Конспект по формированию элементарных математических представлений. Тема: Осень. Осенний листопад.
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Конспект по формированию элементарных математических  представлений.

Тема: Осень. Осенний листопад.

Образовательные задачи. Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного, и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствование навыка сравнения множеств, умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения, навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости. Совершенствование умения совершать прыжки на носочках, приседать без опоры, ходить с высоким подниманием колена. Закрепление представлений о смене времен года и их очередности. Формирование представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества и игровой и учебной деятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Осень наступает»

Ребята, сегодня утром, кода я пришла в детский сад, то увидела перед группой эту корзину. Посмотрите, какая она красивая, яркая. Интересно, кто нам ее принес? Чтобы узнать – надо послушать стихотворение.

Птицы улетают

В теплые края.

Утром птичьи стаи, грусти не тая,

Машут на прощанье

Крыльями с небес.

Замер в ожиданье

Расставанья лес.

Какому времени года посвящено это стихотворение? (об осени)

И значить нам принесла корзину кто? (осень)

Осень нам ребята предлагает  выполнить много упражнений, каждый листок это и будет упражнение, которое надо будет вам выполнить.

Почему вы так думаете что это стихотворение об осени? (птицы улетают в теплые края осенью)

После какого времени ода приходит осень? (осень наступает после лета)

А перед летом какое время ода бывает? (перед летом бывает весна)

И наконец, какое время ода наступит вслед за осенью? (вслед за осенью наступит зима)

1-ый лист. Упражнение «Журавлики – журавли»

Ребята обратите внимание на картину и послушайте стихотворение.

Журавлики – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Как выстроились улетающие журавлей? (они летят клином.

Сосчитайте, сколько всего журавлей улетает. (дети считают хором. Всего десять журавлей)

Которым по счету лети вожак? (вожак летит первым)

Которым по счету слева лети самый маленький журавлик? (маленький журавлик летит третьим слева)

Которым по счету справа летит белый журавль? (Белый журавль летит вторым справа)

2-ой лист. Упражнение «Сосчитай и сравни»

Сколько всего журавлей летит справа, вслед за вожаком? Сосчитайте. ( всего пять журавлей)

Сколько всего журавлей летит слева, вслед за вожаком? Сосчитайте. (всего четыре журавля)

Сравните количество журавлей справа и слева. Где журавлей больше, а где меньше? А сколько? (справа журавлей больше на один, а слева меньше на один.

Очень хорошо, молодцы!

3-ий лист. Упражнение «Осенние листья».

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…..

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Вот сколько листьев сорвал ветер с деревьев. Нам нужно определить листья по цвету и сказать с каких они деревьев? (3 красных кленовых листьев, 1 желтый березовый листок и 2 коричневые дубовые листья)

Вам нужно выложить в ряд листья в той же последовательности, что и у меня.

4-ый лист. Подвижное упражнение «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,  (Дети поднимаются на носочки, поднимают вверх               перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий.   (Совершают прыжки на носочках, держа руки на поясе.)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.   (Приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу с высоким подниманием колена)

Поднимай повыше ноги.

5-ый лист. Работа в тетради. Упражнение «Сравни деревья»

Он на круг слегка похож,

Но совсем не круг он все ж.

Вдруг зевнув, когда устал,

Превратился круг в овал.

В видите на доске круг и овал. Рассмотрите и сравните их.

На что похож овал? (он похож на сливу, на кабачок, на абрикос)

Что общего у овала с кругом? (у овала, как и у круга, нет углов и сторон)

Сколько деревьев нарисовано у вас в тетради? (три дерева)

Рассмотрите их и сравните по высоте. Какой формы крона у самого высокого дерева? (самое высокое дерево с круглой кроной)

Где оно расположено по отношению к озеру? (оно растет справа от озера)

Какой формы крона у самого низкого дерева? Где оно изображено? (самое низкое дерево – с овальной кроной, оно изображено слева от озера.

6-ой лист. Ира «Неделя».

Мы с вами уже знакомились с таким временным отрезком, как неделя. Сколько дней в недели? (семь)

С какого дня начинается неделя? (с понедельника)

Верно. Назовите дни недели, следующие после понедельника, по порядку. (дети называют)

Составьте модель недели. Вам поможет знание порядка цветов в радуге. (дети составляют модель)

Организация окончания занятия.

Ребята вспомните и расскажите, чему вы научились на занятии?

С какой новой фигурой познакомились?

Затем нужно оценить деятельность каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по формированию элементарных математических  представлений.

Тема: Осень. Осенний листопад.

Образовательные задачи. Формирование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти с участием слухового, зрительного, и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?». Совершенствование навыка сравнения множеств, умения узнавать и различать плоские геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения, навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже), навыка ориентировки на плоскости. Совершенствование умения совершать прыжки на носочках, приседать без опоры, ходить с высоким подниманием колена. Закрепление представлений о смене времен года и их очередности. Формирование представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового восприятия и внимания, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, навыков сотрудничества и игровой и учебной деятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Осень наступает»

Ребята, сегодня утром, кода я пришла в детский сад, то увидела перед группой эту корзину. Посмотрите, какая она красивая, яркая. Интересно, кто нам ее принес? Чтобы узнать – надо послушать стихотворение.

Птицы улетают

В теплые края.

Утром птичьи стаи, грусти не тая,

Машут на прощанье

Крыльями с небес.

Замер в ожиданье

Расставанья лес.

Какому времени года посвящено это стихотворение? (об осени)

И значить нам принесла корзину кто? (осень)

Осень нам ребята предлагает  выполнить много упражнений, каждый листок это и будет упражнение, которое надо будет вам выполнить.

Почему вы так думаете что это стихотворение об осени? (птицы улетают в теплые края осенью)

После какого времени ода приходит осень? (осень наступает после лета)

А перед летом какое время ода бывает? (перед летом бывает весна)

И наконец, какое время ода наступит вслед за осенью? (вслед за осенью наступит зима)

1-ый лист. Упражнение «Журавлики – журавли»

Ребята обратите внимание на картину и послушайте стихотворение.

Журавлики – журавли

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Как выстроились улетающие журавлей? (они летят клином.

Сосчитайте, сколько всего журавлей улетает. (дети считают хором. Всего десять журавлей)

Которым по счету лети вожак? (вожак летит первым)

Которым по счету слева лети самый маленький журавлик? (маленький журавлик летит третьим слева)

Которым по счету справа летит белый журавль? (Белый журавль летит вторым справа)

2-ой лист. Упражнение «Сосчитай и сравни»

Сколько всего журавлей летит справа, вслед за вожаком? Сосчитайте. ( всего пять журавлей)

Сколько всего журавлей летит слева, вслед за вожаком? Сосчитайте. (всего четыре журавля)

Сравните количество журавлей справа и слева. Где журавлей больше, а где меньше? А сколько? (справа журавлей больше на один, а слева меньше на один.

Очень хорошо, молодцы!

3-ий лист. Упражнение «Осенние листья».

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…..

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Вот сколько листьев сорвал ветер с деревьев. Нам нужно определить листья по цвету и сказать с каких они деревьев? (3 красных кленовых листьев, 1 желтый березовый листок и 2 коричневые дубовые листья)

Вам нужно выложить в ряд листья в той же последовательности, что и у меня.

4-ый лист. Подвижное упражнение «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи,  (Дети поднимаются на носочки, поднимают вверх               перекрещенные руки.)

Начал капать дождь колючий.   (Совершают прыжки на носочках, держа руки на поясе.)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.   (Приседают, держа руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге, (Идут по кругу с высоким подниманием колена)

Поднимай повыше ноги.

5-ый лист. Работа в тетради. Упражнение «Сравни деревья»

Он на круг слегка похож,

Но совсем не круг он все ж.

Вдруг зевнув, когда устал,

Превратился круг в овал.

В видите на доске круг и овал. Рассмотрите и сравните их.

На что похож овал? (он похож на сливу, на кабачок, на абрикос)

Что общего у овала с кругом? (у овала, как и у круга, нет углов и сторон)

Сколько деревьев нарисовано у вас в тетради? (три дерева)

Рассмотрите их и сравните по высоте. Какой формы крона у самого высокого дерева? (самое высокое дерево с круглой кроной)

Где оно расположено по отношению к озеру? (оно растет справа от озера)

Какой формы крона у самого низкого дерева? Где оно изображено? (самое низкое дерево – с овальной кроной, оно изображено слева от озера.

6-ой лист. Ира «Неделя».

Мы с вами уже знакомились с таким временным отрезком, как неделя. Сколько дней в недели? (семь)

С какого дня начинается неделя? (с понедельника)

Верно. Назовите дни недели, следующие после понедельника, по порядку. (дети называют)

Составьте модель недели. Вам поможет знание порядка цветов в радуге. (дети составляют модель)

Организация окончания занятия.

Ребята вспомните и расскажите, чему вы научились на занятии?

С какой новой фигурой познакомились?

Затем нужно оценить деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

Конспект открытого занятия во II младшей группе « ОСЕНЬ, ОСЕНЬ, ЛИСТОПАД»

Цели:  Закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев, уточнить понятия «один - много»,  «легкий – тяжелый»;  Учить детей обследовать предме...

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект занятия во второй младшей группе №1 «Осень, осень, листопад»!

Конспект занятия во второй младшей группе №1 «Осень, осень, листопад»!Цель: Обобщать знания детей об осени.Задачи: Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе; Закреплять знани...

КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ) «В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»

КОНСПЕКТООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»(ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХПРЕДСТАВЛЕНИЙ)«В ЦАРСТВЕ МАТЕМАТИКИ»...

Коллективная аппликация на тему : "Ах, осень, осень -листопад".

Цель: - Учить детей создавать коллективную композицию "Листопад".Продолжать закреплять знания об осени, как времени года.Задачи: - Прививать интерес к ярким и красивым явления...