:\Users\User\Desktop\ВГ\МОРСКОЙ БОЙ\Image.jpg C:\Users\User\Desktop\ВГ\МОРСКОЙ БОЙ\Image (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

Подвижно-дидактические игры с математическим содержанием

ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста при организации режимных моментов...

"Дидактические игры с математическим содержанием".

В данном сообщении описывается роль дидактических игр с математическим содержанием при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры с математическим содержанием

Дидактические игры с математическим содержанием для старшенго дошкольного возраста...

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...