Занимательная математика для детей 4-5 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)

Рабочая программа кружка "Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_4-5.docx65.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53 «Елочка»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Занимательная математика»

на 2016-2017 учебный год

для детей 4-5 лет

по образовательной области «Познавательное развитие»

составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

                                                                                      Педагог: Хлопчур Лилия Сергеевна

Тамбов

2016


СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел

3

1.1. Пояснительная записка к рабочей программе

3

  1. Общие цели и задачи программы

4

  1. Принципы и подходы к формированию программы

4

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы

4

  1. Планируемые результаты

5

  1. Система оценивания качества образовательной деятельности

5

2. Содержательный раздел

6

2.1. Описание образовательной деятельности

6

2.2. Учебный план

8

2.3. Календарно-тематическое планирование

10

2.4. Средства, формы, способы реализации программы

13

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

14

3.Организационный отдел

15

3.1. Организация занятий

15

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

15

3.3 Методика диагностики

15

3.3. Методическое обеспечение программы

16

1. Целевой раздел

 1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная математика» реализуется в рамках познавательного направления развития дошкольников и направлена на формирование у детей математических  навыков.

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. 

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.  Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.  

Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире.  Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»  

 Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.

В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Занятия кружка «Занимательная математика» создают условия для  формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны  на  упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры.  В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры, игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и  занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например:  «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее»,  «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения.

Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности  детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования,  на расширение знаний о  величине, форме, размере предметов.  

1.1.1. Цели и задачи программы:

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с оттенками (розовый, голубой, фиолетовый, вишневый).

Формировать умение следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше.

Развивающие:

Развивать у детей

- мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);

- познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);

- мелкую моторику рук и глазомер;

- творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.

Формировать стремление доводить дело до конца.

Содержание программы соответствует заявленным принципам ФГОС: принцип развивающего образования, принцип необходимости и достаточности, принцип интеграции.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядность (наличие дидактических материалов);

- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);

- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

1.1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 

Умственное развитие – очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребенок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, эстетическом и физическом отношениях.

В этом возрасте содержание заданий должно обеспечить, прежде всего, развитие восприятия, образного мышления, воображения ребенка, и таким образом, углублять и расширять те достижения в умственном развитии, которые отвечают специфике дошкольного детства. А достичь этой цели можно, если учить ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, пользоваться условными заменителями вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи и др.), отображающие отношения между предметами и их частями. Для того, чтобы такое обучение было успешным оно должно быть включено в доступные и интереснее для ребенка виды деятельности – игру, рисование, конструирование, лепку и др. особого обсуждения заслуживает вопрос о занятиях, связанных с усвоением математики. Опыт в работе педагогов доказывает, что обучение математике не только можно, но и вполне целесообразно начинать в дошкольном детстве при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста ребенка и задач умственного развития.

В этом возрасте целесообразно ввести новые для детей области деятельности – область количественных отношений вещей. Введение должно осуществляться при помощи тех же средств, которые обеспечивают умственное развитие, в других видах занятий – организации действий самих детей с количественными отношениями, построения и использования моделей этих отношений, максимального использования игровых приемов. При этом является главным – научить детей навыкам счета.

Возраст 4-5. Как и младшим дошкольникам, предлагаются игры на обозначении е отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения. В 4-5 лет дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные свойства, такие как длительность звука, вес предмета и другие начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большего числа частей.

Выполняя задания на развитие воображения, дети создаю не толь отдельные образы, но и представляют в уме различные ситуации, детализированные и развернутые. Они более свободно определяют взаимное расположение предметов в пространстве, используя планы такого расположения.

1.1.4. Планируемые результаты

В результате игровых занятий дети научатся:

- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;

- различать основные цвета и их оттенки;

- научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам;

- улучшать коммуникативные способности.

- отличать признаки геометрических фигур (квадрата, круга, треугольника, прямоугольника).

1.1.5. Система оценивания качества образовательной деятельности:

        Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

        - систематическая презентация детских достижений на  выставках детского творчества;

        - участие в праздниках, развлечениях,

        - проведение тематических недель творчества,

        - изготовление дидактических игр,

        - открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников;

        - участие в конкурсах различного уровня.

        - создание презентаций.  

2.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой  деятельности важны быстрота  умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.

Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.

При этом адаптивность понимается не как адаптация (приспособление к внешним условия), а как возможность целеустремленной системы функционировать в режиме целеполагания и целедостижения. Иными словами, каким образом ребенок будет ставить перед собой задачи, как он будет их достигать, имеет ли он опыт преодоления трудностей.

Ведущий принцип современного дошкольного образования – создание условий для целостного развития личности ребенка. Такой подход требует организованного включения предлагаемого детям  математического материала в процесс живого наблюдения  за всем что происходит вокруг, осуществления практических действий по фиксации особенностей окружающих нас предметов, а так же выявления признаков сходства и различая объектов.

Материал, накопленный в ходе знакомства с окружающим миром с помощью взрослых (педагогов и родителей) систематизируются, обобщаются детьми, образует канву представлений ребенка об устройстве Вселенной и законах, которые в ней действуют.

Пособия для дошкольников имеют своей целью формирование предпосылок для овладения малышом приемами умственной деятельности посредством выполнения заданий специально подобранных в соответствии с особенностями умственного и психического развития дошкольника, способствующих продвижению его по пути математических представлений.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра, которая создает у ребенка положительный настрой, вводит ребенка в мир знаний. Ведь в игре взрослый не осуществляет прямого обучения, способного затормозить или отрицательно повлиять на самостоятельность ребенка в выборе методов и способов выполнения математических заданий. Взрослый в игре создает ситуацию содружества, поэтому каждое правильное решение ребенок осознает как собственную «победу».

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение; игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако, если для воспитанника цель в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, родителем и ребенком, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный характер.

В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинается с более простых задач и постепенно переходит к более  сложным действиям. Организуя такую работу, необходимо ставить цель – научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, разрезанные картинки и др. при совместной деятельности с детьми целесообразно использовать математические загадки, математические упражнения, загадки – шутки, задачи в стихах, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность. Дидактическая игра  создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Особенной популярностью у детей пользуются палочки Кюизенера. Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длинны палочек помогают дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (цвета, размеры) и такие способы познания как сравнение, сопоставления предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, детям представляется возможность проявления самостоятельности в поиске решения и ответа на поставленный вопрос, выдвигать предположения и их проверять, осуществлять и мысленные пробы. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.

Несмотря на обилие дидактических материалов для детей, довольно редко удается встретить такое, чтобы одинаково подходило и двухлетним малышам, и шестилетним дошкольникам. Одним из таких уникальных пособий стали логические  блоки венгерского педагога Золтана Дьенеша, которые являются прекрасным средством ознакомления дошколят с формами предметов и геометрическими фигурами. Серьезная познавательная задача с помощью занимательных блоков усваивается детьми легко. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.), дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предметной подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Занимательный материал увлекает, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослым, учит элементам логики: классификации, способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению.

Эта методика позволяет реализовать потребность играть в слова. Малыш  учится четко  управлять союзами «и», «или», частицей «не» и другими.

Игры с блоками способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей. Они формируют и развивают навыки, которые необходимы для решения логических заданий: способность выявлять в объектах различные свойства, правильно называть их и удерживать в памяти одно, два или даже три свойства, умение обобщать. И все это – в виде интересной и увлекательной игры.

Игры по математическому развитию привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью использовать их в различных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения.

2.2.Учебный план кружка «Занимательная математика»

МБДОУ «Детского сад №53 «Елочка»

на 2016 – 2017 учебный год

Месяц, номер п/п

Тема

Количество часов

Детская деятельность

Совместная деятельность с родителями (открытые мероприятия)

«Осенние краски»

1

«Угостим белочку»

1

«К зайчику на новоселье» (блоки Дьенеша)

1

«Собери из частей»

1

«Коврик» (палочки Кюизенера)

1

«Чего не хватает»

1

«Что пропущено»

1

«Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)

1

«Сложи узор» (кубики Никитина)

1

«Колумбово яйцо»

1

«Что объединяет?»,

1

«Засели домики» (блоки Дьенеша)

1

«Заполни аквариумы» (блоки Дьенеша)

1

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

1

«Дом для зайца» (конструктор: «Лего» )

1

« Автодорога» (конструктор: «Лего»)

1

Развлечение для детей и родителей «Собери по примеру» (конструктор: «Лего»)

1

«В мире животных» (конструкторы: «Лего»)

1

«Четвёртый лишний»

1

«Весёлый поезд» (палочки Кюизенера).

1

«Составь число» (палочки Кюизенера).

1

Планы – схемы: «Куда спрятался мишка»

1

«Паспортный стол»

1

«Угости зверей»

1

«Мастерская форм»

1

« Кто где спит»

1

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).

1

«Игры – головоломки»

1

«Лабиринты»

1

«Колумбово яйцо»

1

«Путешествие»

1

«Обед для матрешек»

1

«Нарисуй картинку палочками»

1

Развлечение для детей и родителей «Сказочный домик для лисички» (палочки Кюизинера)

1

«Лабиринты»

1

«Логические задачи»

1

«Ребусы»

1

«Графические диктанты»

1

«Логические задачи»

1

«Магазин без продавца»

1

«Когда это бывает?»

1

«Лыжные гонки»

1

«Путешествие доктора Айболита» (блоки Дьенеша)

1

«Начальные базы  - оригами»

1

«Воздушный змей» (оригами)

1

«Сова» (оригами)

1

«Рассели ласточек»,

1

Развлечение для детей и родителей «Игры – головоломки»

1

«Разрезанные картинки»

1

«Продолжи ряд»

1

«Магазин игрушек»

1

«Жадные медвежата»

1

«Домино»

1

Игра «Геоконт»

2

«Помоги фигурам выбраться из леса»,

1

«Найди свой домик» (блоки Дьеныша)

1

«Торопись, да не ошибись»

1

«Малыши спешат на помощь»

1

«Разноцветная вода»

1

«Садовник»

1

«Необычные фигуры» (блоки Дьеныша)

1

«Путешествие в солнечную страну» (блоки Дьенеша)

1

«Построй дорожку» (блоки Дьенеша)

1

«Колумбово яйцо»

2

«Танграм»

1

«Поиск затонувшего клада»

1

«Цифры заблудились»

1

«Найди не достающую»

1

«На лугу»

1

Развлечение «Клуб знатоков» (совместная деятельность детей и родителей)

1

ИТОГО:

68

4

ВСЕГО:

72

2.3 Календарно – тематическое планирование для детей 4-5 лет

Месяц

№ п/п

Название темы

Программное содержание

сентябрь

«Угостим белку»

Упражнять в различении цветов и их оттенков. Развивать умение сравнивать множества.

«Осенние краски»

Закреплять умения выделять отдельные предметы из множеств, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов. Закреплять умение правильно называть геометрические фигуры

«В гости к зайчику»

Упражнять в различении цвета, закреплять понятие «высокий»,  «низкий». Развивать внимание, мелкую моторику рук.

«Собери из частей»

Упражнять в складывании целого изображения из нескольких частей, развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

«Коврик» (палочки Кюизенера)

Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы

октябрь

«Чего не хватает»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. 

«Что пропущено»

Развивать наблюдательность, творческое воображение. 

«Помоги муравьишкам» (блоки Дьенеша)

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. 

«Сложи узор» (кубики Никитина)

Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы. 

«Колумбово яйцо»

Развивать конструктивные способности, зрительного внимания, умения мыслить образами. 

«Что объединяет?»,

Развивать умение анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. 

«Засели домики» (блоки Дьенеша)

Развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать объекты. 

«Заполни аквариумы» (блоки Дьенеша)

Осваивать приёмы конструирования геометрических фигур (алгоритм действий). 

ноябрь

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша)

Осваивать приёмы конструирования геометрических фигур (алгоритм действий). 

«Дом для зайца» (конструктор: «Лего» )

Развивать умение мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). 

« Автодорога» (конструктор: «Лего»)

Развивать умение мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). 

Развлечение «Собери по примеру» (конструктор: «Лего») (совместная деятельность детей и родителей)

Развивать умение мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). 

« В мире животных» (конструкторы: «Лего»)

Развивать умение мыслить пространственными образами (объёмными фигурами). 

«Четвёртый лишний»

Развивать умение сравнивать. Развивать  речь, внимание. 

«Весёлый поезд» (палочки Кюизенера).

Развивать конструктивные способности, зрительного внимания, умения мыслить образами. 

«Составь число» (палочки Кюизенера).

Развивать  у детей представления о числе на основе счёта и измерения. 

Планы – схемы: «Куда спрятался мишка»

Развивать пространственные представления. Развивать умения действовать согласно алгоритму. 

декабрь

«Паспортный стол»

Исследование свойств цилиндра, закрепление счетных умений и знаний цифр 1-5.

«Угости зверей»

Закреплять умение прикладывать к группе предметов равное количество других предметов.

«Мастерская форм»

Развивать умение из палочек и ниток выкладывать геометрические формы.

«Кто где спит»

Обучать соотнесению по величине 3 предметов.

Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера).

Развивать комбинаторные способности, сообразительности, творческого воображения. 

«Игры – головоломки»

Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. 

«Лабиринты»

Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. 

«Колумбово яйцо»

Развивать конструктивные способности, зрительного внимания, умения мыслить образами. 

январь

«Путешествие»

Вырабатывать навыки пользования планом, воспитывать внимание.

«Обед для матрешек»

Учить выстраивать матрешек по росту и подбирать посуду разных размеров соответственно росту. Развивать мыслительные операции.

«Нарисуй картинку палочками»

Развивать мыслительные операции.

Развлечение «Сказочный домик для лисички» (палочки Кюизинера) (совместная деятельность детей и родителей)

Развивать умение группировать палочки по цвету, упражнять в ориентировке по цвету. Развивать внимание, речь, логическое мышление.

«Лабиринты»

Вырабатывать навыки пользования планом, воспитывать внимание.

«Логические задачи»

Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. 

«Ребусы»

Развивать  воображение, сообразительность, смекалку. 

«Графические диктанты»

Развивать мыслительные операции.

«Логические задачи»

Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. 

февраль

«Магазин без продавца»

Учить отсчитывать столько фигур, сколько фигур на карточке.

«Когда это бывает?»

Учить различать части суток, развивать память, речь.

«Лыжные гонки»

Формировать умение практически измерять длину с помощью мерки. Развивать самостоятельность.

«Путешествие доктора Айболита» (блоки Дьенеша)

Учить отбирать картинки путем их наложения, закрепление названия геометрических фигур, величины и цвета предметов. Развивать мышление.

«Начальные базы  - оригами»

Учить детей геометрическим терминам, как диагональ, концы и т.п.

«Воздушный змей» (оригами)

Учить использовать полученные знания о геометрических фигурах в других видах деятельности.

«Сова» (оригами)

Закреплять знания о геометрических фигурах.

«Рассели ласточек»

Учить строить упорядоченные ряды по выбранному признаку. 

Развлечение «Игры – головоломки» (совместная деятельность детей и родителей)

Развивать пространственное воображение, сообразительность, смекалку. 

март

«Жадные медвежата»

Формировать навыки практического измерения объемов, развивать самостоятельность.

«Магазин игрушек»

Закреплять навыки счета в пределах 7.

«Продолжи ряд»

Упражнять в счете, развивать внимание и мыслительные операции.

«Разрезанные картинки»

Учить составлять предмет или несложный сюжет по образцу.

«Домино»

Развивать умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. 

Игра «Геоконт»

Освоить понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч. 

Игра «Геоконт»

Закрепить понятия: точка, прямая линия, отрезок, луч. 

апрель

«Малыши спешат на помощь»

Объединение предметов по основному родовому признаку (форме) без учета известных признаков (цвета и величины)

«Разноцветная вода»

Учить сравнивать вместимость посуды. Развивать любознательность.

«Садовник»

Развивать пространственные представления, речь, внимание.

«Путешествие в солнечную страну» (блоки Дьенеша)

Закреплять умение называть геометрические фигуры, величину, цвет предметов. Развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

«Помоги фигурам выбраться из леса»,

Развивать у детей представления о числе на основе счёта и измерения. 

«Найди свой домик» (блоки Дьеныша)

Развить умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. 

«Необычные фигуры» (блоки Дьеныша)

Формировать умения упорядочивать предметы по выбранным признакам. 

«Торопись, да не ошибись»

Развить математические понятия о составе числа при помощи схем. 

май

«Построй дорожку» (блоки Дьенеша)

Развить умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

«Колумбово яйцо»

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. 

«Колумбово яйцо»

Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. 

«Танграм»

Развивать конструктивные способности, зрительное внимание, умение мыслить образами. 

«Поиск затонувшего клада»

Развивать  произвольность внимания, памяти, логики мышления. 

«Цифры заблудились»

Учить выстраивать последовательный числовой ряд, развивать внимание и память.

«Найди не достающую»

Учить видеть пропущенное число в числовом ряду, развивать сообразительность.

 «На лугу»

Развивать умение группировать предметы по цвету и размеру.

Развлечение «Клуб знатоков» (совместная деятельность детей и родителей)

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

 

2.4. Средства, формы, способы реализации программы

Форма работы: Групповые занятия (от 10 человек), включающие в себя:

развивающие игры логико-математического содержания; 

словесно-логические упражнения; 

самостоятельную деятельность детей; 

рассматривание и беседу по картинке; 

раскрашивание «умной» картинки; 

использование литературных текстов; 

интеллектуальные викторины.

Формы и методы развивающих ситуаций.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

- частично – поисковый ( решение поставленных задач совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей подгруппой);

- индивидуально – фронтальный ( чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

- групповой (работа в парах);

- индивидуальный (выполнение заданий и решение проблем).

В зависимости от содержания материала задания математического характера подразделяются на:

Упражнения на выделение признаков объекта (предмета):

а) цвет, его оттенки;

б) величина: большой – маленький, длинный – короткий, тяжелый – легкий, низкий – высокий;

в) форма: одинаковая – разная.

Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов или величин:

а) один – много (визуальное распознавание);

б) столько же (взаимно- однозначное соответствие);

в) больше – меньше (лишнее – не хватает);

г) уравнивание количеств (добавить – убрать).

Упражнения на развитие восприятия пространственного расположения предметов и их частей:

а) расположение на линии (за, перед, следом, между);

б) расположение относительно замкнутой линии (внутри и вне);

в) расположение в пространстве (на, под, перед и т.д.);

г) расположение на плоскости ( выше, ниже, в центре, рядом и т.д.).

Упражнения на формирование приемов умственных действий:

а) классификации;

б) сравнения;

в) обобщения;

г) анализа;

д) синтеза.

Упражнения на развитие психических процессов:

а) мышления;

б) памяти;

в) внимания;

г) восприятия;

д) воображения.

 В процессе игровых развивающих ситуаций используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использование сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физкультурных пауз.

Основная форма работы – игра - занятие: дети слушают педагога, следят за его действиями, сами совершают какие-либо действия, участвуют в общей игре. На одном занятии дается от 2 до 4разных заданий. Каждое повторяется не более 2-3 раз. Поддерживать активность и предупреждать утомление детей позволяет смена характера их деятельности. Новые знания даются детям постепенно, с учетом того, что они знают и умеют делать.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома

        Основные задачи:

информирование друг друга о возможностях художественно-эстетического развития детей в условиях детского сада и семьи;

создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;

поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Формы взаимодействия с семьей

Направления работы

Формы работы

Взаимопознание и взаимоинформирование

Встречи-знакомства, анкетирование семей, дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток, переписка по электронной почте.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых

Лекции, семинары, семинары-практикумы, родительские и общие детсадовские собрания, мастер-классы, игры.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей

Акции, семейные гостиные, фестивали, вечера вопросов и ответов, праздники, проектная деятельность.

3.Организационный отдел.

3.1. Организация занятий.

        Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 4 до 5 лет). Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй половине дня продолжительностью 20 минут. Общее количество занятий в соответствии с нормативной документацией составляет 72 ч, из которых 68 ч отводится на детскую деятельность по реализации образовательных задач и 4 часа на совместную детско-взрослую деятельность с родителями, как форма отчета по реализации данной программы  

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

- демонстрационная магнитно-маркерная доска;

        - дидактический материал;

        - логические блоки Дьенеша

        - цветные счетные палочки Кюизенера;

        - касса счетных материалов;

        - цветные карандаши;

        - кубики.

3.3 Методика диагностики

Диагностика по математическому развитию (дополнительно-образовательной деятельности «Занимательная математика»)  детей 4-5 лет.

1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.

2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.

3. Умение узнавать цифры в пределах 10

4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5

5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)

6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.

7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.

8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)

9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         

3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 – средний уровень

13 – 15 – высокий уровень

3.4. Методическое обеспечение программы:

Л.Д. Камарова. Как работать с палочками Кюизенера (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет). - М.: ГНОМ, 2008. - 64 с.

В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера (для работы с детьми 3-7 лет). - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.- 96с.

Е.Н. Панова. Дидактические игры и занятия в ДОУ. - В.: Учитель, 2007. - 78 с.

Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Давайте вместе поиграем  (игры с логическими блоками Дьенеша). – СПб.: Корвет, 2005. -  46 с.

Е. Бортникова «Чудо – обучайка» (изучаем геометрические фигуры, для детей 3-6 лет) Ек.: Литур, 2005. — 24 с.

Б.П. Никитин. Ступеньки творчества и развивающие игры (сложи квадрат) - М.: Просвещение, 1990. – 160с.

В.А. Козлова «Умейка» (математика в играх и задачах для малышей) – СПб.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008.- 32с

 Диагностическая карта  формирования  элементарных математических представлений  в группе детей 4 – 5 лет на начало учебного 2016-2017 года.

Ф.И. ребенка

Количественный

счет

Геометрические

фигуры

Величина

Ориентировка

во времени

Ориентировка

в пространстве

Общий показатель знаний ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика; для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Программа направлена на развитие логического мышления у старших дошкольников посредством развивающих игр математического содержания....

Программа дополнительной образовательной услуги «Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики для детей 5-7 лет»

Программа по дополнительной платной образовательной услуге «Логика» разработана на основе программ «Детство» авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева; «Играя...

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей от 6 до 7 лет)

Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика»  (для детей от 6 до 7 лет)...

Занимательная математика для детей. "Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы

"Математическое путешествие на воздушном шаре" для детей подготовительной группы...

«Занимательная математика для детей среднего дошкольного возраста»

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, объемом информации , стремлением родителей ка...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике (ФЭМП) на тему «Занимательная математика» для детей подготовительного возраста.

Обобщение знаний по формированию элементарных математических представлений.  Учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, выделять условие, вопрос, реше...