Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной группы на тему: «Знатоки математики»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Полозова Александра Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной группы на тему: «Знатоки математики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematika.docx35.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

(ФЭМП)

с детьми подготовительной группы

на тему: «Знатоки математики»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»;

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие»;

 «Художественно-эстетическое развитие».

 

Цель: закреплять и систематизировать знания, умения, навыки, полученные детьми в течение года

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • закреплять умение составлять числа в пределах десяти из двух меньших;
  • упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10;
  • продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • закреплять знания детей о последовательности времён года, дней недели;
  • закреплять пространственные представления о времени.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
  • развивать умение отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • формировать в  детском коллективе взаимопонимание, доброжелательность, ответственность, самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать у детей культуру поведения во время проведения фронтальных занятий.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • развивать мелкую и общую моторику;
  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица;
  • учить снимать физическое и эмоциональное напряжение.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие способности.  

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие, игровые.

Методы и приемы:

- практические: конструирование ракеты из счетных палочек, макета часов из картона, выполнение графических заданий.

- наглядные: использование иллюстраций, демонстрационного материала;

- словесные: беседа, дидактические упражнения.

Материалы и оборудование: магнитная доска, макет карты путешествия на ширме, атрибуты для составления задачи (гонзики, ширама),  счетный материал, заготовки для составления краткой записи задачи, карточки с изображением домов для копирования.

Логика образовательной деятельности:

п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент

Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем

И занятие начнем.

Прошу вас расположиться на стульчиках

Дети слушают и выполняют действия согласно тексту, затем садятся на места

Создание эмоционально положительного фона занятия

2. Сообщение темы и цели занятия

 

Раздается звонок, воспитатель берёт телефон

Да… Да… прием… Детский сад, подготовительная группа «Лучики». В гости? Хорошо!.. Спасибо!..

Ребята, нас приглашают в гости в математическую галактику. Жители математической галактики знают, что скоро вы пойдете в школу, что вы умные, сообразительные и сможете им помочь. У них есть такие задания, с которыми они не могут справиться.

А мы не боимся трудностей и можем смело отправляться в космическое путешествие.

Только сначала мне нужно проверить, готовы ли вы. Проведем зарядку для ума. Я задам вам несколько вопросов, а вы ответите на них.

Назовите времена года.

Назовите месяцы года.

Назовите дни недели.

Назовите число, следующее за числом 3.

Назовите соседей числа 8.

Какое число находится между числами 8 и 10.

Назовите, какое число больше 3, но меньше 5.

Какое число больше 5 или 7? Почему?

После, какого числа идёт число 6.

Назовите число, предшествующее числу 4.

Молодцы! Я вижу, вы готовы отправиться к далёким планетам.

 А на чем же мы полетим?

Давайте сядем за столы и построим космические ракеты. На столах у вас лежат счетные палочки, предлагаю выложить ракету из них. Кому скучно лететь одному, можете построить одну ракету на двоих с соседом.

Дети слушают, выполняют задания, отвечают на вопросы

Дети выкладывают ракеты из счетных палочек

Вызвать интерес к материалу занятия

Молодцы, ребята, у вас получились разные и интересные ракеты. На столах у вас находятся бортовые журналы (лист в крупную клетку). Они нам потребуются в пути для записи наблюдений и выполнения заданий. Проверьте их наличие. Можно отправляться в путь.

Ракеты к полету готовы?

Дети: Готовы.

Включить приборы.

Завести моторы!

(Есть завести моторы)

Наш космический корабль

Отправляется в полет,

Ждут нас испытания

Сложные задания.

 

Начинаем счет до 10! (Дети считают) Корабль стоит на месте.

Может мы неправильно считали? Как же нам считать? (Надо считать наоборот, от большего к меньшему…)

Дети: 10,9….1,0 пуск (Звучит космическая музыка)

3.Дидактическая игра «Почтальон»

На ширме расположены планеты, по которым дети будут путешествовать

Итак, мы подлетаем к первой планете. Это планета Математических Выражений. Здесь очень сложно работать почтальоном. Потому что адрес дома на письме зашифрован в виде числового выражения. А его значение соответствует номеру дома. Сейчас каждый из вас попробует правильно доставить письмо адресату. На ваших письмах  есть числовые выражения. Ваша задача решить его и доставить письмо в тот космический дом, номер которого совпадает с числом, полученным в результате решения выражения. (дома расположены на магнитной доске)

Итак, задание выполнено, отправляемся дальше.

Дети по очереди читают выражения, написанные у них на письмах, находят нужный номер дома, соответствующий результату.

Закрепление умения составлять числа в пределах десяти из двух меньших

4. Игровое упражнение «Космическая полянка»

Следующая планета – Планета Задач. Здесь нам предстоит работа над очень сложными математическими задачами.

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача? (условие и вопрос)

Что такое условие задачи? (это то, что нам известно)

Что такое вопрос задачи? (это то, что нам нужно узнать)

Что нужно сделать, чтобы дать ответ на вопрос задачи? (нужно её решить)

С помощью каких действий мы умеем решать задачи? (сложение и вычитание)

 На этой планете живут необычные существа – маленькие гонзики. Они собрались на космической полянке, чтобы погулять. Но не могут определить сколько их. Давайте им поможем.

Я попрошу нескольких детей спрятаться за ширму и превратиться в гонзиков (надевают глазки на пальчики).  Все гонзики спрятались. А теперь внимательно слушайте задачу и выполняйте действия согласно её тексту. А остальных я попрошу тоже внимательно слушать и запомнить условие задачи и вопрос.

Итак, утром на космической полянке гуляло 3 гонзика, потом к ним присоединилось еще 5. Сколько всего гонзиков гуляет на космической полянке?

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в составлении задачи

Развитие творческих способностей, закрепление умения понимать задачи на сложение и вычитание

5. Анализ задачи.

Составление краткой записи

Повторите условие задачи.

Повторите вопрос задачи.

Давайте изобразим условие задачи на числовом отрезке. Числовой отрезок уже присутствует в ваших бортовых журналах. Найдите его. Возьмите в руки простой карандаш.

Сколько гонзиков гуляло на полянке? (3)

Как мы это покажем на числовом отрезке? (ответы детей) Правильно, от начала отрезка сделайте 3 шага вперёд и сверху нарисуйте дугу карандашом, напишите над дугой число 3.

Сколько гонзиков еще вышло на полянку? (5)

Как мы это отобразим на числовом отрезке (ответы детей). Правильно, делаем еще 5 шагов вправо, рисуем дугу карандашом и пишем наверху число 5.

Что нужно узнать в задаче? (сколько всего гонзиков гуляет на полянке)

Как мы это покажем на числовом отрезке? (проведем дугу снизу и поставим знак вопроса)

Что нам показывает число 3? (сколько гонзиков гуляло на полянке)

Что показывает число 5? (сколько гонзиков вышло еще на полянку)

Что показывает знак вопроса? (сколько всего гонзиков)

Каким действием будем решать задачу? (сложением)

Выложите решение задачи с помощью цифр на столе.

Повторите вопрос задачи.(сколько всего гонзиков гуляет на полянке?)

Сформулируем ответ задачи. (8 гонзиков всего гуляет на полянке)

Дети слушают, рассуждают, обосновывают свою точку зрения

Закрепление алгоритма работы над задачами, умения составлять краткую запись задачи с использованием числового отрезка

А теперь я попрошу вас составить задачу на вычитание с этими же числами. (задание выполняется устно без составления краткой записи и решения)

Ну что ж, на этой планете порядок. Движемся дальше.

Дети составляют задачи, выслушивают разные варианты

Закрепление умения составлять задачи на вычитание в пределах 10

Физкультминутка

Предлагаю выйти из-за столов и немного отдохнуть.   Гонзики приглашают вас потанцевать. Физкультминутка под музыку «Зелёненькие лунатики»

Выполняют упражнения

Снятие физического напряжения

Следующая наша планета называется Заколдованный Циферблат.

А что такое циферблат (варианты ответов)

Правильно, циферблат – это круг на часах с цифрами.

А какие еще элементы еще присутствуют в часах? (корпус, стрелки)

Для чего нужны часы? (варианты ответов)

Какие виды часов вы знаете? (варианты ответов)

На этой планете остановились часы. Нам нужно их починить. Каждому из вас я раздам детали часов из картона: корпус с циферблатом и стрелки. Ваша задача закрепить стрелки с помощью проволоки так, чтобы они двигались.

Установите стрелки часов на 3 часа ровно, 5 часов 10 минут, 10.00.  

Итак, жителям этой планеты мы помогли. Осталась еще одна планета. В путь.

Слушают задание Отвечают на вопросы. Конструируют часы, выставляют на них заданное время

Закрепление умения понимать время по часам

Гимнастика для глаз

Наши глаза немного устали от космической пыли, и им нужно отдохнуть. Проследим глазками путь ракет, которые вместе с нами передвигаются в космическом пространстве.  (в группе в разных местах размещены ракеты разного цвета, дети должны отыскать их, находясь на одном месте, только зрительно, ориентируясь на цвет, названный воспитателем) 

Выполняют гимнастику для глаз

Снятие зрительного напряжения

6.Игровое упражнение «Построим домики для инопланетян»

Вот мы прибыли на последнюю планету. Это планета Красивых домиков. Но сильный ураган разрушил дома местных жителей. Давайте поможем им и нарисуем красивые ровные домики. Только они должны быть точно такими же как были до этого. Ваша задача скопировать рисунок по клеточкам. У кого останется время, можете раскрасить. (или графический диктант)

Копируют домики на листе в клетку

Развитие мелкой моторики, умения ориентироваться на листе в клетку

7.Подведение итога занятия

Рефлексия

Ну вот мы и справились со всеми заданиями. Пора возвращаться обратно.

Ракеты к полету готовы?

Дети: Готовы.

Включить приборы.

Завести моторы!

(Есть завести моторы)

Наш космический корабль

Отправляется в полет,

Прошли мы через все испытания,

Выполнили сложные задания.

Обратный отсчет – 10,9,8…

Мы вернулись обратно в группу.

Давайте вспомним, на каких планетах мы побывали?

Какие задания выполнили?

Вам понравилось наше путешествие?

За вашу смелось и сообразительность разрешите наградить вас медалями и присвоить звания «Знатоки  математики»

Дети отвечают на вопросы

Оценка результативности работы детей на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по образовательной области "Познавательное развитие, ФЭМП" с детьми средней группы Тема "В гостях у Зимушки-Зимы"

Данный конспект предназначен для поведения интегрированного занятия с детьми с парциальным недоразвитием...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: «Исаакиевский собор»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Петербурговедение) с детьми подготовительной группы на тему: &laq...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) с детьми 3 -4 лет. Тема: «Поможем Колобку».

Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: воспитывать жел...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" ФЭМП для детей подготовительной группы. Тема: «Поможем Доктору Айболиту» с использованием счетных палочек.

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" ФЭМП для детей подготовительной группы. Тема:  «Поможем Доктору Айболиту» с использованием счетных палочек....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» с детьми средней группы. Тема «Проделки пиратов»

Используемые технологии:Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьмиПроблемно игровая технологияЗдоровье-сберегающая технология: динамическая паузаСоцио- игровая технология....

Конспект образовательной деятельности познавательное развитие (ФЭМП) с детьми подготовительной группы «Беспорядок в царстве Математики» (квест-игра).

ОО «Познавательное развитие»:- учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;- продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах...