Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Бескоровайная Екатерина Вячеславовна

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

ПР ФЭМП «Зайчата»  

Младшая группа А

                                       

 

                                                                                                                                                Воспитатель: Бескоровайная Е. В.

Цель:

-формировать представление о числе 3, умение считать до трех;

-формировать опыт преодоления (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;

-закреплять представление о числах 1 и 2, умение использовать их названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнить предметы по свойствам.  

                                                                                                                                                                                                                                     

Материал и оборудование.

Демонстрационный: рисунок зайчихи с зайчатами (три зайчонка, плоские изображения - белочек (3, орех мешочки, карточки-таблички, машинки (для подвижной игры «Автомобили и гаражи»)

Раздаточный: зайчата по 3 на каждого ребенка, белочки по 3 на каждого ребенка, 3 ореха на каждого ребенка, 3 мешочка на каждого ребенка, карточки с кружочками для игры на каждого ребенка.

Образовательная область  - художественно-творческая, познавательная, социально-коммуникативная.                    

                                                                                          

Этапы мероп

риятия

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Введение в ситуацию

(2-3 мин.)

Дидактические задачи; мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.

Воспитатель: -Ребята, отгадайте

«Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами.»

Ответы детей: «Заяц».

Воспитатель -Молодцы, отгадали!

В комнате появляется мама зайчиха:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите кто это? (Зайчиха)

Воспитатель: -Ребята зайчиха, просит спасти ее маленьких зайчат, не послушались они и ушли гулять одни. Их поймал волк. Теперь он просит за одного зайчишку - один мешок орех. Зайчиха хотела белочек попросить, но считать не умею, сколько мешков им дать, чтобы они собрали в них орехи.

     Воспитатель обращается к детям: -Ребята, надо помочь маме зайчихе спасти зайчат?

 Вы хотите помочь?

Сможете?

Дети  с воспитателем встают в круг, приветствуют друг друга улыбкой.

Постановка детской цели.

Целеполагание

Ответы детей

Ответы детей.

Актуализация знаний

 Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции. А также знания и опыт, детей, необходимые им для «открытия» нового знания;

Воспитатель: -Мама зайчиха принесла нам рисунок своих деток, чтобы мы могли узнать, сколько зайчат украл волк и узнать, сколько мешков приготовить для белочек.

(На рисунке три зайчика)

-Как узнать, сколько мешков орехов надо собрать белочкам?

Ответы детей: «Надо посчитать, сколько зайчат на картинке».

Воспитатель:

-Давайте посчитаем, сколько зайчат на картинке?

-Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи?

Дети рассматривают рисунок, пытаются сосчитать, но у них не получается, они не умеют считать до трех.

 Предполагают

варианты решения проблемы, опираясь на свой опыт и знания 

Дети садятся на свои места 

показ приемов выполнения задания детьми

Ответы детей          

Наблюдение, помощь по необходимости

Ответы детей.

Затруднение в ситуации (2-3 мин)

Моделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением, организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения;

Воспитатель: -Ребята вы смогли посчитать зайчат и узнать, сколько мешочков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи и мама зайчиха спасла своих зайчат?

Почему не смогли?

Ответы детей: «Не можем сосчитать всех зайчат»

Анализ возникшей ситуации.

Фиксация затруднения в деятельности

Обдумывание и планирование своих действий

Ответы детей

Открытие нового знания (способа действия)

(5-6 мин.)

 Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиск и открытие новых знаний, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин;

Воспитатель: А что нам делать, если мы не знаем?

Дети: Спросить у того кто знает.

Воспитатель: Хорошо ребята, я вам конечно же подскажу и научу, что нужно делать что бы посчитать.  Посмотрите внимательно и запомните, как надо считать.

(На фланелеграфе воспитатель размещает в один ряд три фигурки белочек)

(Дети выполняют за столом)

-Надо называть числа и показывать на предмет по порядку, дотрагиваясь до них рукой, вот так. Один, два, три – всего три белочки.

(Воспитатель делает рукой круговое движение)

-Надо сосчитать и показать, что всего 3 белочки.

(Поясняет воспитатель, повторяя обобщающий жест)

-Ребята, белочки любят орехи. Давайте дадим белочкам по одному ореху.

(Во втором ряду, напротив каждой белочки, воспитатель выкладывает орех)

(Дети выполняют за столом)

Пересчитывая вторую группу предметов (орехи, воспитатель дополнительно обращает внимание детей на то, что считать надо правой рукой слева на право.

Все дети вместе с воспитателем (хором) еще раз пересчитывают предметы на фланелеграфе.

Воспитатель: -Сколько белочек? Сколько орехов?

Формирование успешного преодоления затруднения.

Показ на экране: геометрия

Показ на образце

Обдумывание.

Выполнение задания

Контроль и корректировка.

.

Включение нового знания в систему знаний  и умений (2-3мин)

Создание ситуаций, в которых дети используют новое знание совместно с освоенными ранее способами.

Воспитатель: - Ребята , а давайте мы с вами немножко поиграем?

Подвижная игра «Автомобили и гаражи». В разных местах комнаты заранее прикреплены карточки – таблички (номера гаражей). На карточках нарисованы треугольники (1, 2, 3 шт.) Воспитатель раздает детям по 1 карточке, на которых кружки в количестве 1, 2, 3 шт.

Педагог объясняет задание:

-Мы поиграем в игру «Автомобили и гаражи». Я построила гаражи. На каждый гараж прикрепила номер. Когда я скажу: «Машины едут!» - вы будете ездить по всей комнате. Я скажу: «Машины в гараж!» - всем надо ехать в свой гараж, на номере которого столько же треугольников, сколько кружков на номере твоей машины. «Сколько кружков на номере твоей машины? К какому гаражу ты поедешь?» - спрашивает педагог детей. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются карточками.

Воспитатель:

-Ребята, а вы помните, о чем нас просила мама зайчиха?

Мы теперь можем сосчитать, сколько зайчат на рисунке? (Считают зайчат на рисунке).

-Что волк попросил у мамы зайчихи за одного зайца?   Ответ детей: (Один мешок орехов)

Воспитатель: -Сколько мешков надо дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка?»

 (Дети отвечают на вопросы воспитателя).

Детям предлагается за столами напротив зайчат выложить мешочки для орехов и посчитать, сколько надо мешков дать белочкам, чтобы они собрали в них орехи для волка.

Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе-Давайте посчитаем, сколько мешочков?

Снова появляется мама зайчиха, спрашивает:

-Вы, ребята, смогли посчитать, сколько украл волк зайчат? Сколько мешков с орехами надо отдать волку, которые соберут белочки?

(Дети отвечают, что три зайца украл волк, три мешочка надо отдать)

Зайчиха забирает мешочки, благодарит ребят и уходит.

Практическое выполнение задания.

Использование

новых знаний совместно с освоенными ранее способами

Выполнение действий

Самоконтроль

Корректировка  

Обдумывание своих действий

 Контроль и помощь по необходимости

Осмысление (2-3  мин)

 Побуждение детей к осмыслению своей деятельности, фиксация достижений цели и определению условий, которые позволили её достичь

Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята, кому мы сегодня помогали спастись от волка?

- Как мы узнали, сколько зайчат украл волк?

-Мы смогли их посчитать?

-Вам было трудно? Почему?

-Что мы еще можем посчитать?

-Что вам сегодня понравилось делать?

Дети показывают и несут воспитателю, укрепляют. Садятся на места.

Самооценка

Ответы детей

Ответы детей



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия познавательного развития (ФЭМП) по курсу "Игралочка" на тему: «Счет до трех»  с детьми Младшей группы

Воспитатель: Бескоровайная Е. В.

План анализа занятия:

  1. Цель.
  2. Задачи.
  3. Вид занятия.
  4. Тип занятия.
  5. Какие методы и приёмы применяли, в чём их педагогическая ценность и как они себя оправдали?
  6. Какие наглядные пособия применяли и в чём их педагогическая ценность?
  7. Активность детей, учебная деятельность детей.
  8. Какие затруднения возникли и как они были преодолены?
  9. Как реализовалось выполнение задач и достигнута ли цель занятия?

1.Цель:

  • формировать представление о числе 3, умение считать до трех;
  • формировать опыт преодоления (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает»;
  • закреплять представление о числах 1 и 2, умение использовать их названия в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнить предметы по свойствам.  

2. Задачи:

  •  мотивировать детей на включение в деятельность
  •  актуализировать знания детей об окружающем мире
  •  актуализировать мыслительные операции, знания и опыт детей
  • анализировать затруднение (место и причина)
  • формирование опыта успешного преодоления трудностей через устранение причин
  • побуждение к осмыслению, фиксация достижений цели и условий, которые позволили её достичь.

3. Вид

Образовательная технология ситуация "Открытие нового знания".

4. Дидактическая игра. Образовательная область  - художественно-творческая, познавательная, социально-коммуникативная.  

5. Деятельностный метод (открытие нового знания, путём анализа, сравнения, выявления признаков, обобщения)

Рефлексивный метод (приобретение первичного опыта преодоления затруднения "спрошу у того, кто знает")

6.Наглядные пособия:

  • демонстрационные: рисунок зайчихи с зайчатами (три зайчонка, плоские изображения – белочек, орех,  мешочки, карточки-таблички, машинки (для подвижной игры «Автомобили и гаражи»)
  • раздаточные: зайчата по 3 на каждого ребенка, белочки по 3 на каждого ребенка, 3 ореха на каждого ребенка, 3 мешочка на каждого ребенка, карточки с кружочками для игры на каждого ребенка.

7. Дети перемещаются по комнате, работают с картинками, во время физкультминутки играют с машинками, взаимодействуют со взрослым и детьми, занимаясь практической деятельностью. двигательная активность удовлетворена.

8. Затруднений не возникло

9. Детская цель была достигнута. Программные задачи детьми усвоены.

                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе.

Цель: развивать внимание детей;упражнять детей в сравнении групп предметов;закреплять знания детей о тупых, острых, прямых углахдать знания о равносторонних, остроугольных, прямоугольных и тупоугольны...

Конспект занятия по познавательному развитию «Формирование элементарных математических представлений» На тему: «Сравнение предметов по двум признакам величины» Для детей старшей группы

Тема: Сравнение  предметов по двум признакам  величиныЦель: обучение сравнению предметов по двум признакам величины (высоте и длине).Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию Формирование элементарных математических представлений На тему: «Письмо от Буратино» в средней группе

Цель: Обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах.Задачи:Образовательные: повышать уровень развития ребенка; закреплять знания детей о геометрических фигурах и цветах; разнообразии цветово...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) с детьми старшей группы Тема: «На помощь инопланетянам!»

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.Задачи: Образовательные:- Закреплять представление детей о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);- П...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "У кролика в гостях" Ранняя группа

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "У кролика в гостях" Ранняя группа...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений " Заюшкин огород", Младшая группа

Занятие по программе Л. Г. Петерсон тренировочного типа по теме: Цвет, Размер; Младшая группа...