Проект "В мире времени"
проект по математике (подготовительная группа)

Акользина Марина Васильевна

Познавательное развитие (ФЭМП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_vremeni.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Название«В мире времени»

Автор проекта: педагог- Марина Васильевна Акользина

Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группе, педагоги.

Вид проекта:

По времени - краткосрочный (2 недели) ;

По количеству участников – коллективный;

По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП) ;

По форме – практико-ориентированный.

АктуальностьВремя – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.) .

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема, решаемая при реализации проекта: имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения времени в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».

Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи:

Обучающие:

- научить ориентироваться во времени;

- научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

- учить устанавливать время на макете часов;

- Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени;

- Обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;

- Формировать умение определять время по часам с точностью до получаса, знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением.

Развивающие:

- развивать интерес к математике, представление о времени;

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией, формировать предпосылки поисковой деятельности;

-Развивать чувство времени, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;

-воспитывать познавательный интерес к математике;

-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и разбивка на веер задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Привлечение родителей.

Создание мини- музея «Время».

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов часов.

Основной этап:

Формы работы с детьми:

Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).

Знакомство с мини-музеем «Время».

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток»«Что бывает раньше – что потом»«Времена года».

Познакомить детей с приборами для определения времени (секундомером, различными видами часов и календарей).

Проведение бесед«О времени»«С утра до вечера»«О скорости движения»«О месяцах, сезонах»«О возрасте»«Что такое календарь».

Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.

Сюжетно –ролевая игра«Семья. Распорядок дня».

Дидактические игры«Что мы делали»«Вчера, сегодня, завтра»«Назови пропущенное слово»«Части суток»«Бывает - не бывает»«Угадай-ка»«Точные часы».

Подвижные игры«День и ночь»«Совушка - сова»«Лови, бросай времена года называй»«Лови, бросай дни недели называй»«Лови, бросай месяцы называй»«Заяц, заяц сколько время

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа», А. Кузнецовой «Времена года», С. Баруздин «Часы».

Викторина «Наш веселый календарь».

Деятельность детей с моделями«Дни недели»«Части суток»«Времена года»«Точные часы»«Угадай-ка».

Продуктивная деятельность«День и ночь»«Звездное небо»«Календарь»«Мир часов».

Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами».

Формы работы с родителями:

Сбор материала (фотографии, иллюстрации часов, создание альбома «Часы наши друзья».

Привлечение родителей к организации выставки часов.

Изготовление макетов часов.

Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем

Формы работы с педагогами:

Разработка консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».

Тренинг «Что можно сделать за одну минуту».

Оснащение предметно-развивающей среды:

Выставка детских работ«Мир часов»«День и ночь»«Звездное небо»«Наш календарь».

Обогащение мини-музея «Время».

Подбор информации о временных представлениях, загадок, стихотворений, сказок, поговорок и пословиц по данной теме.

Создание картотеки дидактических игр.

Этап завершающий:

Презентация «Наш проект».

Конкурс «Сделай часы своими руками».

Развлечение «В мире часов».

План реализации проекта:

День недели Мероприятие и содержание

Понедельник -Беседа «С утра до вечера».

-Д/и «Что мы делали?»«Вчера, сегодня, завтра».

-Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Хороший день».

-Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Вторник -П/и «День и ночь».

-Д/и «Назови пропущенное слово».

-Заучивание стихотворения А. Дрозд «Наташа».

-Художественное творчество: рисование «День и ночь»

Среда -Д/и «Части суток».

-Чтение художественной литературы Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день».

-Художественное творчество: Аппликация «Звездное небо».

-П/и «Совушка-сова».

Четверг -Беседа «Что такое календарь».

-Чтение художественной литературы сказка «Двенадцать месяцев».

-П/и «Лови, бросай времена года называй».

Пятница -Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год».

-Д/упр. «Неделя стройся».

-Беседа «История календаря в России».

-П/и «Лови, бросай дни недели называй».

-Викторина «Наш веселый календарь».

Понедельник -Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

- Работа с моделями «Дни недели».

- П/и «Лови, бросай месяц называй».

-Д/и «Бывает-не бывает».

-Продуктивная деятельность«Календарь».

Вторник -Беседа «Немного истории о часах».

-Опытно - экспериментальная деятельность «Опыт с часами».

-Чтение художественной литературы Й. Змай «Часы».

Среда -Д/упр. «Точные часы».

- Художественное творчество: Рисование «Мир часов».

-Чтение художественнойлитературы Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

П/и «Заяц, заяц сколько время».

Четверг -Д/упр. «Угадай-ка».

-Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

-Д/упр. «Проверь себя».

-П/и «Заяц, заяц сколько время».

Пятница Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками».

Выставка работ «Путешествие во времени».

Беседа«Что такое время.

Развлечение «В мире часов».

Ожидаемые результаты проекта:

Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели) ; развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Полученные результаты:

На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда, отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Время», альбом «Часы наши друзья». Оформлена картотека дидактических игр.

Проект способстволал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить Незнайку ориентироваться во времени. Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе.

Как научить Незнайку ориентироваться во времени.Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами ТРИЗ (Системный лифт) в средней группе. Цель:  Расширить знания детей об измерен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»

Интегрированное занятие: ФЭМП и формирование целостной картины мира. Тема « Путешествие по временам года»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Путешествие к временам года.

Итоговое занятие  по ознакомлению с окружающим миром....

Знакомство дошкольников с предметным миром – миром вещей во времени – в образовательной и музейной среде (из опыта работы)

Знакoмство с oокружающими челoвека вещами  начинается с рoждения и продолжается всю жизнь. Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом де...