"Структура проведения занятий по ФЭМП"
консультация по математике

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Во всех  возрастных группах занятия проводятся фронтально, то есть одновременно со всеми детьми.

Примерная структура традиционных занятий

1. Организация занятия.

2. Ход занятия.

3. Итог занятия.

1. Организация занятия

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание, рассаживает с учетом индивидуальных особенностей, учитывая проблемы в развитии (зрения, слуха и др.).

В младших группах: подгруппа детей может, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем.

В старших группах: группа детей обычно рассаживается за парты по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Организация зависит от содержания работы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятие может начинаться и проводиться в игровой комнате, в спортивном или музыкальном зале, на улице и т. п., стоя, сидя и даже лежа на ковре.

Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах, организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

2. Ход занятия

Примерные части хода математического занятия

1. Математическая разминка (обычно со старшей группы).

2. Работа с демонстрационным материалом.

3. Работа с раздаточным материалом.

4. Физкультминутка (обычно со средней группы).

5. Дидактическая игра, дидактическое упражнение.

Количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех час рей (обычно работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Внимание детей сохраняется: 3-4 минуты у младших дошкольников, 5—7 минут у старших дошкольников — это и есть примерная длительность одной части.

Приведу пример занятия по математике для старших дошкольников:

  1. Повторение пройденного с целью введения в новую тему (2-4 минуты);
  2. Рассмотрение нового материала (15-18 минут);
  3. Повторение ранее усвоенного материала (4-7 минут).

Однако, знакомство с новым материалом следует осуществлять в период наибольшей работоспособности детей ( начинать после 3-5 минут от начала занятия и заканчивать на 15-18 минуте).

Скажите, пожалуйста, какие методы обучения используются на занятиях по ФЭМП? (игровые, наглядные, словесные, практические методы).

Словесный метод занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям. В младшем возрасте прямые и косвенные вопросы (сколько, как…), в старшем – поисковые (как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?).

Большую часть занимает практический метод и в него могут входить различные дидактические игры и упражнения. Дидактические игры и упражнения хороши тем, что направленны на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для ребёнка образом.

В процессе занятий, обычно после первой или второй части, проводятся физминутки.

Виды физкультминуток:

1. Стихотворная форма (детям лучше не проговаривать, а правильно дышать) — обычно проводится во 2-й младшей и средней группах.

2. Набор физических упражнений для мышц рук, ног, спины и др. (лучше выполнять под музыку) — целесообразно проводить в старшей группе.

3. С математическим содержанием (применяются, если занятие не несет большой умственной нагрузки) — чаще применяется в подготовительной группе.

4. Специальная гимнастика (пальчиковая, артикуляционная, для глаз и др.) — регулярно проводится с детьми с проблемами в развитии.

Замечание:

• если занятие подвижное, физкультминутку можно не проводить;

• вместо физкультминутки можно проводить релаксацию.

3. Итог занятия

Любое занятие должно быть законченным.

В младшей группе: воспитатель подводит итог после каждой части занятия. («Как хорошо мы поиграли. Давайте соберем игрушки и будем одеваться на прогулку».)

В средней и старшей группах: в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей. («Что мы сегодня узнали нового? О чем говорили? Во что играли?»). В подготовительной группе: дети сами делают выводы. («Чем мы сегодня занимались?») Организовывается работа дежурных.

Необходимо оценить работу детей (в том числе индивидуально похвалить или сделать замечание).

Старайтесь следовать древней пословице: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП в подготовительной группе

Тема:Жираф и зебраЦель: продолжать знакомить детей с величиной.Задачи:1.Образовательная: упражнять в счете в пределах 10, учить отсчитывать по предложенной цифре, учить считать на ощупь.2.Развивающая:...

План-конспект организации и проведения занятия по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 9»

Тема: «Счет в пределах 9»Цель: формирование математических представлений детей об образовании числа 9; геометрических фигурах; ориентировании в пространстве.Задачи:Образовательные: Уч...

Структура проведения занятий по логоритмике.

В материале даны все виды игровых упражнений  используемых на занятиях по логоритмике....

Доклад на тему: «Структура проведения занятий – экспериментов. Организация уголков экспериментирования»

Доклад на тему: "Структура проведений занятий - экспериментов. Организация уголков экмпериментирования"...

Консультация для воспитателей. Структура проведения занятий с детьми дошкольного возраста.

Занятие – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы...