НОД ФЭМП Тема "Измерение объёма" подготовительная группа
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Аллагулова Наталья Павловна

ФЭМП подготовительная  технологичекая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_nod_femp_izmerenie_obema_pod_gruppa.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Формирование элементарных математических представлений

Тема НОД

«Измерение объёма»

Цель

  1. актуализировать  умение использовать для измерения объёма общепринятую мерку – литр; сформировать представление о способе измерения объёма с помощью кубиков;
  2. тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, насколько одно число больше (меньше) другого;
  3. тренировать умение выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому;
  4. сформировать опыт работы в команде, действия по алгоритму, использования критериев для обоснования своего суждения.

Материалы к занятию:

Раздаточный

  1. 2 большие ёмкости – «аквариумы»;
  2. 2 мерных стакана;
  3. 3 картонные коробки;
  4. Кубики одинакового размера;
  5. Кубики «Лего» одинакового размера.

Этапы технологии «Игровая ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы

приемы

Деятельность воспитанников

Предпосылки

учебной

деятельности

Контроль результатов деятельности

1.

Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя

-Есть у кого-либо из вас дома аквариум?

- Какие рыбки плавают в нём?

- Знаете ли вы как ухаживать за ними?

Воспитатель рассказывает, что заведующая детским садом хочет приобрести новые аквариумы. Она просит детей сходить в два разных зоомагазина и узнать, аквариумы какой ёмкости там продаются.

- Хотите выполнить просьбу заведующей? Сможете?

Беседа,

диалог

Отвечают на вопросы воспитателя

Умение слушать, целеполагание

Ответы детей

Дидактические задачи

- мотивировать детей на включение в познавательную деятельность

2.

Актуализация знаний

2.1 Игра «Деление на команды».

Воспитатель предлагает разделиться на две группы так, чтобы в группах было одинаковое количество детей. Каждая группа пойдет в сой магазин. Детям предоставляется самостоятельность.

2.2 Игра «Аквариумы».

Дети подходят к столам с аквариумами и мерными стаканами.

- Для чего нужно знать объём аквариумов? (для того чтобы знать, сколько рыбок в него можно выпустить).

- Как можно измерить ёмкость аквариумов?

Дети проговаривают алгоритм, а затем с помощью мерных стаканов определяют ёмкость сосудов.

Заведующая смс сообщением спрашивает, каков объём аквариумов. Дети называют объём.

- Какой аквариум имеет самый большой объем?

- Докажите, что это так?

Тот объём больше, где мерка уложилась больше.

Диалог, умение правильно рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем,

измеряют объём аквариумов литрами

Умение слушать, запоминать, действовать

Ответы детей

Дидактические задачи

- развивать коммуникативные умения, тренировать счётные навыки;

- актуализировать  умение использовать для измерения объёма общепринятую мерку – литр;

- сформировать опыт действия по алгоритму, предварительно проговаривая его основные шаги использования критериев для обоснования своего суждения.

3.

Затруднение в ситуации.

3.1 Игра «Разные коробки».

Воспитатель ставит на стол 3 картонные коробки. Высота, длина и ширина у коробок разные. У двух коробок объём одинаковый.

Воспитатель рассказывает, что заведующая просит купить две одинаковые по объёму коробки для игрушек.

- Как определить объём коробок?

Дети знают один способ определения объёма, но он не подходит, так как нельзя лить воду в картонные коробки.

- Смогли вы определить объём коробок? (Нет)

- Почему не смогли? (Не знаем способа)

- Что нужно сделать? (Узнать новый способ)

Диалог, фиксация затруднений. творческое мышление, умение рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем

Умение слушать, запоминать, рассуждать

Ответы детей

Дидактические задачи

- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о новом способе измерения объёма с помощью мерки (кубиков);

- сформировать опыт под руководством воспитателя, фиксация затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.

4.

Открытие нового знания.

Воспитатель предлагает придумать способ самостоятельно и задаёт вопрос:

- Что можно положить в коробку так, чтобы не осталось свободного места, чтобы эти предметы занимали весь объём коробки?

Дети приходят к выводу, что то могут быть кубики

Воспитатель показывать поднос с кубиками одного размера, но разного цвета.

- Чем кубики отличаются? (Цветом)

- Чем похожи? (Размером)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что размер у кубиков одинаковый.

- Заполните коробки кубиками.

- Полностью заполнены ваши коробки? (Да)

- Сколько кубиков поместилось в ваши коробки?

- Какими мерками вы сейчас измеряли объём коробок? (Кубиками)

- Какие коробки одинаковые и почему?

- Докажите, что это так. (Кубики использовались одинаковые, поместилось одинаковое кол-во кубиков, значит, объем одинаковый)

Воспитатель делает вывод: объём можно измерять кубиками. Каждый кубик занимает часть объёма, а все вместе они занимают весь объём.

- Какие же коробки вы купите для детского сада?

Беседа, интересующие вопросы, открытие  нового знания, умение рассуждать.

Принимают участие в диалоге с воспитателем, измеряют объём коробок одинаковыми по размеру кубиками

Умение

оценивать и анализировать свои действия

Ответы детей

Дидактические задачи

- сформировать представление о новом способе измерения объёма с помощью мерки кобики;

- закрепить способ действия «если чего-то не знаю, придумаю сам, а затем проверю по образцу»;

- сформировать опыт аргументации своего мнения.

5.

Включение нового знания в систему знаний

5.1 Дети подходят к столам по 4 человека. На середине каждого стола находится 28 кубиков одного размера (по 7 на каждого ребёнка).

Воспитатель предлагает детям построить из кубиков конструкции одинакового объёма, о так, чтобы конструкции у всех детей были разными. Детям предоставляется самостоятельность.

Если дети испытывают затруднение, воспитатель задает вопрос:

- В чём будете измерять объём? (В кубиках)

-В каком случае объёмы будут равны? (если будут построены из одинакового количества кубиков)

5.2 Работа в учебнике-тетради «Игралочка».

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что Таня построила конструкции и не может определить какой объём больше.

Предлагает разобраться:

- Что можно сказать о размере кубиков?

- Как вы будете сравнивать фигуры по объёму?

- Почему вы считаете, что её объём больше?

- На сколько кубиков одна конструкция больше?

Беседа, фиксация затруднений. Творческое мышление.

Закрепление знаний.

Выполнение заданий

Умение оценивать и анализировать свои действия.

Ответы детей.

Работа в тетрадях.

Дидактические задачи

- Закрепить представление о способе измерения объёма с помощью мерки – кубики;

- тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их следования в числовом ряду;

- тренировать умение выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому.

6.

Осмысление (итог) занятия

Воспитатель собирает детей около себя.

-Кому вы сегодня помогли?

- Какие новые знания и умения вам позволили сравнить по объёму картонные коробки?

- Что вам было трудно?

-Что было наиболее интересно?

Беседа. Подведение итогов.

Ответы на вопросы.

Умение оценивать свои действия

Ответы детей.

Дидактические задачи

Сформировать первичный опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЭРИ ПОППИНС СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ Конспект НОД по разделу «Познание ФЭМП» в средней группе. Интеграция образовательных областей: «Познание ФЭМП», «Художественное творчество», "Социализация", Коммуникация", "Физическая культура".

Конспект НОД  по разделу "Познание ФЭМП" средняя группа. Интеграция образовательных областей "Познание ФЭМП", "Художественное творчество", "Социализация", "Коммуникация", "Физическая культура"....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности (ФЭМП) в средней группе по мотивам сказки "Колобок". РМО воспитателей средних групп.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по мотивам сказки "Колобок".  Основная образовательная область "Познавательное развитие" (раздел ФЭМП). Инте...

Конспект по ФЭМП в старшей группе по ФЭМП. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема: "Путешествие по сказке "Цветик-семицветик"...

Открытое занятие по ФЭМП Подготовительная к школе группа «Звездочки» Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Путешествие Белоснежки» Программное содержание:

Программное содержание:1. Формировать умение составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.3....