Статья "Развитие математических способностей у детей 4-5 лет в ДОО"
статья по математике (средняя группа)

Судакова Наталья Павловна

Условия и средства успешной работы по развитию математических способностей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.

Согласно ФГОС ДО перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.

Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте. Интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.

Поэтому целью работы является создание условий для развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством обогащения игрового опыта ребенка.

Для достижения поставленной цели обозначаются следующие задачи:

- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;

- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;

- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)

- развитие самостоятельности при выборе игры, проявление инициативы в деятельности и в общении;

Работа по развитию математических способностей у дошкольников будет успешна  при соблюдении ряда условий:

1. Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.

2. Мероприятия, реализующие программу формирования математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.

3. Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, досуги, праздники, игра, наблюдения, художественно-продуктивные).       

4. Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования математического мышления у детей.

Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».[5,с.26]

Особую роль в работе отводится нестандартным дидактическим средствам. Ведь для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, происходит воздействие на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и поведение в целом.[3,с.104]

Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного образования. Она таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.[2,с.58]

Через игры со счетными палочкамизакрепляются представления детей о геометрических формах. Предлагаются различные головоломки. Например: составить два равных треугольника из пяти палочек; составить два равных квадрата из семи палочек. Далее характер задач усложняется. Такие задания способствуют развитию у детей мышления, внимания, сообразительности, усидчивости. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.

Используются загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Отгадывая загадки математического содержания – дети радуются правильным ответам. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс, решая который дети совершают мыслительные операции.

Предлагается детям поиграть в игры – головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу («Танграмм», «Колумбово яйцо»). В результате у детей развивается память, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Игра «Сосчитай не ошибись! » помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, в упражнении в прямом и обратном счете.

Игры «Что изменилось? », «Исправь ошибку» способствовали закреплению у детей умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.

Игры «Лабиринт», «Отгадай, кто где стоит», «Логические диктанты» способствовали формированию у детей пространственных представлений. Дети оперируют такими понятиями как «справа», «слева», «вверху», «внизу», «в центре».

Дети с удовольствием играют в шашки. Эта игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Дети учатся обдумывать свой ход, соблюдать правила игры.

В педагогической работе используются развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.

Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает? », «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.

Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.

Также можно использовать множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Такая серия упражнений способствует развитию пространственных ориентировок у детей. Они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке? », «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке? » и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрана серия упражнений: «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» используются серия картинок: «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького или от маленького до большого».

Важным условием работы по развитию математических способностейвоспитанников является тесная связь с родителями. Одной из традиционных форм работы с родителями является совместный досуг воспитателя,  родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах, конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.На консультациях, родительских собраниях, через презентации, мастер-классы поясняется значение развития познавательных способностей детей дошкольного возраста, объясняется значимость непрерывности процесса обучения, уточняется необходимость продолжения начатой деятельности в домашних условиях со взрослыми.

Работая с детьми, важно находить новые игры, которые разучиваются  и обыгрываются. Ведь эти игры помогают детям успешно овладеть основами математики.

Литература:

1. Дербенец, A. M. Моделирование как средство познания свойств и отношений предметов детьми среднего дошкольного возраста (на математическом содержании) [Текст].: дис.. канд. пед. наук / A. M. Вербенец. — СПб, 2001.-209 с.

2. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. [Текст]/ — М.: Директ - Медиа, -2014, 534 с.

3. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников. [Текст] / Книга для воспитателя детского сада./ Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Нови4.кова.-М.; Просвещение, 1992. — 191 с.

Махина Н. С. Формирование исторических представлений младших школьников о родном крае средствами краеведения. [Текст]/ дисс…к.п.н., 2010 г, -231 с.

5. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Непомнящая Р. Л., Вербенец А. М. Математическое развитие дошкольников. [Текст] /: СПб., 1998, 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме...

Развиваем математические способности (для детей 2-4 лет)

Сегодня мы поговорим о математических способностях наших детей. Как же научить детей считать? Ведь нам так некогда. Скажу вам по секрету – это возможно сделать и в те недолгие минуты, когд...

Развитие математических способностей у детей в процессе изучения окружающего мира

Рекомендации для родителей по развитию у детей математических способностей в повседневной жизни, в природе....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...

Презентация "Развитие творческих способностей по формированию элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста"

Целью педагогической деятельности является максимальное развитие элементарных математических представлений путем применения различных форм и методов занимательного материала. Цель ...