проект по самообразованию «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность»
проект по математике (средняя группа)

Артюхова Ольга Леонидовна

Содержание

1.      Информационная карта проекта……………………………………………...…...........3

2.      Введение………………………………………………………………………………..…4

3.      Актуальность проекта………………………………….…………………..………....….4

4.      Проблема, обоснование проблемы……………………………………………………...5

5.      Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………...........5

6.      Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..……5

7.      Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..….....6

8.      Основные принципы работы в рамках проекта……………………………………......7

9.      Педагогические технологии…………………………………………………………..…7

10.  Условия реализации проекта………………………………………………………….....7

11.  Этапы реализации проекта………………………………….……………………….......8

12.  Динамика развития социально – коммуникативных  способностей

воспитанников (целевые ориентиры)……………………………………….......…..9

13.  Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………......9

14.  Календарно-тематическое планирование……………….……………………………..9

15.  Риски и пути преодоления рисков…………………………………………………..…13

16.  Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения.....................................................................13

17.   Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…..13

18.  Список используемой литературы…………………………………………..……….....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта проекта

 

Название проекта

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность

Тип проекта

Самообразование педагога

Вид проекта

долгосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

 

 

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ

Цели

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме

Задачи

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Структура и срок реализации проекта

Срок реализации: 2020 -2021уч. год

1.  Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Обобщающий этап.

Срок реализации: год

 

Составитель проекта

Артюхова О.Л. ,

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных, на сегодня, методических проблем дошкольной педагогии.

В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

 

Актуальность

Актуальность вопроса математического развития дошкольника, послужила основой для создания и реализации проекта по самообразованию. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития  ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно  и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже самого  раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

 

Проблема:

   Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте. По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т.п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения (Л. Артёмова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербакова и другие). Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Как нельзя лучше для этого подходит использование современных образовательных технологий, которые по сути своей направлены на переход от подачи готовых знаний к обучению детей «учиться». Поэтому проблема практического использования педагогами современных образовательных технологий именно в работе, направленной на формирование элементарных математических представлений,  в настоящее время актуальна. Деятельность педагога ДОУ сегодня предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.     

Новизна

 Новизна проекта заключается в развитии логическое мышление дошкольника целесообразнее в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих логическое мышление через игру. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Педагогическая целесообразность проекта заключается:

В стремлении наиболее полно представить системный подход с учетом ведущего вида деятельности – игрового, направленного развитие математического  мышления.

 

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

 

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Ожидаемый  результат:

предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

·              у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

·              воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

·              самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;

·              стремятся к достижению поставленной цели;

·              умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

 

Концептуальное обоснование проекта

    В проекте на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

Проект  основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Практическая значимость проекта состоит: - во внедрении в практику работы модели образовательного пространства по развитию логического мышления дошкольника, являющимся одним из важнейших направлений образовательной «Познавательной» области.

 

Основные принципы работы в рамках проекта

Работы по самообразованию педагога

·         Непрерывность.

·         Взаимосвязь.

·         Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.

 

Педагогические принципы проекта с детьми:

·         Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

·         Принцип обогащения мотивации познавательной деятельности.

·         Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

·         Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

·         Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

·         Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Педагогические технологии

            Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

            технология проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), дина­мические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочув­ствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

 технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

            технология «ТРИЗ»  (теория решения изобретательских задач).

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

            информационно-коммуникационные технологии - мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.).

 

Условия реализации проекта

            Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития  на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в  ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

 

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены  психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- геометрические фигуры;

- орентировка в пространстве;

- третий лишний;

- порядковый счет.

Игровые материалы:
- «Танграм»
- «Логические блоки Дьенеша»

Раздаточный материал:
Плоский

набор цифр

счетный материал

геометрические фигуры

счетные палочки

Дидактические игры:

«Составь фигуру» 
«Сложи узор»
«Нарисуй картинку палочками»
«Разрезные картинки»
«Веселые шнурочки»

Наборное полотно

Панно на стену

Лепбуки (ФЭМП, геометрические фигуры)

Тетради пиши-стирай

д/и – «Больше –меньше», «Подбери шляпку мухомору», «Помоги мышонку», «Найди цифру» …

круги Луллия           

Интерактиваная доска с подборкой презентаций, интерактивные игры.

 

 

 

 

Интеграция в образовательных областей

·         Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, используя физминутки в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.

·         Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» так же    интегрирует с математикой и помогает решать её задачи (…восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)) через свои методы и приемы.

·         Задачи образовательной области «Физическое развитие» такие как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.

·         Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

 

Этапы реализации проекта

I этап Организационный.

·               Составление проекта поэтапного плана работы;                    

·              Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;

·              Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;

·               подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.

II этап Планирование реализации проекта.

·              Определение задач  образовательной работы;

·              Планирование деятельности;

·              Разработка конспектов игр -  занятий,

 

 III этап Реализация проекта

Задачи:

1.       Определить новые направления в работе с родителями.

2.       Составить новые формы работы  с детьми.

3.       Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.

4.       Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;

5.       Развитие пространственного и логического мышления;

6.       Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

 

Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников

 (целевые ориентиры)

- легко идут на контакт со взрослыми и детьми, устанавливают дружеские отношения со сверстниками;

- умеют связно и логично выражать свои мысли;

- образовывают новые слова по аналогии со знакомыми, понимают и правильно употребляют предлоги в речи;

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей и др.

 

Основные показатели достижений детей в рамках проекта: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

·              у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;

·              воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;

·               самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;

·              стремятся к достижению поставленной цели;

·              умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

 

Календарно – тематическое планирование

Задачи

Способы реализации

Срок

1

2

3

I блок: работа с детьми

 

Определить уровень  математических способностей детей.

1.Выявление трудностей у детей.

2. Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей»

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна

сентябрь

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур  разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов

ООД: «Помоги мышонку»;

март

Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете о днях недели, их последовательности развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование  найденного решения, в после- довательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

ООД «Освободите принцессу»;

апрель

Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Путешествие в заколдованный замок»

апрель

Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей.

 Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«Поможем Буратино»

февраль

Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение пользоваться для записи сравнения знаки больше, меньше другого; закреплять представления о составе чисел в пределах 10; учить решать примеры, используя числа второго десятка; развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Путешествие в страну МАТЕМАТИКА»

май

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность;

Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10;

Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20;

Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

Воспитывать умение работать коллективе;

Формировать навыки самоконтроля и самооценки

1.Математический КВН внутри группы

январь

Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

Математический штурм.

ноябрь

   

Активизировать познавательные способности, формировать мотивационную готовность к обучению в школе

Математический штурм.

февраль

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость  и оригинальность мышления.

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Уникуб», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

 Течение  

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Использование интеллектуальных игр  во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

В течение года

Стимулировать активность детей

 Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

В течение всего года

Развивать  мышление детей.

Шашечный клуб « Быстрая дамка»

в течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Экспериментирование.

В течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Прогулка с элементами игр.

В течении года

Стимулировать активность детей

Самостоятельная игровая деятельность детей

В течении года

Расширить кругозор,  Повышение умственной активности детей

Рассматривание книг, пособий, картин.

В течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях по математике.

В течении года

II блок: работа с родителями

 

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Консультации:

 «Математика и в шутку и всерьез»

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

 консультация на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

ноябрь

Показать достижения детей в области  математики

фото отчет.

 март

.Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

 Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»

апрель

Дать информацию по использованию интеллектуальных игр в летний период.

Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

май

III блок Работа с педагогами

 

Психолого-педагогическое просвещение

Консультация: «Интегрированные занятия – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества»

ноябрь

 

защита проекта

апрель

 

Риски и пути преодоления рисков

Особенности индивидуального развития ребенка;

Отсутствие мотивации ребенка и родителей;

 

     Для устранения данного риска я включила в план инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.

 

Диагностика

 

•      Начало года                                                    Конец года

•       

•      Высокий уровень – 7,7%                                              Высокий уровень –56,8%

•      Средний уровень – 47,8%                                             Средний уровень – 38,9%

•      Низкий уровень -   44,5%                                                           Низкий уровень – 4,3%

 

Вывод

            Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

            Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При  этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

            Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

   

 

Практические выходы:

1. Оформление математического уголка «Занимательная математика»

  • Наборное полотно (карточки чисел, карточки количества)
  • Панно на стену (лента цифр, числовые домики, изучаем цифру, время)
  • Лепбуки (ФЭМП – соответствие числа цифре, порядковый счет, геометрические фигуры)
  • Тетради пиши-стирай
  • д/и – «Больше –меньше», «Подбери шляпку мухомору», «Помоги мышонку», «Найди цифру»
  • круги Луллия (порядковый счет, геометрические фигура, сравнение, соотношение числа и цифры)

2.  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

Список используемой литература:

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

 

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

 

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с. 4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

 

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

 

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

 

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

 

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

 

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№ 2 «Рябинка»

проект

по самообразованию

«Развитие математических способностей у детей

через игровую деятельность»

                                                                                  Составила: воспитатель  

                                                                                Артюхова О.Л.

                                                                                       

г. Мегион,  2021

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...…...........3
  2. Введение………………………………………………………………………………..…4
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..………....….4
  4. Проблема, обоснование проблемы……………………………………………………...5
  5. Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………...........5
  6. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты………………………………..……5
  7. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..….....6
  8. Основные принципы работы в рамках проекта……………………………………......7
  9. Педагогические технологии…………………………………………………………..…7
  10. Условия реализации проекта………………………………………………………….....7
  11. Этапы реализации проекта………………………………….……………………….......8
  12. Динамика развития социально – коммуникативных  способностей

воспитанников (целевые ориентиры)……………………………………….......…..9

  1. Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………......9
  2. Календарно-тематическое планирование……………….……………………………..9
  3. Риски и пути преодоления рисков…………………………………………………..…13
  4. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения.....................................................................13

  1.  Вывод    .. …………….…………………………………………….………….….....…..13
  2. Список используемой литературы…………………………………………..……….....14

Информационная карта проекта

Название проекта

Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность

Тип проекта

Самообразование педагога

Вид проекта

долгосрочный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН 20.11.1989)

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования  МБДОУ

Цели

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме

Задачи

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Структура и срок реализации проекта

Срок реализации: 2020 -2021уч. год

1.  Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Обобщающий этап.

Срок реализации: год

Составитель проекта

Артюхова О.Л. ,

Введение

В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных, на сегодня, методических проблем дошкольной педагогии.

В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стали во многом использовать школьные формы и методы обучения. Концепция и по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям? И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. 

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.

 

Актуальность

Актуальность вопроса математического развития дошкольника, послужила основой для создания и реализации проекта по самообразованию. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития  ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно  и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже самого  раннего возраста на основе практических действий у детей необходимо формировать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Проблема:

         Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что основы учебной деятельности, важным элементом которой является формирование элементарных математических представлений, закладываются в дошкольном возрасте. По своей природе математические знания обеспечивают умения детей чётко и последовательно анализировать процессы происходящего вокруг, способствуют воспитанию привычки полноценной логической аргументации всего окружающего. Для математического стиля мышления характерны: чёткость, краткость, расчлененность, точность и логичность рассуждений, умение пользоваться символикой и т.п. (В. Давыдов, Г. Костюк, А. Леушина, А. Столяр и другие). Основным видом деятельности в дошкольном возрасте остаётся игра, но параллельно с ней формируются и развиваются элементы учебной деятельности, что позволяет организовывать более систематический процесс обучения (Л. Артёмова, Р. Буре, Л. Венгер, Т. Кондратенко, В. Котырло, С. Ладывир, В. Мухина, Н. Поддъяков, А. Савченко, А. Усова, Е. Щербакова и другие). Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Как нельзя лучше для этого подходит использование современных образовательных технологий, которые по сути своей направлены на переход от подачи готовых знаний к обучению детей «учиться». Поэтому проблема практического использования педагогами современных образовательных технологий именно в работе, направленной на формирование элементарных математических представлений,  в настоящее время актуальна. Деятельность педагога ДОУ сегодня предполагает осознание своевременности, целесообразности и необходимости при организации образовательного процесса перейти от знаниевой парадигмы к деятельностной.        

Новизна

 Новизна проекта заключается в развитии логическое мышление дошкольника целесообразнее в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих логическое мышление через игру. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Педагогическая целесообразность проекта заключается:

В стремлении наиболее полно представить системный подход с учетом ведущего вида деятельности – игрового, направленного развитие математического  мышления.

Цель:  повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;

- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;

- активизировать мыслительную деятельность  (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Ожидаемый  результат:

предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  • самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Концептуальное обоснование проекта

        В проекте на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» о признании самоценности дошкольного периода детства.

Проект  основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).

Практическая значимость проекта состоит: - во внедрении в практику работы модели образовательного пространства по развитию логического мышления дошкольника, являющимся одним из важнейших направлений образовательной «Познавательной» области.

Основные принципы работы в рамках проекта

Работы по самообразованию педагога

  • Непрерывность.
  • Взаимосвязь.
  • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.

Педагогические принципы проекта с детьми:

  • Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
  • Принцип обогащения мотивации познавательной деятельности.
  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Педагогические технологии

        Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

        технология проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

 технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

        технология «ТРИЗ»  (теория решения изобретательских задач).

Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

        информационно-коммуникационные технологии - мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.).

Условия реализации проекта

        Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития  на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в  ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены  психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях,  положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- геометрические фигуры;

- орентировка в пространстве;

- третий лишний;

- порядковый счет.

Игровые материалы:
- «Танграм»
- «Логические блоки Дьенеша»

Раздаточный материал:
Плоский

набор цифр

счетный материал

геометрические фигуры

счетные палочки

Дидактические игры:

«Составь фигуру» 
«Сложи узор»
«Нарисуй картинку палочками»
«Разрезные картинки»
«Веселые шнурочки»

Наборное полотно

Панно на стену

Лепбуки (ФЭМП, геометрические фигуры)

Тетради пиши-стирай

д/и – «Больше –меньше», «Подбери шляпку мухомору», «Помоги мышонку», «Найди цифру» …

круги Луллия         

Интерактиваная доска с подборкой презентаций, интерактивные игры.

Интеграция в образовательных областей

  • Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, используя физминутки в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» так же    интегрирует с математикой и помогает решать её задачи (…восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)) через свои методы и приемы.
  • Задачи образовательной области «Физическое развитие» такие как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.
  • Образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Этапы реализации проекта

I этап Организационный.

  •  Составление проекта поэтапного плана работы;                    
  • Анализ проблемы: как повысить познавательную активность детей;
  • Создание банка идей и предложений; подбор методической, справочной литературы по выбранной тематике проекта;
  •  подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса математической направленности.

II этап Планирование реализации проекта.

  • Определение задач  образовательной работы;
  • Планирование деятельности;
  • Разработка конспектов игр -  занятий,

 III этап Реализация проекта

Задачи:

  1. Определить новые направления в работе с родителями.
  2. Составить новые формы работы  с детьми.
  3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателем.
  4. Совершенствование способов мышления, расширение круга мыслительных задач;
  5. Развитие пространственного и логического мышления;
  6. Формирование общих приемов и подходов к решению арифметических, логических задач;

Динамика развития социально – коммуникативных способностей воспитанников

 (целевые ориентиры)

- легко идут на контакт со взрослыми и детьми, устанавливают дружеские отношения со сверстниками;

- умеют связно и логично выражать свои мысли;

- образовывают новые слова по аналогии со знакомыми, понимают и правильно употребляют предлоги в речи;

- развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей и др.

Основные показатели достижений детей в рамках проекта: предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических  способностей  детей:

  • у детей выработан интерес к самому процессу познания математики;
  • воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
  •  самостоятельно находят способы решения познавательных  задач;
  • стремятся к достижению поставленной цели;
  • умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Календарно – тематическое планирование

Задачи

Способы реализации

Срок

1

2

3

I блок: работа с детьми

Определить уровень  математических способностей детей.

1.Выявление трудностей у детей.

2. Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей»

сентябрь

Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни.

Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна

сентябрь

Закрепить знание цифр от 1 до 5. Учить соотносить количество предметов с цифрой. Закреплять названия геометрических фигур; составлять из геометрических фигур  разные предметы. Раскладывая их в порядковом возрастания; упражнять в ориентировке на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине, умение выражать словами местонахождение предмета); различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить правильно пользоваться порядковыми числительными, соотносить числительное с каждым из предметов

ООД: «Помоги мышонку»;

март

Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете о днях недели, их последовательности развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, учить находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы; развивать внимание, упражнять в нахождении закономерности и обоснование  найденного решения, в после- довательном анализе каждой группы рисунков; учить зрительно устанавливать сходство и различие предметов, развивать навыки самоконтроля.

ООД «Освободите принцессу»;

апрель

Сформировать представление о числе 10; его образовании, составе. Развивать умение соотносить цифру с количеством предметов. Учить пользоваться знаками больше и меньше. Учить решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить понимать поставленную задачу и решать её. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Путешествие в заколдованный замок»

апрель

Учить решать логические задачи. Закреплять знания о геометрических фигурах. Учить элементам элементарных рассуждений, развивать поисковую активность детей.

 Учить уметь продолжать заданную закономерность. Закреплять навык количественного счета до 20. Учить решать примеры, используя числа второго десятка, находить ответ из ряда чисел. Продолжать учить измерять высоту предметов с помощью линейки, записывать результаты измерения. Закреплять умение составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«Поможем Буратино»

февраль

Закреплять умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение пользоваться для записи сравнения знаки больше, меньше другого; закреплять представления о составе чисел в пределах 10; учить решать примеры, используя числа второго десятка; развитие поисковой активности и интеллектуальных способностей; закреплять знания о геометрических фигурах; формировать способность к анализу и синтезу; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно на основе взаимосвязи целого и частей; формировать навык самоконтроля и самооценки.

«Путешествие в страну МАТЕМАТИКА»

май

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку и сообразительность;

Продолжать учить отгадывать математические загадки на сложение и вычитание в пределах 10;

Закрепить знания числового ряда чисел (последующего и предыдущего) в пределах 20;

Учить решать интеллектуальные математические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации;

Воспитывать умение работать коллективе;

Формировать навыки самоконтроля и самооценки

1.Математический КВН внутри группы

январь

Проведение занятий с использованием счетных палочек.

- Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.

- Подготовка картотеки занимательного математического материала.

Математический штурм.

ноябрь

Активизировать познавательные способности, формировать мотивационную готовность к обучению в школе

Математический штурм.

февраль

Учить решать логические задачи на поиск лишней фигуры, группировать предметы по форме, величине, месту расположения;

Развивать мышления детей путем классификации предметов по разным признакам.

Развивать гибкость  и оригинальность мышления.

Учить решать интеллектуальные задачи на поиск следующей или пропущенной фигур.

Интеллектуальные игры: «Четвертый лишний», «Веселые соседи», «Исключи лишнее и назови оставшиеся одним словом», «Нарисуй следующую фигуру», «Нарисуй пропущенную фигуру», «Разноцветные фигуры», «Две клетки», Задача на «Совмещение», «Путаница», «Танграм», «Уникуб», «Цепочки», «Торопись да не ошибись», «Найди закономерность», «Рассмотри и продолжи»

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Фронтальные занятия:

Коллективные занятия, где ребята свободно участвуют в нем

 Течение  

В течение года

Расширение и закрепление знаний и умений детей

Использование интеллектуальных игр  во всех видах детской деятельности: игра, труд, самостоятельная деятельность

В течение года

Стимулировать активность детей

 Использование игр с математическим содержанием на всех других занятиях: лепка, рисование, ознакомление с окружающим миром, музыка, физкультура

В течение всего года

Развивать  мышление детей.

Шашечный клуб « Быстрая дамка»

в течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Экспериментирование.

В течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Прогулка с элементами игр.

В течении года

Стимулировать активность детей

Самостоятельная игровая деятельность детей

В течении года

Расширить кругозор,  Повышение умственной активности детей

Рассматривание книг, пособий, картин.

В течении года

Закрепление  и применение полученных знаний

Работа в рабочих тетрадях по математике.

В течении года

II блок: работа с родителями

1. Выявить запросы родителей  по организации учебно-воспитательной работы с детьми

1. анкетирование  родителей по организации работы по развитию математических способностей детей

Сентябрь

1. Обогащать родительский опыт новыми интеллектуальными играми

Консультации:

 «Математика и в шутку и всерьез»

«Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

октябрь

3. Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя   умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей.

 консультация на тему: «Интеллектуальные игры – как средство познания мира математики»

ноябрь

Показать достижения детей в области  математики

фото отчет.

 март

.Обогащать родительский  опыт по использованию педагогически эффективных методов математического развития дошкольников. Повышать педагогическую культуру родителей.

 Консультации и беседы с родителями на тему: «Интеллектуальные игры в жизни детей», «Развитие математических способностей детей»

апрель

Дать информацию по использованию интеллектуальных игр в летний период.

Беседа на тему: «Какие интеллектуальные игры вы используете дома».

май

III блок Работа с педагогами

Психолого-педагогическое просвещение

Консультация: «Интегрированные занятия – комплексный подход к развитию интеллекта детей и творчества»

ноябрь

защита проекта

апрель

Риски и пути преодоления рисков

Особенности индивидуального развития ребенка;

Отсутствие мотивации ребенка и родителей;

        Для устранения данного риска я включила в план инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.

Диагностика

  • Начало года         Конец года
  • Высокий уровень – 7,7%        Высокий уровень –56,8%
  • Средний уровень – 47,8%         Средний уровень – 38,9%
  • Низкий уровень -   44,5%                                                           Низкий уровень – 4,3% 

Вывод

        Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

        Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При  этом у детей развиваются произвольные память и внимание.

        Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

   

Практические выходы:

1. Оформление математического уголка «Занимательная математика»

  • Наборное полотно (карточки чисел, карточки количества)
  • Панно на стену (лента цифр, числовые домики, изучаем цифру, время)
  • Лепбуки (ФЭМП – соответствие числа цифре, порядковый счет, геометрические фигуры)
  • Тетради пиши-стирай
  • д/и – «Больше –меньше», «Подбери шляпку мухомору», «Помоги мышонку», «Найди цифру»
  • круги Луллия (порядковый счет, геометрические фигура, сравнение, соотношение числа и цифры)

2.  Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Список используемой литература:

1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.

2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.:ВАКО, 2005 г. — 208 с. 4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.

6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.

7. Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

8. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».

9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.:      Баласс, 2003 г. — 256 с.

10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.

Проект по самообразованию «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность»

Составила: воспитатель  Артюхова О.Л.

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям "Развитие математических способностей ребенка посредством игровой деятельности"

Советы родителям "Развитие  математических способностей ребенка посредством  игр"Часто родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет...

план по самообразованию «Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»

план по самообразованию «Развитие  элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста, через инновационные технологии»...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие математических способностей детей посредством игровой деятельности"

Предлагаемый материал может быть интересен педагогам ДОУ и родителям, имеющим детей дошкольного возраста...

Тема: «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».

Сегодня я хочу представить вам свой мастер класс по теме самообразования «Развитие математических способностей дошкольника через игровую деятельность».Развитие умственных способностей дете...

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»

План по самообразованию на тему: «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность»...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. её изучение способствует развитию памяти, речи,...

Развитие математических способностей детей через игровую деятельность

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной ...