Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность».
консультация по математике (старшая группа)

Семенова Юлия Валерьевна

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р Концепция развития математического образования в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Одно из направлений касается дошкольного образования. Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить: условия, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Использование игры в математическом развитии ребенка поможет повысить мотивацию детей и интерес к занятиям математикой. Таким образом, обновление содержания образования требует поиска адекватных способов решения поставленных задач, а значит, использования современных методов, форм обучения и воспитания, современных педагогических технологий обучения.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

Реализация проектного метода в области математики должна быть направлена на развитие основных групп общеучебных умений:

  • Интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы).
  • Организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат).
  • Коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе).
  • Оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).

Также метод проектов подходит для формирования мотивации к учению, интереса к математике и процессу обучения в целом. Он развивает память и внимание, а также креативность и вариативность мышления.

Исходя из вышеизложенного, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия: Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

В процессе изучения, с детьми можно провести проекты «Зачем необходима математика», «Как раньше люди измеряли?», «Как люди раньше считали», «Какие раньше были цифры».

Целью данных проектов является:

Расширить и обогатить знания и представления детей о роли цифр в жизни человека, учить применять полученные знания в практической деятельности. Познакомить с тем, как люди научились считать.

 Главными задачами:

  1. Знакомить с историей о цифрах и расширять представления о них, показать значение цифр в жизни человека. Учить воспроизводить образы изученных цифр. Формировать умение использовать изученные цифры в играх и в практической деятельности. Развивать познавательную и продуктивную деятельность. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
  2. Информативный, что предоставляет вероятность накапливать знания, делать анализы, и все это оформлять на стендах, витражах и т.д. Ребятам предполагались разные проблемы, и они вместе с родителями имели возможность осуществить работу разными методами.

Например, с целью решения проблемы «Зачем необходима математика» можно порекомендовать следующий проект:

1. Найти информацию о происхождении арифметики. Тут следует положиться на родителей, в их помощи. Родители, кроме того имеют все шансы пояснить неясные определения.

2. Посмотреть в той или иной ситуации, где мы сталкиваемся с арифметикой, опросить старших: как она может помочь нам в труде.

В заключении можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности. Проекты позволяют детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети используют эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повышает значимость проводимой работы, показывает актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

 Дети получают ответы на интересующие вопросы и делают выводы, что математика очень интересная наука.

Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Проект позволяет сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

старшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог первой

квалификационной категории

Неметуллаева Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р Концепция развития математического образования в Российской Федерации представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации. Одно из направлений касается дошкольного образования. Система учебных программ математического образования в дошкольном образовании при участии семьи должна обеспечить: условия, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. Использование игры в математическом развитии ребенка поможет повысить мотивацию детей и интерес к занятиям математикой. Таким образом, обновление содержания образования требует поиска адекватных способов решения поставленных задач, а значит, использования современных методов, форм обучения и воспитания, современных педагогических технологий обучения.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.

Реализация проектного метода в области математики должна быть направлена на развитие основных групп общеучебных умений:

  • Интеллектуальных (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы).
  • Организационных (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат).
  • Коммуникативных (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли в учебной группе).
  • Оценочных (определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения, в предложенных ситуациях; опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить).

Также метод проектов подходит для формирования мотивации к учению, интереса к математике и процессу обучения в целом. Он развивает память и внимание, а также креативность и вариативность мышления.

Исходя из вышеизложенного, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Противоречия: Проводя непосредственно организованную деятельность и диагностику усвоения программных требований по разделу ФЭМП, было отмечено, что большинство детей плохо усваивают программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач.

В процессе изучения, с детьми можно провести проекты «Зачем необходима математика», «Как раньше люди измеряли?», «Как люди раньше считали», «Какие раньше были цифры».

Целью данных проектов является:

Расширить и обогатить знания и представления детей о роли цифр в жизни человека, учить применять полученные знания в практической деятельности. Познакомить с тем, как люди научились считать.

 Главными задачами:

  1. Знакомить с историей о цифрах и расширять представления о них, показать значение цифр в жизни человека. Учить воспроизводить образы изученных цифр. Формировать умение использовать изученные цифры в играх и в практической деятельности. Развивать познавательную и продуктивную деятельность. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
  2. Информативный, что предоставляет вероятность накапливать знания, делать анализы, и все это оформлять на стендах, витражах и т.д. Ребятам предполагались разные проблемы, и они вместе с родителями имели возможность осуществить работу разными методами.

Например, с целью решения проблемы «Зачем необходима математика» можно порекомендовать следующий проект:

1. Найти информацию о происхождении арифметики. Тут следует положиться на родителей, в их помощи. Родители, кроме того имеют все шансы пояснить неясные определения.

2. Посмотреть в той или иной ситуации, где мы сталкиваемся с арифметикой, опросить старших: как она может помочь нам в труде.

В заключении можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности. Проекты позволяют детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети используют эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в проекте родителей повышает значимость проводимой работы, показывает актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

 Дети получают ответы на интересующие вопросы и делают выводы, что математика очень интересная наука.

Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.

Проект позволяет сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Список интернет-ресурсов:

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7135/2/10Oborina.pdf

https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10841/

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2017/11/18/proekt-razvitie-matematicheskih-sposobnostey-starshego-doshkolnogo

https://www.art-talant.org/publikacii/4661-pedagogicheskiy-proekt-formirovanie-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta-posredstvom-igrovyh-tehnologiy

https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-formirovanie-matematicheskih-sposobnostei-detei-s-pomoschyu-razvivayuschih-igr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Представляю вашему вниманию доклад и презентацию на тему Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.Развитие интеллектуальных способностей дете...

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

В статье идет речь о эффективности использования проектной деятельности в детском саду....

Консультация для воспитателей "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Консультация "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность" предназначенадля воспитателей детского сада....