Формирование элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Формирование элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_femp_stolko_zhe_bolshe_menshe_1.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Тема: «Столько же, больше, меньше»

                                                                               Воспитатель: Осипова В.С.

2019 г.

Ход занятия.

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Бывали ли вы на спортивных праздниках? Что интересного вы видели на празднике?

Воспитатель напоминает детям, что во время таких праздников могут соревноваться как отдельные люди, так и целые команды.

- Хотите оказаться в стране геометрических фигур и поучаствовать в спортивном празднике?

2.Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

1.Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, умение распознавать и называть форму геометрических фигур;

2. Актуализировать знания детей с использованием знаков = и ≠ для записи результатов сравнения количество предметов;

3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификация. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дети встают возле интерактивной доски.

Воспитатель говорит, что участники соревнований – геометрические фигуры разделились на команды.

- По какому признаку они разделились? (По форме)

- Кто с кем соревнуется? (Квадраты с кругами, а прямоугольники с овалами)

- Судье надо проверить, правильно ли поданы заявки от команд. Поможете ему?

- Сосчитайте, верно ли записано число участников каждой команды.

Дети считают количество фигур в командах и приходят к выводу, что заявки поданы верно: квадратов – 6, кругов – 6, прямоугольников – 9, а овалов – 5.

- Судья говорит, что по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников них одинаковое.

- Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов?

Дети говорят судье, что квадраты и круги готовы к соревнованиям, так как их поровну, по 6.

- Судья сомневается, что 6 и 6 поровну.

- Как доказать, что это так? (надо составить пары)

- Как вы покажете на рисунке, что составили пару? (проведем волшебные ниточки)

Дети выполняют задание.

- Судья доволен, но он не знает, как обозначить, что 6 и 6 поровну.

Дети предлагают ему использовать знак =.

- Запишите знак = в пустую клетку.

- Можно допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? (нет, так как 9 не равно 5)

- Как доказать судье, что 9 не равно 5? (несколько прямоугольников остались без пары)

- Какой знак можно поставить в пустой клетке? (знак неравенства)

Воспитатель делает вывод:

1.Сравнить группы предметов по количеству можно пересчетом или составлением пар: если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если предметы остались без пары – то не равно;

2.Равенство неравенство чисел, обозначающих количество предметов в группах, обозначают с помощью знаков = и ≠.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

1.Сформировать представление о том, что больше количество предметов в той группе, где есть лишние предметы, а меньше там, где предметы остались без пары;

2.Создать мотивационную ситуацию для формирования умения определять на предметной основе, на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой;

3.Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

4.Тренировать мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.

Воспитатель рассказывает, что прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше и просят детей им помочь.

- Как вы думаете, каких фигур больше и почему? (прямоугольников, так как некоторым не хватило пары)

Воспитатель делает вывод: количество предметов больше в той группе, где есть лишние предметы (без пары).

- Фигуры поняли, почему 9 больше чем 5. Чтобы правильно составить команду, им надо знать на сколько 9 больше 5.

- Сможете помочь фигурам?

- Почему не сможете? (потому что не знаем, как узнать на сколько одних фигур больше, чем других)

- Значит,чему нам нужно научиться? (узнавать на сколько одних предметов больше чем других)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1.Сформировать представление о том, что оставшиеся без пары предметы показывают, на сколько одних предметов больше, чем других;

2.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3.Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, развивать воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.

Садитесь за столы.

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?

- Давайте попробуем подумать сами. Сосчитайте сколько прямоугольников остались без пары.

- Что будет, если эти 4 прямоугольника убрать? (членов команды будет поровну)

- Значит на сколько прямоугольников больше, чем овалов? (на 4)

- А на сколько овалов меньше, чемпрямоугольников? (тоже на 4)

Воспитатель делает вывод: оставшиеся без пары предметы показывают не только какое из двух чисел больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.

- Обведите красной линией прямоугольники, которым хватило пары.

- Давайте проверим. (на доске открывается шторка с правильным ответом)

- Значит, что надо сделать, чтобы членов команды было поровну? (можно пригласить 4 овала, или убрать 4 прямоугольника, или 2 прямоугольника переместить в команду овалов)

- Молодцы, сумели помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

1.Организовать активный отдых детей и закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству и изученный способ ответа на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?»;

2.Тренировать мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, классификация, развивать внимание, логическое мышление, речь, коммуникативные качества.

Воспитатель собирает детей около себя на ковре.

- Хотите и вы поучаствовать в соревнованиях?

- Разделитесь на 2 команды по признаку девочки и мальчики.

- Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? (можно сосчитать или выстроиться парами)

Воспитатель просит детей построиться парами.

- Кого больше, а кого меньше и на сколько?

- Что нужно сделать, чтобы было поровну членов команды?

Решаем использовать третий способ. Если число детей, оставшихся без пары, нечетное, то один ребенок становиться судьей соревнований, а если четное, то – воспитатель.

Судья соревнований предлагает детям построиться по росту. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

Работа в электронных учебниках.

Дети садятся за столы, где лежать электронные учебники.

- Судья приготовил для вас еще несколько заданий в электронных учебниках. Сможете выполнить сами?

- Итак, нажимаем на первое задание и начинаем выполнять каждый самостоятельно.

Электронная гимнастика для глаз.

Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.

Воспитатель собирает детей возле себя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что интересного узнали?

- Кому помогли?

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли помочь организовать соревнования, потому что умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью знаков «равно» и «не равно», умеют складывать и вычитать предметы и числа.

- Бывали ли вы на спортивных праздниках? Что интересного вы видели на празднике?

-Во время таких праздников могут соревноваться как отдельные люди, так и целые команды.

- Хотите оказаться в стране геометрических фигур и поучаствовать в спортивном празднике?

Дети встают возле интерактивной доски.

- Участники соревнований – геометрические фигуры разделились на команды.

- По какому признаку они разделились? (По форме)

- Кто с кем соревнуется? (Квадраты с кругами, а прямоугольники с овалами)

- Судье надо проверить, правильно ли поданы заявки от команд. Поможете ему?

- Сосчитайте, верно ли записано число участников каждой команды.

Дети считают количество фигур в командах и приходят к выводу, что заявки поданы верно: квадратов – 6, кругов – 6, прямоугольников – 9, а овалов – 5.

- Судья говорит, что по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников них одинаковое.

- Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов?

Дети говорят судье, что квадраты и круги готовы к соревнованиям, так как их поровну, по 6.

- Судья сомневается, что 6 и 6 поровну.

- Как доказать, что это так? (надо составить пары)

- Как вы покажете на рисунке, что составили пару? (проведем волшебные ниточки)

Дети выполняют задание.

- Судья доволен, но он не знает, как обозначить, что 6 и 6 поровну.

Дети предлагают ему использовать знак =.

- Запишите знак = в пустую клетку.

- Можно допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? (нет, так как 9 не равно 5)

- Как доказать судье, что 9 не равно 5? (несколько прямоугольников остались без пары)

- Какой знак можно поставить в пустой клетке? (знак неравенства)

Воспитатель делает вывод:

1.Сравнить группы предметов по количеству можно пересчетом или составлением пар: если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если предметы остались без пары – то не равно;

2.Равенство неравенство чисел, обозначающих количество предметов в группах, обозначают с помощью знаков = и ≠.

- Прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше и просят им помочь.

- Как вы думаете, каких фигур больше и почему? (прямоугольников, так как некоторым не хватило пары)

Воспитатель делает вывод: количество предметов больше в той группе, где есть лишние предметы (без пары).

- Фигуры поняли, почему 9 больше чем 5. Чтобы правильно составить команду, им надо знать на сколько 9 больше 5.

- Сможете помочь фигурам?

- Почему не сможете? (потому что не знаем, как узнать на сколько одних фигур больше, чем других)

- Значит, чему нам нужно научиться? (узнавать на сколько одних предметов больше чем других)

Садитесь за столы.

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?

- Давайте попробуем подумать сами. Сосчитайте сколько прямоугольников остались без пары.

- Что будет, если эти 4 прямоугольника убрать? (членов команды будет поровну)

- Значит на сколько прямоугольников больше, чем овалов? (на 4)

- А на сколько овалов меньше, чем прямоугольников? (тоже на 4)

Воспитатель делает вывод: оставшиеся без пары предметы показывают не только какое из двух чисел больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.

- Обведите красной линией прямоугольники, которым хватило пары.

- Давайте проверим. (на доске открывается шторка с правильным ответом)

- Значит, что надо сделать, чтобы членов команды было поровну? (можно пригласить 4 овала, или убрать 4 прямоугольника, или 2 прямоугольника переместить в команду овалов)

- Молодцы, сумели помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях.

Воспитатель собирает детей около себя на ковре.

- Хотите и вы поучаствовать в соревнованиях?

- Разделитесь на 2 команды по признаку девочки и мальчики.

- Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? (можно сосчитать или выстроиться парами)

Воспитатель просит детей построиться парами.

- Кого больше, а кого меньше и на сколько?

- Что нужно сделать, чтобы было поровну членов команды?

Решаем использовать третий способ. Если число детей, оставшихся без пары, нечетное, то один ребенок становиться судьей соревнований, а если четное, то – воспитатель.

Судья соревнований предлагает детям построиться по росту. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.

Работа в электронных учебниках.

Дети садятся за столы, где лежать электронные учебники.

- Судья приготовил для вас еще несколько заданий в электронных учебниках. Сможете выполнить сами?

- Итак, нажимаем на первое задание и начинаем выполнять каждый самостоятельно.

Гимнастика для глаз.

- Где вы сегодня побывали?Что интересного узнали? Кому помогли?

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли помочь организовать соревнования, потому что умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью знаков «равно» и «не равно», умеют складывать и вычитать предметы и числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с детьми младшего возраста по Формированию Элементарных Математических Представлений "Столько..Сколько..""

занятие построено в виде диалога воспитателя с детьми. целью занятия является то, чтобы в игровой форме научиться различать равенство и неравенство, сравнивать одну группу предметов с другой...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Один - много», «Большой-маленький».

Цель: развивать словесно-логическое мышление детей через формирование понятий «большой-маленький» и закрепление их в речи.Задачи:Образовательные:·        Уточнить и ...

для детей второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений «Много - мало, больше - меньше».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений: ознакомление   с определениями :"Много-мало, больше-меньше"....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Один - много», «Большой-маленький».

Цель: развивать словесно-логическое мышление детей через формирование понятий «большой-маленький» и закрепление их в речи.Задачи:Образовательные:·        Уточнить и ...

Конспект по формированию элементарных математических представлений "День - ночь", "Большой - маленький".

Конспект по формированию элементарных математических представлений "День - ночь", "Большой - маленький", "Один - много". На занятии дети уточняют, чем отличается день и н...

Интерактивная игра по формированию элементарных математических представлений "Определи знак больше, меньше"

Интерактивная игра "Определи знак больше, меньше" предназначена для закрепления навыков порядкового счёта в пределах 15, устанавливать соответствие между числами и количеством предметов....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область - познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений) На тему «Большой, маленький. Один, много, ни одного. Группировка по цвету»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область -  познавательное развитие(формирование элементарных математических представлений) На тему «Большой, ...