Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе «Геометрические фигуры и волшебство»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Закреплять умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом, сравнивать геометрические фигуры между собой, узнавать зрительно геометрическую форму в окружающей обстановке.

Закреплять умение раскладывать фигуры по величине, упражнять в счёте до 4. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство.

Учить приёмам сложения плоскостных фигур, используя квадрат Воскобовича.  Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Формировать интерес к математике.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарь детей.

Закреплять навыки и умения по конструированию из геометрических фигур; развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении творческих работ

Воспитывать желание довести начатое дело до конца; отзывчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_matemat._avtosohranennyy.docx295.37 КБ

Предварительный просмотр:

МК ДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозёрск»

Геометрические фигуры картинки для оформления детского сада

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2012/01/igra_podberi_figuri10.jpg

Конспект НОД

по познавательному развитию (ФЭМП)

в средней группе

«Геометрические фигуры и волшебство»

http://nattik.ru/wp-content/uploads/2012/01/igra_podberi_figuri19.jpgБолее сложная поделка - самосвал, ребёнок может разрезать его самостоятельно по отмеченным линиямкартинки Веселая математика Веселая математика для дошкольников Веселая  геометрия скачать и распечатать онлайн

Воспитатель высшей категории

Швецова Е.А.

2021г.


Задачи:

Закреплять умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом, сравнивать геометрические фигуры между собой, узнавать зрительно геометрическую форму в окружающей обстановке.

Закреплять умение раскладывать фигуры по величине, упражнять в счёте до 4. Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство.

Учить приёмам сложения плоскостных фигур, используя квадрат Воскобовича.  Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику. Формировать интерес к математике.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, обогащать словарь детей.

Закреплять навыки и умения по конструированию из геометрических фигур; развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении творческих работ

Воспитывать желание довести начатое дело до конца; отзывчивость.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное,  художественно-эстетическое.

Индивидуальная работа: закреплять умение раскладывать предметы слева направо, ориентироваться на листе относительно себя – Саша Б, Максим А, Святослав.

Методы и приёмы: вопросы, объяснение, наглядный показ, обобщения, оценка, физкультминутка, сюрпризный момент, схемы.

Оборудование: карточки с геометрическими фигурами одного цвета, но разные по величине; карточки, разделённые на 9 квадратов, круги (на каждого) и образцы раскладывания; карточки с изображением «качелей», по 4 квадрата и круга (на каждого); по 4 треугольника разных по высоте и разного цвета (на каждого); квадрат Воскобовича (на каждого); схемы выкалывания картин из геометрических фигур и геометрические фигуры для этого.

Структура НОД:

I вводная часть - 3 минуты.

Сюрпризный момент.

Стихотворение по теме, отправление в путешествие.

Игра «Назови одним словом»

Задание «Найди предмет такой же формы»

II основная часть – 15 минут.

Упражнение на внимание «Повтори»

Упражнение «Геометрические качели»

Упражнение «Расставь геометрические фигуры»

Физкультминутка

Упражнения с квадратом Воскобовича.

III заключительная часть – 2 минуты.

Рефлексия.

Дидактическая игра «Собери картинку из геометрических фигур»

Я приглашаю вас на тур,
Заглянем вместе в мир фигур:
Прямоугольник, круг, квадрат
Представить их я буду рада,

Фигур на свете есть не мало!

Весь мир устроен из фигур,
Лишь присмотритесь - я не лгу
Дома, машины, люди, звери,
Столы, картины, окна, двери,
Пруды, каналы и поля
И в целом вся наша Земля.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну геометрических фигур.

Игра «Назови одним словом»

Цель: закреплять умение называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

А с какими фигурами мы там встретимся, вам подскажет следующее задание:

Поочередно возьмите карточку со стола и назовите мне, какие геометрические фигуры на ней изображены?

- Какого цвет?

Задание:

-Поднимите вверх карточки, на которых изображены геометрические фигуры без углов.

- Поднимите вверх карточки, на которых изображены  красные геометрические фигуры.

- Поднимите вверх карточки, на которых геометрические фигуры имеют уголки, углы

- Поднимите вверх карточки, на которых изображены геометрические фигуры зелёного цвета.

- С какими геометрическими фигурами мы с вами встретимся сегодня? (кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником).

- Скажите, дети, а чем квадрат отличается от треугольника?

Дети: - У квадрата четыре угла и четыре стороны. А у треугольника три угла и три стороны.

- Скажите, а чем квадрат отличается от прямоугольника?

Дети: У квадрата четыре угла и четыре равные стороны. А у прямоугольника четыре угла и две длинные и две короткие стороны.

-А чем отличается треугольник от круга?

Дети: -У круга нет углов, он катится.

Задание «Найди предмет такой же формы»

Цель: закреплять умение узнавать зрительно геометрическую форму в окружающей обстановке

-А сейчас, дети, давайте найдем предметы в группе, которые похожи на…

Показываю карточку с фигурой «квадрат». (окно, стол, Дается задание найти в группе предметы такой же формы. Затем показываю карточки с другими геометрическими фигурами, дети находят предметы похожей формы.

(прямоугольник – двери, парты,; круг- часы, стол зеленый, мяч.)

-А теперь давайте пройдем за столы.

Упражнение на внимание «Повтори»

Цель: развивать память, ориентировку на листе, развивать навыки самоконтроля.

- Вам необходимо посмотреть на карточку и запомнить расположение кругов, затем выложить на своей карточке круги точно так же, как на моей.

Упражнение «Геометрические качели»

Цель: Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство.

В стране геометрических фигур есть волшебные качели. На качелях катаются геометрические фигуры Задание: с правой стороны качелей посадите кататься три круга;

А на левую сторону посадите квадратов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну (Добавить один квадрат или убрать один круг).

Упражнение «Расставь геометрические фигуры»

Цель: Упражнять в умении сравнивать 4–5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

В стране, где они живут, пронёсся сильный ураган и фигуры перепутал. Геометрические фигурки просят расставить их в ряд по порядку от самого высокого до самого низкого.

- Поможем геометрическим фигуркам?

Ребята,  у себя на столе расставьте треугольники по порядку от самого высокого до самого низкого слева направо.

- Какого цвета самый высокий треугольник?

- Какого цвета самый низкий треугольник?

- Покажите самый высокий (низкий) домик.

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
И – на стульчик тихо сядь.

- Ребята, у вас на столах лежит геометрическая фигура. Скажите, как она называется? (квадрат) Правильно!

Покажите мне у квадрата стороны, сколько их? (4)

А сколько углов (4).

А покажите мне, пожалуйста, середину квадрата!

А сколько цветов у нашего волшебного квадрата (2, а какие (красный и зеленый). Молодцы! Все правильно вы сказали.

Вроде бы квадрат простой, и обычной формы

Но ты приглядись, постой!

Он - «Квадрат-трансформер»!

Складывать начнём сейчас

И получится у нас-

Домик, мышка, ёж и котик, туфелька и самолётик.

Упражнения с квадратом Воскобовича.

Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, формировать знания о геометрических понятиях: угол, диагональ, сторона, центр.

- В стране геометрических фигур живёт много жителей: круг, прямоугольник, треугольник, овал и другие. И живёт в этой стране квадрат, не простой квадрат, а волшебный двухцветный.

Вот сегодня мы с ним познакомимся.

- Самое простое во что может превратиться наш квадрат, это в своих друзей, тех друзей у которых тоже есть уголки. Сложите квадрат пополам так, чтобы получился прямоугольник красного цвета?

 - А теперь сложите квадрат так, чтобы получился зелёный треугольник.

«Интересно, а кем я могу стать?» - подумал Квадрат  и подошел к зеркалу. 

На него смотрел обыкновенный квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, - думал про себя Квадрат.

–То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если бы я мог стать домиком!»

Превращение 1 «Домик».

Вдруг у Квадрата зашевелились верхние уголки слева и справа и он стал ДОМИКОМ с красными стенами и зеленой крышей. Сделайте квадрат большим. Положите зеленой стороной к себе и согните 2 верхних угла – получился зеленый дом с красной крышей. Молодцы!

Расскажите, какой формы стены у домика из Квадрата, какого они цвета? (Прямоугольник и цвет красный). Какой формы крыша у домика из Квадрата, какого она цвета. (Треугольник зеленого цвета).

А теперь сложите домик с зелеными стенами и красной крышей.

Превращение 2 «Конфета».

- Потом Квадрат вспомнил о своих друзьях – геометрических фигурах и решил угостить их конфетами. Квадрат лёг на уголок и боковые маленькие треугольники сложились у него к серединке.

Превращение 3 «Летучая мышь».

- Что же это получается? – размышлял Квадрат.

-Захотелось мне стать домиком, я стал домиком. Захотелось стать конфеткой, я превратился в конфетку. А если я захочу стать, - Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться, - ну, например, в летучую мышь!

-Да, сказал он себе, - хочу превратиться в Летучую мышь!

И тут же Квадрат превратился в треугольник, поднял нижний маленький треугольник к центру.

Это было открытое. Оказывается, стоит Квадрату захотеть, и он может превратиться в кого угодно. – Напишу-ка я письмо своим друзьям о том, что «волшебный».

Превращение 4 «Конверт»

 Квадрат представил раскрытый конверт в дедушкиных руках и сразу почувствовал в себе знакомые изменения. Теперь ему не нужно было подходить к зеркалу – он был уверен, что превратился в Конверт.

Вам понравились превращения волшебного квадрата?

 - Да, Квадрат действительно необыкновенный, с ним постоянно происходит много удивительных приключений-превращений. Потому что он квадрат-трансформер. Во что еще может превращаться Квадрат мы узнаем, в следующий раз.

- Геометрические фигуры посмотрели на волшебство квадрата и тоже за хотели стать волшебниками, хоть маленько…

Давайте поможем им стать волшебными, ведь вы теперь тоже маленько волшебники после игры с квадратом-трансформером!

Дидактическая игра «Собери картинку из геометрических фигур»

Цель: развитие творчества и логического мышления детей. Учить составлять целое из частей. Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать мелкую моторику рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ФЭМП в средней группе "Геометрические фигуры"

НОД предпорлагает формирование у детей среднего возраста умения различать геометрические фигуры, ориетироваться нва листе бумаги, а также способствует развитию внимания, памяти.Дети в игровой форме за...

Конспект по познавательному развитию (фэмп) в средней группе "Спешим на помощь к сказочным героям"

формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в совместной игровой деятельности с применением учебно-методического комплекта...

Презентация к занятию конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе. Подготовила и провела воспитатель Скобелкина Н.С. Тема:«Знакомство с числом четыре ». «Путешествие в осенний лес».

Цель:познакомить с  образованием числа 4, и научить считать в пределах четырех».Программное содержание:Образовательные задачи.Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп пре...

Конспект по познавательному развитию ФЭМП в средней группе "Сказочные путешествия"

Учить соотносить предметы между собой по величине (большой ,средний, маленький).Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрат,треугольник....

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Геометрические фигуры»

Конспект  по познавательному развитию во второй младшей группе «Геометрические фигуры»...

Конспект по познавательному развитию (ФЭМП) в средней группе с использованием логических блоков Дьенеша.

Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди": "Помоги Машеньке".Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражняться в умении классифицировать блоки по трем признакам: форма,...

Конспект занятия Познавательное развитие ФЭМП в средней группе "Космическое путешествие на станцию "Мир""

Познавательное развитие ФЭМП в средней группе. Основные образовательные задачи: учить детей находить закономенности в расположении фигур; закреплять счет в пределах 5, соотношение цифры  с коллич...