Дополнительная общеобразовательная программа "Развивайка"
рабочая программа по математике (старшая группа)

Шадская Марина Евгеньевна

Развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7 лет на основе использования развивающих технологий З.Дьенеша и Х. Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа89.04 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

от «___» ___________ 20____г.

Протокол № _____________

«Утверждаю»:

Директор МБУДО «Центр творчества»

     ____________ Е.Е. Сапронова

    «___» ______________ 20____г.

   Приказ №  

                       

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «РАЗВИВАЙКА»

социально-гуманитарной направленности

(уровень программы – стартовый)

Возраст детей: от 5 до 7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Шадская Марина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования

г.о. Красногорск, 2021 г.

                 

         Информационная карта образовательной программы

Учреждение

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творчества» г.о. Красногорск Московской области

Форма учебного объединения

объединение

Название программы

«Развивайка»

Вид программы

Модифицированная

Цель

Развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7 лет на основе использования развивающих технологий З. Дьенеша и Х.Кюизенера

Задачи

Обучающие

1.Формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени

2.Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении

Развивающие

1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

2.Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание

3.Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач

4.Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения  

5.Развивать творческое воображение

6.Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные

1.Воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность,

организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам

2.Воспитывать интерес к развивающим играм.

Направленность

Социально-гуманитарная

Уровень освоения

Стартовый

Продолжительность освоения

2 года

Возраст обучающихся

Программа может быть реализована для одновозрастных и разновозрастных групп 5-7 лет

Форма организации образовательного процесса

Групповая/подгрупповая

Степени реализации программы

Частично реализованная

Программы принята на основании решения педагогического совета МБУДО «Центр творчества» Протокол № 2 от 31.08.2020 г.

Новая  версия программы принята на основании решения педагогического совета МБУДО «Центр творчества» Протокол № 1 от 18.01.2021 г.

Содержание.

1.Титульный лист………………………………………………………1

2. Информационная карта образовательной программы…………….2

3.Содержание……………………………………………………….......4

3.Пояснительная записка………………………………………………5

4.Учебный план………………………………………………………..11

5.Календарно-тематический план (5-6л.)  .………………………….14

6.Календарно-тематический план (6-7л.) ……………………………20

7.Список литературы………………………………………………….31

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа  «Развивайка» (далее по тексту - программа) социально-гуманитарной направленности, является  модифицированной. 

Сегодня мало дать ребенку определенную систему знаний, очень важно привить ему трудолюбие, коммуникативные навыки, умение творчески мыслить, приучить к самоконтролю. Программа направлена на развитие и саморазвитие неповторимой индивидуальности ребенка в процессе выполнения им различных видов познавательной деятельности. Программа носит ознакомительный характер, содержит минимальный объем информации, доступный для возраста 5-7 лет,  что соответствует стартовому уровню сложности.

Актуальность программы:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации; закладывает основы элементарных математических представлений, развивает математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывает ценностное отношение к математическим знаниям и умениям. Изучение математики приучает обучающихся логически рассуждать, воспитывает у них точность и обстоятельность высказываний. Она развивает такие интеллектуальные качества, как способность к абстрагированию, обобщению, способность мыслить, анализировать, критиковать. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения в игровой форме, учитывающая особенности детского развития и восприятия. В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие обучающихся, результатом такого образования является формирование математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации и технологизации, происходящим в современном обществе.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Этот дидактический материал способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления у обучающихся дошкольного возраста и формируют в комплексе все важные для умственного развития качества на протяжении всего дошкольного обучения, наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Постепенное усложнение материала по принципу «От простого к сложному», дает возможность ребенку легко и безошибочно справляться с заданиями.

Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить обучающихся к школе.

Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей обучающихся, тем самым стимулируя желание детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется развитию логических форм мышления.

Новизна программы:

Современные требования к дополнительному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе интеллектуального развития детей. Чтобы реализовать весь этот замысел в программе были объединены следующие инновационные методики: логические блоки Дьенеша (развивают логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение); палочки Кюизенера(способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия).

Программа предполагает развитие познавательных и интеллектуальных способностей обучающихся дошкольного возраста в процессе использования развивающих игр и пособий: Блоки Дьенеша, палочки Кюизинера.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы «Развивайка» обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира. Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.

Цель – развитие интеллектуально-познавательных способностей ребенка 5-7лет на основе использования развивающих технологий З. Дьенеша и Х.Кюизенера

Задачи:

Обучающие

1.Формировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве, времени

2.Закреплять умения и навыки в счете, вычислении, измерении

Развивающие

1.Развивать мыслительные умения: умение сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

2.Развивать психические процессы: зрительное восприятие, произвольное внимание

3.Развивать любознательность, самостоятельность, сообразительность, стремление к поиску нестандартных решений задач

4.Развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения  

5.Развивать творческое воображение

6.Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные

1.Воспитывать морально – волевые качества личности: ответственность,

организованность, эмоционально-положительное отношение к сверстникам

2.Воспитывать интерес к развивающим играм.

Отличительные особенности программы:

Программа направлена на успешное овладение в дальнейшем детьми основами математики и информатики. Позволяет варьировать использование игр и упражнений на различных этапах обучения. Способствует созданию новых условий для воспитания интеллектуальных способностей ребенка.

Программа предусматривает дифференцированный подход в организации процесса обучения.

Для реализации индивидуального подхода организуется работа с учетом уровня развития логического мышления детей, в т.ч. используются задания разной сложности.

Принципы построения программы:

- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- Наглядность (наличие дидактических материалов).

- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

Срок освоения программы и режим занятий:

1-ый год обучения (5 - 6 лет)— 1 раз в неделю по 1 академическому часу, в год 36 часа.

2-ой год обучения (6 - 7 лет)— 2 раза в неделю по 1 академическому часу, в год 72 часа.

Характеристика детей 5-7лет:

5-6 лет

-Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих задач.

-Определяют местоположение предметов, их количество, удаленность др. от друга.

-Положительно относятся к взаимоконтролю, активно контролируют действия других детей и оценивают чужие результаты.

-Проявляют способность к целеполаганию (цель, средства, способ достижения, результат), к обобщению.

6-7 лет

- Проявляют интерес к действию с числами, решению арифметических и логических задач.

-Способны осуществлять самоконтроль и самооценку

-Высказываются о сущности явлений, связях и закономерностях.

-Планируют последовательность действий.

-Ищут рациональный способ решения познавательной задачи в игровых и практических ситуациях.

Форма обучения

Непосредственная образовательная деятельность программы проводится в форме совместной игры педагога и детей (игра – сказка, игра – путешествие, игра – экспериментирование, игра – сюрприз). Для создания интереса к игре используются разнообразные сказочные сюжеты, персонажи, загадки. Во время игры дети решают познавательные задачи, исследуют, конструируют, выкладывают изображения, составляют рассказы по картинкам. Используется разнообразный наглядный материал: рисунки, схемы, чертежи, карточки, которые включены в учебно – игровые комплексы к палочкам Кюизенера и блокам Дьенеша. Во время занятия проводится физминутка, которая позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта. Дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных особенностей детей на доступном детям материале по принципу «от простого к сложному».

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач. В том числе проведения инструктажей по технике безопасности и занятий по ПДД.

Все занятия проводятся в игровой, развлекательной и познавательно развивающей форме. Делятся на теоретическую и практическую части.  Наполняемость групп 10-14 человек. В каждой возрастной категории образуются две группы:

5-6лет—8 мин. - теория и 22 минуты - практика                                            

6-7лет— 8 мин. - теория и 22 минуты - практика    

Методы и приемы организации образовательного процесса:

- игровые (игровые ситуации, дидактические, подвижные игры)

- наглядные (образцы, таблицы, схемы, карточки )

- словесные (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)

- практические (упражнения, обследования, исследования)

Информационное изображение:

Фотоматериалы по темам, звуки природы (аудиозапись)

Ожидаемые результаты:

-обучающийся владеет логическим приемам работы с объектом или множеством

(сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале

логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;

-имеет представления о понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;

-легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;

-задает вопросы взрослому поискового характера; проявляет любознательность,

интерес к экспериментированию;

-может применять самостоятельно новые знания и способы деятельности для

решения различных задач;

- умеет строить свою работу в соответствии с требованиями (критериями), умеет

работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;

- слушает взрослого и выполняет его инструкции;

- фиксирует свое затруднение;

-с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;

- активно использует различные способы преодоления затруднения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

Достижение детьми планируемых результатов отслеживается путем наблюдения в процессе деятельности детей и фиксируются в таблице 2 раза в год.

Критерии оценки уровня освоения программы:

Низкий уровень - обучающийся не внимателен, плохо владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, не понимает простейших устных инструкций педагога, изготавливает изделие только с помощью педагога.

Средний уровень - обучающийся внимателен, средне владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, понимает простейшие устные инструкции педагога.

Высокий уровень-обучающийся внимателен, владеет зрительно-моторной координацией, мелкой моторикой рук, понимает устные инструкции педагога

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

- презентация для воспитателей на педагогическом совете;

-анкетирование родителей;

- презентация для родителей на родительском собрании.

Изучение ПДД

В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, на основании письма Министерства образования Московской области от 28.08.2013г. №10825-13в/07 о решении рабочей группы Министерства образования Московской области по разработке мер, позволяющих обеспечить функционирование непрерывной плановой системы обучения детей основам безопасного поведения на улицах и автодорогах,  от 26.06.2013 в дополнительную общеразвивающую программу «Развивайка» включены 7 тем по ПДД для изучения основ безопасности дорожного движения».  

Ожидаемые результаты после изучения тем по безопасности дорожного движения

Дошкольник должен быть ознакомлен

Дошкольник должен соблюдать

Опасные места вокруг сада, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах и находиться только под присмотром взрослых.

Переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам только в сопровождении взрослого

Типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям

Переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки также с родителями

Опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением

Ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней

Места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.

Определять         опасные         и безопасные участки дорог и улиц

Название и назначение некоторых дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей

Дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при

входе, выходе и в салоне  

транспорта

Материально – техническое обеспечение программы

Просторный кабинет с посадочными местами по количеству детей в группе.

Интерактивная доска, магнитная доска, детские столы и стулья (стандарты дошкольного возраста), коробки с дидактическими пособиями, расходными материалами для игр.

Учебный план 1-й год обучения (5-6 лет)

№ п/п

Название раздела, темы

часы

Формы контроля

Всего

теория

практика

1

Знакомство с развивающими играми (БД )

1

0,5

       0,5

наблюдение

2

Выявление свойств по 3-м признакам

4

2

2

наблюдение

3

Освоение идеи видоизменения, трансформации

4

2

2

Прописать формы контроля

4

Освоение свойств декодирования

3

1.5

1.5

5

Умение расшифровывать информацию

4

2

2

  6

Ориентировка в пространстве

        2

1

1

7

Знакомство с палочками Кюизенера

1

0,5

0,5

8

Различие палочек по цвету осваивать эталоны цвета и их название.

4

2

2

9

Работа в альбомах

3

1,5

1,5

10

Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине.

4

2

2

опрос

11

Работа по схемам

3

1,5

1,5

12

Упражнения в измерении с помощью условной мерки

3

1,5

1,5

ИТОГО:

36ч.

Всего 36 академических часа. (включая 7 занятий по ПДД + 4 инструктажа)

Содержание 1-го года обучения

  1. Тема: Знакомство с развивающими играми (БД ) – 1 ч.

Теория:

Практика:

Учебный план 2-й год обучения (6-7 лет)

№ п/п

Название раздела, темы

часы

Формы контроля

Всего

теория

практика

1

Освоение способа декодирования. (БД)

8

4

4

2

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину. (БД)

8

4

4

3

Конструирование по памяти

4

1

3

4

 Сравнение предметов по заданным свойствам. (БД)

6

2

4

5

Развитие умения разбивать множества по 1-2-3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ» (БД)

8

4

4

6

Закрепление описание блоков по символам (БД)

3

1

2

7

Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек. (пК)

6

2

4

8

Группировка палочек по цвету

6

2

4

9

Упражнение в числовом ряде. Ориентировка в пространстве (п К)

4

1

3

10

Составление числа из двух меньших

4

1

3

11

Закрепить умение работать по схеме, использовать символы

4

1

3

12

Преобразование предметов в уме

3

1

2

13

Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10-ти

4

2

2

14

Знакомство с четными и нечетными числами

4

2

2

Итого:

72 часа

Всего 72 академических часа. (включая 7 занятий по ПДД + 4 инструктажа

Содержание 2-го года обучения

Методическое обеспечение программы

        В программе широко используется дидактический и наглядный материал.  В каждое занятие включены развивающие игры, дидактические игры, головоломки. Закрепление материала проходит в виде перекрестного и фронтального опросах, самостоятельных, а так, же в коллективных работах.

Образовательный процесс строится так, что каждый ребёнокусваивает столько материала, сколько ему необходимо по его индивидуальнымспособностям в соответствии с условиями развития. В итоге вседети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения материал,но при этом не тормозится развитие более способных детей. Это позволяет разработать дифференцированные задания для ребёнка всоответствии с его способностями и возможностями.

  Занятие состоит из 3 компонентов:

  - специально организованное обучение;

  -совместная деятельность педагога с детьми: непосредственная образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач;

  - самостоятельная деятельность детей: свободная деятельность детей в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с руководителем);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Алгоритм занятий:

1. Приветствие

2. Мотивация к деятельности (введение в тему постановка проблемы)

3. Игры на развитие мышления, работа с блоками Дьенеша

4. Физкультминутка

5. Решение логических задач, самостоятельная деятельность.

6. Рефлексия.

Методическое обеспечение программы.

1.Цветные счѐтные палочки Кюизенера.

2.Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

3.Б.Б.Финкельштейн «На золотом крыльце» Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

4.Б.Б.Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера).

5.Цветные схемы-карточки.

6. Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» (игры и упражнения по обучению математике для детей 3-5 лет).

7. В.Н. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками

Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет)

8.Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце сидели» (палочки Кюизенера).

9. Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»

10.Блоки Дьенеша

11. Пособие «Давайте вместе поиграем», «Страна блоков и палочек»

12. Альбом «Спасатели спешат на помощь», «Поиск затонувшего клада».

Интернет сайт: http://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html 

http://www.maam.ru/ 

Список литературы

  1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических особенностей// Дошкольное воспитание 2000№2 -с.69
  2. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание 2004№9 –с.66
  3. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет/ Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша / Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: Корвет, 2015.
  5. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера? Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ 2020.
  6. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем: Комплект игр с блоками Дьенеша. – СПб.: Корвет,2001
  7. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. -СПб.: ООО «Издательство «Дестство – Прогресс»,2021.-128с., ил. – (Методический комплект программы «Детство»).
  8. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005 – 95 с.

9. Фидлер, М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / М. Фидле; пер. с польск. О. А. Павлович. - Москва : Просвещение, 1981. - 159 с.: ил. - Б. ц.

     

Интернет-ресурсы:

https://mama.neolove.ru/early_childhood_education/system_denesha/  

https://infourok.ru/material.html?mid=113587        

Литература для детей и родителей

Приложение №1

Директор МБУДО «Центр творчества»

____________Сапронова Е.Е.        

  «_____» ________2021г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка»

(стартовый уровень)

Педагог ДО Шадская М.Е.

Год обучения: 1

Группа: 1

Учебная нагрузка: 1 раз в неделю по 1 часу, в год 36 ч.

Место проведения занятия:  МБДОУ детский сад № 10

Расписание: среда  17.00 – 17.30

№ п/п

Месяц

Неделя

Тема

Содержание / Задачи

Материалы и оборудование

Формы контроля

Сентябрь

1

Диагностика

«Знакомство с логическими блоками Дьенеша».

-найди такие же фигуры, как эта, по цвету и размеру;

- найди такие же фигуры, как эта, по форме и величине;

-назови, какая это фигура по цвету и форме;

- назови, какая это фигура по толщине и по размеру.      

Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей

Рассматривание геометрических фигур; знакомство со свойствами логических блоков; классификация по признакам.

2

«Посмотри и расскажи, что зашифровано?»

Знакомство с карточками-символами. Развивать способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать свойства.

Карточки - символы

2

октябрь

1

Знакомство с палочками Кюизенера. «Цветик-семи цветик», «Олень»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение.

«На золотом крыльце» стр1,2

2

«Что какого цвета?».

 Игровое упражнение «Строим дорожки».

Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова «такая же», «одинаковые», «тоже красная» и т.д.; развивать зрительный глазомер.

Л.Д..Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8

3

Логические блоки.

Игра «Садовник».

Упражняемся в умении моделировать; декодировать символы свойств логических фигур; умении охарактеризовать свойства своих предметов.

«Давайте вместе поиграем» стр4-5

1

4

Логические блоки.

« Складывание различных предметов»

Дать возможность детям выяснить, что в наборе нет двух одинаковых фигур. Развивать творчество, смекалку.

М.Фидлер. «Математика уже в д/с», с.76.

1

5

Работа в альбомах «Дом с колокольчиком»

Различение и называние цвета палочек. Умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображение

Альбом «Дом с колокольчикам» стр 1,3;2,4 по выбору детей

1

3

Ноябрь

1

«Помоги муравьишкам» (II)

Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр74

1

2

«Расскажи и покажи.»

Развивать  умение характеризовать признаки определенных геометрических фигур.

Карточки Знаки – символы.

1

3

«Найди клад». (II)

Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78

1

4

«Кораблик»

Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, закреплять умение находить соответствие цвета с числом.

В.П.Новикова стр45

1

4

Декабрь

1

«Угощение для медвежат».

Развивать умение сравнивать предметы по 2-4 признакам; подведение к пониманию отрицания свойств.

«Давайте вместе поиграем» (2,3)

1

2

Выкладываем из палочек

Группируем палочки по разным признакам, выкладываем по схеме.  

«На золотом крыльце» стр 2,3,4

1

3

  «Угадай-ка» (II)

Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр75.

1

4

«Моделируем квадрат»

Учить различать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их название; использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и по длине…; развивать представление о квадрате; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр11

1

5

Январь

1

«Я работаю волшебником»

Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

«Страна блоков и палочек» стр9

1

2

Логические блоки

«Шерлок Холмс ищет преступников.

Умение рассказать о свойствах блока с опорой на модель.

Страна Блоков и палочек стр2

1

3

«Собачка»

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа

Л.Д.Комарова  « Как работать с палочками Кюизенера»стр16

1

4

Логические блоки.

 «Олимпийские игры или кто лишний»

Освоение способа декодирования. Находить ошибки при группировке

«Страна блоков и палочек» стр4

1

6

Февраль

1

«Моделируем прямоугольник»

Развивать представления о прямоугольнике; развивать зрительный глазомер; формировать навык самоконтроля и самооценки.

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр12

1

2

Логические блоки. «Где чей гараж?». (II).

Развивать способности к абстрагированию, анализу, декодированию.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

1

3

«Печенье»

Упражнять детей в измерении с помощью условной мерки, учить определять , что больше целое или часть

В.П. Новикова. стр36

1

4

Логические блоки. «Где чей гараж?». (II)

Развивать умение классифицировать.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр85

1

7

Март

1

«Строим мебель для матрешки»

Учить устанавливать соответствие между цветом и числом.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр14

1

2

«Кошечка»

Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр16

1

3

Логические блоки. «Засели домики». Вариант сложности выбирается индивидуально

Развивать классификационные умения

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр87

1

4

«Журавушка»

Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей, развивать глазомер.

В.П. Новикова стр38

1

8

Апрель

1

Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух». (I,II)

Развивать способности анализировать, сравнивать.; работать с логическими таблицами.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр100

1

2

«Построение лестницы»

Развивать представление о цвете, длине; учить сравнивать полоски по длине.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр19

1

3

Логические блоки «Помоги фигурам выбраться из леса».

Развитие логического мышления, умения рассуждать. Работать с таблицами.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр103

1

4

«Составление ковриков»

Учить выбирать палочки указанного цвета.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр21

1

5

Логические блоки

«Загадки без слов» (II)

Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113

1

9

Май

1

«Коврик для кошки»,

«Коврик для котенка».

Учить различать полоски по цвету и по длине; учить составлять квадрат из палочек.; развивать зрительный глазомер.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера» стр22-23

1

2

Логические блоки

«Где спрятался Джерри».(II)

Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать её.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр114

1

3

«Изменение конструкции дома»

Развивать способность преобразовывать заданную конструкцию, находить признаки сходства и различия, закреплять умение измерять разными мерками

В.П.Новикова стр39

1

4

Диагностика

Выявление уровня развития логико – математического мышления

Беседы, диагностические задания.

1

Приложение №1

Директор МБУДО «Центр творчества»

____________Сапронова Е.Е.        

  «_____» ________2021г.

Календарный учебный график.

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка»

(стартовый уровень)

Педагог ДО Шадская М.Е.

Год обучения: 2

Группа: 2

Учебная нагрузка: 2 раза в неделю по 1 часу, в год 72 ч.

Место проведения занятия:  МБДОУ детский сад № 10

Расписание: вторник   17.00 – 17.30;  четверг 17.00 – 17.30

№ п/п

Месяц

Неделя

Тема

Содержание/задачи

Материал,

оборудования

Формы контроля

1.

сентябрь

1.

 Логические блоки

«Угадай фигуру». (II)

Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр117

1

  «Длинные и короткие ленточки для кукол».

Развивать ориентировку в пространстве; учить сопоставлять палочки по длине двумя способами.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр27

1

2.

Логические блоки «Построй дом».

Развитие логического мышления, внимания., умение работать с таблицей.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр108

1

               Диагностика

Диагностика уровня развития логико – математического мышления детей

Беседа, диагностические задания.

1

2.

октябрь

1.

«Делаем заборчик».

Закреплять умение строить ряд с заданным алгоритмом, закреплять знания о том, что число предметов не зависит от расположения предметов в пространстве.

В.П. Новикова стр41

1

Логические блоки. «Строители дорог» (II)

Читаем схемы и следуем правилам (учет двух свойств)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр90

1

2.

Логические блоки.

«Строители дорог» (III)

Читаем схемы и следуем правилам (учет трех свойств)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр93

1

«Выставка скульптуры»

Закрепить умение изображать задуманное с помощью палочек.

В.П. Новикова стр68

1

3.

«Продолжи узор»

Умение видеть закономерность и выкладывать  палочки в соответствии с ней.

«На золотом крыльце» стр34

1

«Архитекторы»

Освоение способа декодирования.

Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23

1

4.

«По – моему хотению, по – моему велению»

Развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах блоков, согласованно работать в команде.

«Страна палочек и блоков» стр3

1

Логические блоки «Найди такие же фигуры как эта» (III)

Выяснить знания и умения детей выявлять признаки предметов. Дать возможность самостоятельно познакомиться с блоками.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80

1

5.

«Найди клад». (III.)

Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр78

1

«Строим дорожки».

Учить различать и группировать палочки по цвету; осваивать эталоны цвета и их названия; использовать в речи слова (такая же, одинаковые…)

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр8

1

3.

ноябрь

1.

«Выложи по цифрам»

Закреплять умение детей соотносить число с цветом, упражнять в счете, в измерении.

В.П. Новикова стр52

1

«Кондитерская фабрика»

Развивать умение группировать блоки по 3-4 признакам

«Страна блоков и палочек» стр2

1

2.

«Дружные блоки»

Научить выделять и называть свойства общие для пары предметов

«Страна блоков и палочек» стр6

1

«Выставка цветов»

Закреплять умение конструировать по памяти, название цветов, соотнося их со временем года и местом произрастания.

В.П. Новикова стр55

1

3.

«Лес»

Упражнять детей в конструировании деревьев, сравнение их по высоте с помощью условной мерки.

В.П. Новикова стр56

1

Логические блоки

«Угадай-ка», (III)

Развитие умений выявлять и абстрагировать, и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр76

1

4.

Логические блоки.«Домино», (III)

Развивать умение группировать блоки по 2-3свойствам

Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр80

1

«Кто старше»

Формировать представление о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой.

В.П. Новикова стр 58

1

4.

декабрь

1.

«Лягушонок»

Учить детей составлять целое из отдельных предметов , работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам.

В.П. Новикова стр60

1

Логические блоки «Магазин»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать и аргументировать свой выбор.

«Давайте вместе поиграем» стр7 и стр16-17.

1

2.

Логические блоки. «Дорожки» (III)

Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам).

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр79

1

«Скорый поезд»

Закрепить умение в сравнении предметов по длине, называть словами результат сравнения, упражнять в счете в пределах заданного числа.

В.П. Новикова стр63

1

3.

«Железнодорожная станция»

Упражнять детей в упражнении числового ряда, умении правильно отвечать на вопросы, упражнять в ориентировке в пространстве.

В.П. Новикова стр69

1

Логические блоки«Где чей гараж». ( III).

Развивать умение классифицировать

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

1

4.

Логические блоки «Засели домики» (III).

Развитие классификационных умений.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр89

1

«Как еще растут дома»

Учить детей составлять число из двух меньших чисел, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр43.

1

5.

январь

1.

«Состав чисел из единиц»

Учить детей составлять число из единиц, развивать зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр42.

1

Логические блоки «Украсим елку бусами»

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойство; умение «читать схему»; закреплении навыков порядкового счета.

«Давайте вместе поиграем» стр 21-22

1

2.

Логические блоки «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?» (III)

Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр102

1

«Сказки острова Буяна»

Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам.

«На золотом крыльце сидели» стр 19-20.

1

3.

«Сказки острова Буяна-2»  

Развивать умение работать со схемой., накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам

«На золотом крыльце.» стр 21-22.

1

Логические блоки. «Раздели блоки- 1»

Развитие умения разбивать множества по 1 свойству на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ»

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр118

1

4.

Логические блоки. «Логический поезд»

Умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, развитие способностей к логическим действиям и операциям.

«Давайте вместе поиграем» стр9 и стр26-27

1

«Цифры»

Закрепить знание цифр, умение работать со схемой, различные способы сравнение по длине (наложение, приложение, на глаз)

«На золотом крыльце.»

стр29

1

6.

февраль

1.

«Выложи по цифрам»

Закреплять умение соотносить число с цветом, упражнять в счете, упражнять в измерении.

В.П Новикова стр52

1

Логические блоки. «Где чей гараж» (III)

Закреплять умение действовать по схемам.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр84

1

2.

Логические блоки. «Транспорт к выезду готов»

Продолжать закреплять умение выкладывать по схемам, используя знаки - символы

Альбом «спасатели приходят на помощь» стр7

1

Логические блоки «Раздели блоки-2.».

Развитие умения разбивать множества по 2 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ».

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр119

1

3.

«Восстанавливаем разрушенный город»

Закрепить умение работать по схемам, соблюдать правила.

Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр8

1

«Логические задачи на цветовую последовательность»

Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 60

1

4.

«Железная дорога»

Учить решать задачи на основе зрительно воспринимаемой информации

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр 61

1

Логические блоки  «Раздели блоки-3

Развитие умения разбивать множества по 3 свойствам на два подмножества, производить логическую операцию «НЕ», «и», «ИЛИ», доказательности мышления.

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр120

1

7

март

1.

Логические блоки. «Доставка Грузов»

Закрепить умение работать по схеме.

Альбом « Спасатели спешат на помощь» стр9

1

«Как еще растут дома из чисел?»

Учить составлять число из двух меньших.

Л.Д.Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр43

1

2.

«Выложи из палочек»

Умение работать по схеме., развитие аналитических способностей.

«На золотом крыльце..» стр35-36

1

  Логические блоки «Детская площадка».

Развивать умение декодировать информацию и работать в соответствии с алгоритмом.

«Давайте вместе поиграем» стр8 и стр22-23

1

3.

Логические блоки «Поиск камней»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр1.

1

«Покажи, как растут числа».

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 5 (10) на единицу; учить называть «соседей» данного числа.; учить детей сравнивать смежные числа.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр45

1

4.

«Как узнать номера домов на новой улице?»

Закреплять умение составлять число из двух меньших, развивать у детей зрительный глазомер, учить понимать поставленную задачу и решать ее.

Л.Д. Комарова « Как работать с палочками Кюизенера?» стр45

1

Логические блоки. «Мозайка цифр»

Развивать способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами, закрепление навыков вычислительной деятельности.

«Давайте вместе поиграем» стр9 и стр28-32

1

8

апрель

1.

Логические блоки.«Поиск камней-2»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр2

1

«Как белочка и ежик играли числами».

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу.; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр48

1

2.

«Палочки можно складывать»

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления детей, учить находить полоски , по сумме равные двум данным.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера» стр56

1

Логические блоки. «Принц освобождает заколдованную принцессу»

Развивать способность декодировать информацию, изображенную на карточке; умение выбирать блоки по заданным свойствам; закрепление навыков вычислительной деятельности.

Альбом «Спасатели приходят на помощь» стр10

1

3.

Логические блоки «Поиск камней - 3»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Поиск затонувшего клада» стр3

1

«Сломанная лесенка».

Продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр49

1

4.

«Чет-нечет» (четные и нечетные числа).

Познакомить детей с четными и нечетными числами; продолжать учить увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить устанавливать логические связи и закономерности.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр50

1

Логические блоки. «Олимпийские игры ли кто-то лишний».

Закрепляем умение группировать объекты по определенным признакам, находить ошибки при группировке.

«Страна палочек и блоков» стр 4 и стр10

1

5.

Логические блоки. «Загадки без слов»(III)

Закрепляем умение зашифровывать и расшифровывать свойства, пользоваться отрицанием и характеризовать блоки

Е.А.Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» стр113

1

«Палочки можно вычитать»

Учить детей ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить разность.

Л.Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?» стр57

1

9

май

1.

«Буквы»

Выкладывание букв по схеме, сравнение палочек по длине (разными способами, декодирование- по цифре найди цвет палочки.

«На золотом крыльце.»

Стр30-31

1

Логические блоки. «Поиски клада пиратов»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Поиски затонувшего клада» стр4-5

1

2.

Логические блоки.

«Доставка чая в Англию из Индии»

Закреплять умение работать по схеме.

Альбом « Спасатели приходят на помощь» стр12

1

«Расколдуй сказку»

Освоение операции «декодирования»

«На золотом крыльце.» стр33

1

3.

«Сказочный город»

Умение работать по схеме, создание своих сюжетов.

« На золотом крыльце..» стр 43-44

1

«Гонцы передают важные сообщения»

Закрепить умение работать по схеме, использовать символы, расшифровывать коды.

Альбом «Спасатели спешат на помощь» стр14

1

4.

«Поиск затонувшего клада»

Закрепление описание блоков по символам, умение решать примеры и работать по схеме

Альбом «Поиски затонувшего клада» стр 5.

1

Диагностика

Выявления уровня развития логико – математического мышления.

Беседа, диагностические задания.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...