Развитие логического мышления детей дошкольного возраста как условие успешной учебы в школе
статья по математике (подготовительная группа)

Михайлова Эльза Калистратовна

Опыт работы с использованием плоскостного конструирования в детском саду со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления  детей дошкольного возраста как условие успешной учебы в школе

Развитие логического мышления - процесс длительный и сложный, так как полноценное его развитие требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. К 14 годам ребенок достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет  черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. И важнейшим среди них является навык логического мышления, то есть способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба. Решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Одним из перспективных подходов к развитию логического мышления у дошкольников на наш взгляд является плоскостное конструирование, с помощью которого дети активно овладевают построением и использованием разного рода предметных, графических и мыслительных моделей. Конструирование повышает интерес у детей дошкольного возраста к сознательной поисковой работе, вносит в их деятельность элемент неожиданности, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, памяти, воображения. Составление из геометрических фигур силуэтных рисунков, хорошо знакомых детям, плоскостное моделирование технических объектов, стилизованных изображений фигур животных, птиц, растений, а также предметов быта позволяет заинтересовать детей, привлечь к творчеству. Они включаются в активную поисковую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа в данном направлении основана на принципах постепенности, доступности и посильности, позволяя создавать ситуацию достижения успеха каждым ребенком.

В течение ряда лет углубленно работаю над проблемой - развитие логического мышления ребенка через плоскостное конструирование. При планировании занятий учитываю межпредметную связь различных разделов примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» ( Под редакцией Л.А. Парамоновой. _М.:. ТЦ Сфера, 2015).  Начиная со средней группы, в работе с детьми использую развивающие игры «Танграм», «Квадраты Никитина», «Колумбово яйцо», «Пазлы» и др. Эти игры привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом и дают возможность использования их в различных видах деятельности детей. Также мною составлены собственные дидактические игры по плоскостному конструированию «Секреты квадрата» и «Треугольная мозаика», которые апробированы в нашем детском саду. Дидактические игры по плоскостному конструированию рецензированы               заведующей кафедрой методики начального образования ГОУ ВПО «ЧГПУ имени И.Я. Яковлева» кандидатом педагогических наук, доцентом Архиповой С.Е. Рекомендованы воспитателям дошкольных учреждений,  учителям начальных классов, родителям для индивидуальных занятий с детьми. Опыт работы был опубликован в журнале «Обруч».

 Кроме того к дидактическим играм по плоскостному конструированию «Секреты квадрата» и «Треугольная мозаика» разработаны методические приложения в форме сказки, познавательного рассказа, загадок. Внесение сюжета игры и новых элементов  способствует развитию воображения детей, делать занятия более увлекательными. Предлагаемые игры на составление плоскостных изображений для детей среднего возраста рекомендуется начинать со сравнивания частей по размеру и форме. В данном возрасте фигуры-силуэты составляются из частей квадрата по расчлененным образцам, которые вывешиваются на магнитной доске одновременно со словами педагога. Магнитная доска может быть заменена интерактивным экраном, на которую проецируются слайды с фигурами, выполненные с помощью Microsoft PowerPoint. Более сложной, для детей 5-7 лет, является воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененные). На этом этапе игры одной из главных задач является развитие у детей умения анализировать форму плоскостной фигуры по контурному ее изображению. Стимулируя детей к творчеству, им предлагается придумать собственные фигуры,  проявляя смекалку и находчивость.

С целью развития логического мышления у детей мною на занятиях используются так называемые, нестандартные логические задачи «Что изменилось?», «Объедини предметы в группы». Каждой группе предметов дай общее название», «Какая фигура будет последней?», «Найди закономерность и продолжи», «Найди лишнее и объясни почему», решение которых требуют от детей интеллектуальной инициативы и размышлений.  Игры  «Как гусеница и муравей в гости ходили», «Путешествие в сообразилию или как помочь ребенку стать смышленым», «Поиск девятого», созданные А. З. Заком  дают возможность для развития аналитических способностей детей.

Помимо традиционных занятий по развитию логического мышления  в детском саду  с детьми старшего дошкольного возраста веду кружок «Ферзь и Дамка». Чем же хороши шахматы и шашки для развития логического мышления детей? Сами ходы просты, но их комбинации бесконечны. Освоение ходов подготавливает детей к умению планировать действия, учит рассуждать. Поставленные в условия проблемной ситуации, дети делают несложные умозаключения, опираясь на имеющиеся знания. Игры в шахматы и шашки очень увлекают детей. Об эффективности проводимой работы в данном направлении говорят успехи наших воспитанников в городских и республиканских соревнованиях по шашкам и шахматам, в интеллектуальных играх «Юные академики» и во Всероссийских математических олимпиадах «Знаток-дошколенок».

Все вышеуказанное в целом позволило добиться положительных результатов.  Об этом свидетельствуют и результаты диагностики познавательного развития воспитанников ДОУ. За последние три года мы наблюдаем значительный рост познавательных способностей детей. Наши воспитанники активны, смышленны, раскованы, внимательны и  любознательны, характеризуются  креативностью мышления и развитостью воображения. У них отмечается высокий уровень познавательной мотивации, отсутствие страха перед возможными трудностями. Более 95% наших выпускников поступают в престижные гимназии, лицеи города и  продолжают успешно обучаться.

Таким образом, развитие логического мышления  детей дошкольного возраста  создает основу психологической готовности к школе, содействует формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей среднего дошкольного возраста как условие успешной социализации.

В течение  2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования: «Развитие исследовательской  и экспериментальной  деятельности у детей среднего дошкольного возраста как у...

Воспитательная система дошкольного образовательного учреждения «Развитие субъектности детей дошкольного возраста как условие успешной социализации в обществе»

Современная социокультурная среда создает подвижные, вариативные взаимоотношения между человеком и обществом, характер развития которых детерминирован в значительной степени самим человеком, его субъе...

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

"Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"

quot;Развитие речи детей дошкольного возраста, как условие для успешной социализации в современном обществе"Дошкольный возраст – начало социальной жизни ребенка. Первое знакомство с социал...

Консультация для педагогов «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста как условие успешного обучения в школе»

Существуют два основных фактора определяющие познавательную активность дошкольника как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность взрослого...

Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....