Диагностика сформированности представлений о пространстве у детей дошкольного возраста
тест по математике

Щупакова Юлия Александровна

Диагностика сформированности представлений о пространстве у детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика сформированности навыков ориентировки в пространстве дошкольников

Подготовительная группа

Задание №1

Цель: Выявить сформированность ориентироваться на ограниченной площади (лист бумаги, учебная доска, страница тетради,
книги и т.д.) ; располагая предметы и их изображая в указанном
направлении, отражать в речи их пространственное расположение
(вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Материал: лист бумаги, карандаш

Ход: Нарисуй по центру листа прямоугольник, справа от него треугольник, слева от прямоугольника квадрат, сверху от прямоугольника квадрат меньше того, который вы только что сделали, внизу от прямоугольника  маленький треугольник. Посчитайте сколько геометрических фигур у вас получилось?

Задание №2

Цель: Выявить знания чтения  плана, схемы, маршрута, картой.

Материал: схема маршрута

Ход: Воспитатель дает ребёнку схему маршрута группы, по которому он должен пройти и отслеживает правильность прохождения по маршруту

Задание №3

Цель: Определить способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Материал: лист бумаги, карандаши

Ход: Воспитатель предлагает ребенку смоделировать свою схему маршрута в групп по отношению между объектами

Задание №4

Цель: Выявить потенциальные знания «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх,
сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Материал: маршрутный лист с условными обозначениями

Ход: Воспитатель дает ребенку маршрутный лист на котором обозначена стартовая линия прохождения маршрута с условными обозначениями прохождения его

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

ФИ ребенка

Показатели развития

№1

№2

№3

№4

Иванов Ваня

ТР

СС

СС

СС

Старшая группа

Задание №1

Цель: определить умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.)

Материал: свисток или бубен

Ход: Место проведение спортивный зал. Воспитатель: «Руки вверх-вниз, вперед-назад, поворот вправо, в лево», «Встань около желтой полоски», «Вперед шагом марш» (ребенок идет вперед и воспитатель в это время с помощью бубна или свистка привлекает внимание ребенка и говорит куда ему дальше двигаться)

Задание №2

Цель: определить умение ориентироваться в окружающем пространстве; определять свое местонахождение среди окружающих людей
и предметов

Материал: кубики разных цветов

Ход: На полу лежит 4 предмета. Ребенок запоминает, как были расположены предметы,  закрывает глаза, а в это время педагог меняет местами пару предметов. Ребенок  открывает глаза и рассказывает о том, где предметы стояли раньше и где сейчас. Воспитатель спрашивает с какой стороны стоял синий кубик (с левой стороны)

Задание №3

Цель: выявить умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Материал: лист бумаги, карандаш

Ход: В центре листа нарисуй овал.  В правом верхнем углу- квадрат, в левом верхнем углу- круг. В правом нижнем углу прямоугольник, в левом нижнем углу – треугольник.

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

ФИ ребенка

Показатели развития

№1

№2

№3

№4

Иванов Ваня

ТР

СС

СС

СС

Средняя группа

Задание №1

Цель: Определить уровень умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз)

Материал: лист с заданием

Ход:

Попробуешь повторить? Вставай, вперед шагом марш, направо, налево, посмотри вверх-вниз. Молодец!

Задание №2

Цель: Выявить умения детей обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки)

Материал:

Ход: Воспитатель: «Назови пожалуйста предметы, которые ты видишь перед собой, а теперь справа от тебя- слева, а теперь назови предметы, которые находятся сзади тебя.

Задание №3

Цель: Определить уровень знаний пространственных отношений: далеко — близко, высоко — низко.

Материал: игрушки

Ход: На каком расстоянии находиться от тебя мяч? Кукла?
Сетка для баскетбола ? машинка?

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

ФИ ребенка

Показатели развития

№1

№2

№3

№4

Иванов Ваня

ТР

СС

СС

СС

Младшая группа

Задание №1

Цель: Определить умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади
(позади), справа — слева.

Материал:

Ход: : Воспитатель: «Назови пожалуйста предметы, которые ты видишь перед собой, а теперь справа от тебя- слева, а теперь назови предметы, которые находятся сзади тебя.

Задание №2

Цель: Выявить умения различать правую и левую руки.

Материал: 2 игрушки

Ход: Подними пожалуйста правую руку- левую. Возьми в правую руку машинку, положи ее, молодец, а теперь возьми в левую руку пирамидку, молодец. Какой рукой мы держим ложку, а какой рукой мы помогаем (держим хлеб)

Критерии оценивания:

Точка роста – ребенок не ответил правильно на задание, ответил полностью с помощью взрослого

Стадия становления - при ответе ребенок делал ошибки, давал неполные ответы, ответил с частичной помощью взрослого

Стадия формирования – ребенок полностью справился с заданием без помощи взрослого.

ФИ ребенка

Показатели развития

№1

№2

№3

№4

Иванов Ваня

ТР

СС

СС

СС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей:Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста...

Организация здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

    В моей практике встречались родители, которые испытывали потребность в информации по оздоровлению ребенка. Что нужно делать взрослым, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом ...

Формирование представлений о времени и пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие пространственных и временных представлений в различных видах деятельности....

Ориентировка в пространстве у детей дошкольного возраста

Ориентировка в пространстве один из важнейших компонентов развития дошкольников. В каждой возрастной группе имеются свои особенности и этапы формирования ориентировочных понятий....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

«Формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста»

Картотека игр, которыми могут воспользоваться воспитатели детских садов для формирования пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста....

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...