Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений
презентация по математике

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей.  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»

города Балашова Саратовской области»

Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений

воспитатель Буданова О.В.

Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей.  Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость, терпение. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Игры отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя.

Интеллектуальная игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Классификация дидактических игр по формированию элементарных атематических представлений:

-Количество и счет;

-Величина;

-Геометрические формы;

-Ориентировка в пространстве.

Игры с цифрами и числами.

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?»,  «Путаница», «Исправь ошибку», «Назови соседей числа…» и т.д., дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Для лучшего запоминания цифр можно использовать различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывать из фасоли, методом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на песке и т. д..

Играя в интеллектуальные игры,  у детей не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.

На прогулке во время наблюдений можно предложить детям сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, сосчитать ступени и т.д.

Игры на ориентировку в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди,  далеко, близко.

На закрепление можно давать задания такого типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул», «Справа от куклы поставь зайца, слева от куклы – машину» и т.д.

Нравится детям выполнять графические диктанты, что способствует ориентировке на листе бумаги.  

       

Игры на логическое мышление.

Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. При решении следует проанализировать представленную ситуацию, а затем, опираясь на опыт и знания, сделать правильные выводы. 

С целью развития у детей мышления, можно использовать задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел.

Игры-головоломки развивают наглядно-образное и логическое мышление, сообразительность, смекалку, интерес, целенаправленность, настойчивость, самостоятельность.

Самые распространенные игры на развитие логического мышления это:  шахматы, шашки,

   Танграм                               Игры с блоками Дьенеша

   https://i.ebayimg.com/images/g/3CIAAOSw9N1VoJG-/s-l1600.jpg                                                     https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0908/0006370f-c8155d75/img1.jpg

Игры с цветными палочками Кюинзенера           Игры Воскобовича

                      https://topgiper.ru/images/detailed/45/700-nw_ac0d-0y.jpg                                                            https://cdn3.static1-sima-land.com/items/1370620/2/700-nw.jpg

Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин)

https://birkinn.ru/images/stories/virtuemart/product/70abf88564bb11e7bf132cd05af3972e_70abf88664bb11e7bf132cd05af3972e.jpg

Решение логических задач.

Развитию логического мышления, сообразительности способствуют логические задачи, упражнения, головоломки. Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное?

Логические задачки, которые можно предложить детям в свободное время:

  • Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 8 мокрых варежек. Сколько было детей?
  • Из дупла выглядывало 8 беличьих хвостиков. Сколько белок сидело в дупле?
  • З. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз увидело репку?
  • Бревно распилили на три части. Сколько сделали распилов?
  • Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе?
  • Сколько ножек у стола? Сколько ножек у тебя?
  • Сколько лап у хомяка? Сколько лап у червяка?
  • Сколько пальцев у перчатки?
  • Сколько лет трехлетнему малышу?

Формирование количественных представлений.

Игра «Где живет? » (Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов и т.п.);

«Число, как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо число, остальные должны назвать его);

«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял);

Закрепление представлений о геометрических фигурах.

-«Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)»;

-«Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение стула и др.)»;

-«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)»;

-«Волшебные очки». (Представь, что ты надел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате. Теперь представь, что ты в очках вышел на улицу. Что ты там можешь увидеть? Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Назови 5 предметов);

-«Угадай по описанию» (воспитатель показывает одному ребенку картинку с объектом, ребенок описывает объект (необходимо это сделать от общего к частному), а остальные дети должны отгадать, о каком объекте идет речь);

-«Дорисуй, что я задумала» (воспитатель (ребенок) изображает часть геометрической фигуры, дети должны дорисовать остальное) и др.

-Физминутка:

Треугольник увидали – на месте быстро побежали!

Увидев квадрат, - присядь-ка, мой брат!

А, заметив круг, - прыгаем вокруг.

Текст сопровождается показом геометрических фигур, 3 раза повторяющихся в разных комбинациях.

Формирование представлений о величине.

«Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом, твой рост, твой палец, машину, карандаш?);

 «Угадай и назови» («Угадай, о чем я говорю» — идет описание части суток, времени года и др.);

«Раньше — позже» (ведущий называет какое-либо событие, а дети говорят, что было до него и что будет после) и др.

Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую педагогом фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет...», «Если сестра младше брата, то брат...» и др.

 «Угадай и назови» - сначала с помощью картинок, а затем без наглядности детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать» (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я говорю» (описание времени года, частей суток и т.д.).

Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Математика вокруг нас. Главное быть внимательным, и творчески подходить к процессу обучения детей. Когда ребенок поймет, что математика везде, и осознает ее роль в повседневной жизни, то обучение принесет больше пользы, чем скучное занятие за партой.

Реальная математика с практическим применением – это то, в чем нуждается дошкольник.

Интеллектуальные игры необходимы в обучении и воспитании детей. Они повышают эффективность педагогического процесса, способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

https://i.pinimg.com/736x/3a/c9/2c/3ac92cf04078d9177c9eecb528eea38b--egg-tangram-kindergarten.jpg

https://uvaleronchika.ru/wa-data/public/site/golovolomki/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%83%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%B0.jpg

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0362/000a3c91-157eb62b/img19.jpg

https://static-eu.insales.ru/images/products/1/99/197550179/tangram.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0470/000582af-e591ce1a/hello_html_5227e95d.png

Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.

 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05e0/00043817-a841adca/img16.jpg

Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

https://fs00.infourok.ru/images/doc/316/315848/hello_html_m45798b28.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений»

Цель: расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;- выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр;- классифицировать интеллектуальные игры;- созд...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней ребята охотно прео...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».

Доклад к педагогическому совету на тему:«Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений».Подготовила воспитатель: Жучкина.Т.А. (2февраля 2016 года)....

"Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"

Интеллектуальные игры как средство развития элементарных математических представлений"...

Консультация для воспитателей «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.Игра - это потребность растущего детского орга...