Проект Математическая страна
проект по математике

Проект Математическая страна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matematicheskaya_strana.docx48.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»

Проект на тему:

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРАНА

Возраст детей: старший дошкольный возраст

Срок реализации: 3 месяца

Выполнила:

Майнова Людмила Николаевна

Воспитатель

Нягань, 2021г.

Пояснительная записка

Введение

Математика для детей имеет большое значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться безусловно, в детском саду. Основоположники системы дошкольного образования, математического образования дошкольников Я.А.Каменский и И.Г.Песталоцци считают, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвёртом, на пятом на шестом году они научатся считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5 ,15 меньше 30 то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое длинное, широкое, узкое. На четвёртом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им более известным, само собою они сами попытаются измерить, взвешивать и сопоставлять одно с другим.  

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи формирования элементарных математических представлений.

Актуальность.

 Модернизация системы образования стала отличительным признаком развития современного российского общества. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средством интеллектуального развития ребенка, его логического мышления, познавательных и творческих способностей, расширяет возможности его успешной адаптации к ускоряющимся процессам информатизации общества, поэтому математическому развитию отводится особая роль.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

 Проблема:

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования содержание образовательной деятельности должно обеспечивать развитие первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, т. е. сформировать картину Мира. При этом центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с цветовой гаммой, величиной, формой, пространством и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретному к абстрактному, от чувственного познания у логическому, от практического к теоретическому.
Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к математике, побуждать к решению поисковых задач, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения, с учетом требований образовательной программы МАДОУ.

Задачи проекта:

- формировать математические представления детей на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения;

- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

- способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по-своему, на уровне возрастных возможностей);

- воспитывать интерес у детей к познавательному развитию по ФЭМП;

-вовлечь родителей в проектную деятельность, повысить компетентность родителей в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 Работа с родителями:

  1. Индивидуальные беседы о необходимости развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей в домашних условиях.
  2. Круглые столы в рамках родительского клуба «Хочу все знать»-знакомство родителей с содержанием работы по проекту «Математическая страна», «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».
  3. Разработка консультаций для родителей «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Игры с палочками Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», игры Воскобовича, коврограф «Ларчик» – универсальный дидактический материал», «Математика в сказках».
  4. Мастер класс для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни ребенка».
  5. Семинары для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка», «Творческая мастерская» по изготовлению книжек - малышек с математическими заданиями.
  6. Изготовлении дидактической игры дома с детьми «Геометрические фигуры»
  7. Совместные выставки творческих работ «Мир геометрических фигур», «Удивительный мир математики».

Предполагаемый результат:

В ходе реализации данного проекта предполагается, повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

У детей выработается интерес к самому процессу познания математики.

Дети самостоятельно будут находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности, уметь переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Этапы реализации проекта

Проект содержит три этапа (подготовительный, основной и заключительный).

Этапы

Содержание

Подготовительный

-Определение темы проекта. Постановка цели и задач проекта.

-Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.

-Составление плана основного этапа проекта.

-Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.

- Разработка консультаций для родителей

-Изготовление развивающих игр по ФЭМП.

-Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, развлечений, викторин, КВН.

-Круглый стол с родителями знакомство с содержанием работы по проекту «Математическая страна».

 -Привлечение родителей к совместной работе над проектом:

творческие задания: подбор математических загадок, ребусов, оформление материалов; изготовлении дидактических игр по ФЭМП.

Основной

-Психолого-педагогическое просвещение (родительское собрание, консультации, памятки и т. д.).

-Ознакомить родителей с математическим уголком группы, а также с познавательной средой ДОУ.

-Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».

-Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, совместные развлечения.

-Семинар для родителей «Знакомство и значение геометрических фигур в жизни ребенка».

-Круглый стол с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала».

-Совместные творческие выставки «Мир геометрических фигур», «Удивительный мир математики».

-Семинар для родителей "Творческая мастерская» по изготовлению книжек - малышек с математическими заданиями.

-НОД по ФЭМП с использованием мультимедийных презентаций.

- НОД по изобразительной деятельности 

- НОД по конструированию

- НОД по лепке

-Включение мультимедийных игр в режимные моменты.

-Викторина по ФЭМП с использованием ИКТ «Путешествие по математической стране».

-Чтение математических сказок. 

-Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

-Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.

-Просмотр презентаций «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».

-Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей»

-Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.

-Работа со счетными палочками, с палочками Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша», игры Воскобовича.

-Дидактические игры по ФЭМП:

-Подвижные игры: «Найди свой домик»; «Ловишки с мячом»; «Свободное место»; «Сделай фигуру»; «Живые геометрические фигуры»; «Найди пару»; «Живые числа».

-Пальчиковые гимнастики. «Рыбки», «Дружба», «Пять воробьёв», «Пять пальцев».

-Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру», «Классики», «Волшебные палочки».

-Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.

-Создание картотек игр (дидактических, словесных творческого характера).

Заключительный

-Конкурс развивающих игр, изготовленных совместно детьми и родителями «Удивительный мир математики».

-Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.

-Итоговое спортивное мероприятие развлечение с родителями «Спасение королевы Математики»

-КВН- «Цифры из царства Математики» совместно с родителями.

-Создание «Математической видеотеки» - коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр-тренажеров, развивающих мультфильмов для математического развития детей старшего дошкольного возраста.

-Обработка и оформление материалов проекта.

Реализация проекта включает в себя использование методических пособий, дидактических игр и художественной литературы математического содержания.

План реализации проекта

План реализации проекта

Образовательная область (ФГОС)

Вид детской

деятельности (ФГОС)

Содержание деятельности

Социально­ коммуникативное развитие

Коммуникативная

Игровая

 - Беседы: «О истории математики», «Зачем нам нужна математика?».

«Использовании математики в разных сферах ЖИЗНИ».

 -Словесная игра «Назови скорей»

-.Дидактические игры: «Найди и разложи фигуры одинаковые по величине», «Длинный - короткий».

Познавательное

развитие

НОД (Ознакомление с окружающим)

НОД (Ф.Э.М.П.)

 

Познавательно­

исследовательская

Игровая

Познавательная

Коммуникативная

 «Спасение медвежонка» (решение математических задач),«Лесные жители» (четвертый лишний), «Выложи животного» (работа с геометрическими фигурами), «Пчелиный улей» (назови число)

-«Страна геометрии», «Город математики», «Письма королевы математики» с использованием мультимедийных презентаций. Тематическое занятия по ФЭМП с использованием ИКТ «Веселый счет»

- Квест-игры «Спасём Цифры в стране Математика», «Геометрические фигуры в стране Математика», «В гости к дням недели» «Путешествие разноцветных конвертов» находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, преодолевать трудности.

-Игры малой подвижности:

«Делай наоборот», «Тик - так - тук!», Дидактические игры: «Математическое лото», «Какой цифры не стало», «Путаница», «Исправь ошибку»; «Соедини цифры правильно» «Прямой и обратный счет», «Соседи чисел», «Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Дни недели»

Просмотр презентации: «Полет на планету Математика», «Забавные   фигуры» Просмотр мультфильмов «Геометрия для детей», «Арифметика для детей»

Беседы на тему: «Как люди научились считать!», «Где живут геометрические фигуры?», «На что похожи цифры».

Речевое развитие

Восприятие художественной

литературы и

фольклора

Чтение математических сказок.

Сказки с элементами счета: «Три жадных медведя», «Два медвежонка»,

 «Двенадцать месяцев» С.Маршака,

«Цветик - семицветик», «Яблоко»,

Рассказа К. Ушинского «Четыре желания», Духовская Е. «Приключения колобка», Гаврилина Л. «Маша и гуси-лебеди», К. Попова «Сказка о том, как кошка мама потеряла своих котят», Лазарева Н. «Про пескаренка», Якименко Г. «Теремок», Васильева М. «Рыбалка».

Сказки про геометрические фигуры:

М.Ю. Стожарова «Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход», «Полезный прямоугольник», «Любопытный квадрат».

Сказки про пространственно – временные представления:

Гаврилина Л. «Как лягушки болото искали», М.Ю. Стожарова «Когда это бывает?»

Заучивание пословиц, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах, стихов про цифры, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счета.

Игровая

 Дидактические игры: «Цветной город», «Выше – ниже», «Чья цепочка не порвется?», «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «Геоконт».

Художественно- эстетическое развитие

Музыкальная

Познавательно­

исследовательская

Изобразительная

(аппликация)

Изобразительная

(лепка из соленого

теста)

Изобразительная

(рисование)

.Слушание музыки в современной инструментальной обработке «Дважды два - четыре» Эдуард Хиль, Разучивание танца «Один, два три четыре»

 Заучивание математических считалок, загадок, песен.

Дидактические упражнения: «Волшебные круги», «Математические Домики»

Конструирование на тему: «Веселый треугольник», «Нарисуй картинку палочками»,

 «Перепутанные цифры», «Геометрические деревья»

Лепка на тему:  "Шар, круг», «Веселые цифры» «Цветное лото», «Мастерская форм», «Цветик - семицветик».

«Чем мне интересны математические игры» (работа с палитрой); Рисование на тему: «Дорисуй предмет». «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию»; «Забавные фигуры», «Напиши цифру счетными палочками» палочками «Кюизенера», штриховка геометрических фигур. Квест-игра «Путешествие разноцветных конвертов» рисование любимой цифры

Физическое развитие

Двигательная

Игровая

Подвижные игры: «Найди свой домик»; «Ловишки с мячом»; «Свободное место»; «Сделай фигуру»; «Живые геометрические фигуры»; «Найди пару»; «Живые числа».

Пальчиковая гимнастика: «Раз, два ,три …», «Дружная семья», «Пять воробьёв», «Пять пальцев».

-Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру», «Классики», «Волшебные палочки»

Спортивное развлечение совместно с родителями «Спасение королевы Математики»

Формы работы:

- фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы работы:

- наглядные методы (книги, картинки, игры);

- дидактические игры: сенсорные, моделирующего характера;

- развивающие игры логико-математического содержания;

-использование в работе ИКТ.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. 

Список использованной литературы:

  1.  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
  2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательного интереса к математике у старших дошкольников: учеб. - метод. пособие / Л.Н. Вахрушева; Вят. гос. пед. ун-т. - Киров, 2011. - 54 c.

Волонина В.В. Занимательная  математика С-Петербург,  1996

  1. Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов. - М.: Просвещение, 2016. – 112 с.
  2. Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий   / Л.Ю. Самсонова – М. Издательство «Экзамен», 2010. – 157 с.
  3. Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от  4 до  7 лет  / О.В. Тихомирова.  – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.
  4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. – 384 с.
  5. Математическое развитие детей  4-7 лет: игровые занятия  / авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.
  6. Интернет –ресурс: https://infourok.ru/sbornik-matematicheskih-skazok-dlya-formirovaniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavlenij-detej-4-5-let-4146856.html

10. ИКТ «Тематические презентации- занятия с детьми 5-7 лет» М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Математический поезд" в средней группе "Маленькая страна. 2018уч.г.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет развитие математических представлений.  Изучение математики способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; ф...

Проект "Математическая страна" для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста через занимательный материал, повышение уровня познавательной активности детей, развитие способности детей решать логические зада...

Математический проект "В стране занимательной математики" подготовительная к школе группа

quot;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным" Б. Паскаль...

Проект "В стране математических наук"

Материал полезен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Математическая страна» по формированию функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста через занимательную математику»

Актуальность математического развития детей дошкольного возраста обосновывается ведущей ролью математики в динамично развивающемся современном технологическом обществе. Также математика является средс...