Проект педагогической деятельности воспитателя по формированию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.
проект по математике (младшая группа)

Денисова Екатерина Васильевна

Цель проекта педагогической деятельности:

систематизация работы воспитателя по формированию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности воспитателя:

формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возрастаc использованием дидактических игр.

Задачи педагогической деятельности:

– закрепление  умений различать и находить «один» и «много»;

– закрепление понимания отношений «больше», «меньше», «столько же»;

– развитие  умения сравнивать два множества способами наложения или приложения.

Условия реализации проектной деятельности:

Для реализации проекта не требуется особых условий, т.к. дидактические игры можно проводить и в групповой комнате и на прогулке. Следует только иметь подборку дидактических игр и наглядность к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 258»
Проект педагогической деятельности воспитателя по формированию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель

Денисова Екатерина Васильевна

г. Новосибирск
2015г

Цель проекта педагогической деятельности:

систематизация работы воспитателя по формированию представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста.

Цель педагогической деятельности воспитателя:

формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возрастаc использованием дидактических игр.

Задачи педагогической деятельности:

– закрепление  умений различать и находить «один» и «много»;

– закрепление понимания отношений «больше», «меньше», «столько же»;

– развитие  умения сравнивать два множества способами наложения или приложения.

Условия реализации проектной деятельности:

Для реализации проекта не требуется особых условий, т.к. дидактические игры можно проводить и в групповой комнате и на прогулке. Следует только иметь подборку дидактических игр и наглядность к ним.

Проект реализуется в три этапа:

1.Организационный (изучение  литературы, методик диагностики, проведение входной диагностики)

2. Основной (составление перспективного плана, подбор игр)

3. Заключительный (повторная диагностика уровня сформированности представлений детей о множестве, сравнение результатов).

Формы организации образовательного процесса

Вся работа проводится во вторую половину дня. Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей отражается в дидактических играх. Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком имеет место при проведении диагностики. Подгрупповая работа используется при проведении дидактических игр.

Методы   диагностики  (контроля)  результативности педагогической деятельности

В проекте педагогической деятельности воспитателя выделены 2 этапа выявления уровней сформированности представлений о множестве. Первый этап входной диагностики приходится на сентябрь, а второй этап контрольной диагностики - на март. На обоих этапах рекомендуется проведение мониторинга уровня сформированности количественных представлений детей младшего дошкольного возраста.

Для диагностики количественных представлений детей второй младшей группы (3 – 4 года) были избраны следующие ориентиры, предусмотренные методикой и программой математического образования дошкольников:

Методика Л.С. Метлиной.

Умение выделять качественные признаки предметов и объединять предметы в группу на основе одного общего для всех их признака 

Детям даются следующие  задания:

1-е задание. В одну корзинку положен один шарик, в другую – много шариков (более пяти). Шарики должны быть одинаковыми. У ребенка спрашиваю: «Покажи корзину, где один шарик», «Покажи корзину, где много шариков».

2-е задание. На стол кладется два одинаковых кубика. Рядом стоит коробка с такими же кубиками. Ребенку предлагается: «Положи столько же кубиков».  

3-е задание. На столе в две линии выложены: в верхней линии – два кубика, в нижней – три матрешки. Ребенку предлагается задание: «Приложи кубики к матрешкам и скажи чего здесь больше – кубиков или матрешек».

Оценка выполнения заданий детьми второй младшей группы оценивается по следующим критериям:

– низкий уровень – ребенок не справляется с заданием (0 балл);

– средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя и его наводящих вопросов (1 балла);

– высокий уровень – ребенок выполняет задание самостоятельно и с интересом (2 балла).

Перспективный план работы воспитателя по формированию представлений о множестве во второй младшей группе

Этапы/ Сроки

Задачи

Формаработы с детьми

Приемы работы воспитателя с детьми

Организационный

Сентябрь

Проведение

входной

диагностики

Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком

Задания по методике Л.С.Метлиной

2.Основной

Октябрь

Упражнятьвпонимании отношений «больше», «меньше», «столько же»

Подгрупповая работа

воспитателя с детьми

Дидактические игры:«Помоги цыплятам»

(М.Фидлер)

Упражнять в умении различать и находить «один» и «много»

"Гуси - лебеди" (Л.С.Метлина)

Упражнятьвпонимании отношений «больше», «меньше», «столько же». Упражнять в сравнении двух групп предметов приемом наложения

 «Путешествие на лесную поляну»

(Ерофеева Т.И.)

Закрепление понятий «один», «много»

«Самолеты»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много.

«Поезд»

(Ерофеева Т.И.)

Ноябрь,      Декабрь

Закреплять

умения детей различать количественные понятия.

Подгрупповая работа

воспитателя с детьми

Дидактические игры: «Сколько?»

 (Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова)

Развивать понимание отношений «больше», «меньше», «столько же».

«Огород»

 (Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова)

Упражнять в  умении различать и находить «один» и «много» предметов

«Закрой двери в домиках»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнение детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

«Кот и мыши»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в сравнении двух групп предметов приемом приложения

«Бабочки и цветы»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в составлении группы из отдельных предметов и выделении из нее одного предмета, развивать пространственные представления

«Медведь и пчелы»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в выделении целого множества и составных его частей

«Разноцветные фонарики»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

«Птички»;

(Ерофеева Т.И.)

Формировать понятие «один», «много», упражнять в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов.

«Рыбак и рыбки»

 (Ерофеева Т.И.)

Январь, Февраль

Упражнять в умений сравнивать два множества способом наложения или приложения

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Дидактические игры: «Закрой двери в домиках»

(Ерофеева Т.И.)

Закрепление представлений о множестве

«Огород»

 (Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова)

Упражнять в умений сравнивать два множества способами наложения или приложения

«Путешествие на лесную поляну»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в умений сравнивать два множества способами наложения или приложения

«Бабочки и цветы»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнять в установлении соответствия между двумя группами предметов

« Скорый поезд»

(Ерофеева Т.И.)

Упражнение детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

«Кот и мыши»

(Ерофеева Т.И.)

Закрепление понятий «один», «много», упражнение детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

«Воробушки и автомобиль»

(Ерофеева Т.И.)

3.Заключительный

Проведение повторной

Диагностики. Сравнение результатов

Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком

Методика Л.С.Метлиной

Описание рекомендуемых дидактических игр по формированию представлений  о множестве представлены в приложении № 1.

Ожидаемый      результат      реализации      проекта педагогической деятельности

В результате реализации проекта педагогической деятельности у детей второй младшей группы сформируется:

- представление о предметных совокупностях: «один», «много»;

- умение различать совокупности предметов, самостоятельно выделять «один», «много» предметов в окружающей обстановке;

- умение сравнивать совокупности предметов путем  непосредственного сопоставления элементов «один к одному» (т. е.  фактически умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами);

- умение определять равночисленность и неравночисленность множеств;

- деятельность по овладению приемами наложения и приложения;

- умение воспроизводить множества предметов, движений, звуков (за- данном в образце количеством 1—5);

Освоение отношений равенства и неравенства (поровну, больше, меньше) способом поэлементного сопоставления будет способствовать подготовкедетей к овладению счетом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику: метод.пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет [Текст] / Т.И. Ерофеева. – М., 2006. (Программа «Из детства – в отрочество»)
  2. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева и др. – М.: Просвещение,1994.
  3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение, 1974.– 368с.
  4. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд., доп / Л.С. Метлина. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст]  /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  6. Тихеева, Е. И. Игры и занятия малых детей: пособие для работников дошкольных учреждений и родителей [Текст] / Е.И. Тихеева. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1965. – 117 с.
  7. Фидлер, М. Математика уже в детском саду [Текст] / М.Фидлер. –  М., Просвещение, 1981

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Октябрь

Дидактическая игра «Помоги цыплятам»

Цель: упражнять детей в понимании отношений «больше», «меньше», «столько же».Оборудование: игрушки утка с утятами и курица с цыплятами.

Ход игры.

Зайчики ели вкусные морковки и увидели на озере утят. Воспитатель выясняет с детьми: «Кто плавает по озеру? (Утка с утятами). Сколько уточек? Кто стоит на берегу? (Курочка с цыплятами). Курочка с цыплятами хочет перейти на другой берег, но цыплята не умеют плавать. Как им помочь? (Просят утят перевести цыплят)». Выясняют, смогут ли утята выполнить просьбу цыплят. Сравнивают количество тех и других. Воспитатель читает стихотворение Д. Хармса:

Речку переплыли                                                                                        Ровно в полминутки:                                                           Цыпленок на утенке,                                                                                Цыпленок на утенке,                                                                                Цыпленок на утенке,                                                                        

А курица  - на утке.        

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: упражнять в нахождении предметов окружающей обстановки: одного и много.

Оборудование: игрушки по темам «Зоопарк», «Посуда», «Игрушки», свисток.

Ход игры.

В разных местах комнаты расставлены игрушки по темам: «Зоопарк», «Дом посуды», «Магазин игрушек». Дети, встав друг за другом, образуют «паровоз и вагоны». Сколько паровозов? Сколько вагонов? «Поезд» готов к отправлению. Раздается сигнал (свисток), и «состав» начинает движение. Подъехав к «Зоопарку», «состав» останавливается. Воспитатель спрашивает:

- Какие звери живут в зоопарке? Сколько их?

Дети должны не только назвать зверей, но и уточнить их количество. Например, один медведь, один лев, много обезьян, много зверей.

«Поезд» вновь отправляется в путь. Следующая остановка «Дом посуды». Ребята должны рассказать, какая посуда продается, сколько предметов посуды. Например, много тарелок, много чашек, одна кастрюля, одна ваза, много ложек, один чайник.

Третья остановка «Магазин игрушек». Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Серый байковый зверюшка, длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

И морковку ему дай!  (Зайка)

После ее отгадывания игра продолжается.

Дидактическая игра «Самолеты»

Цель: закрепление понятий «один», «много».

Оборудование: пластиковые игрушки трех цветов: красные, синие, зеленые (по одному самолету на каждого ребенка).

Ход игры.

Игрушки стоят на столе или на ковре, представляющем собой аэродром.

Воспитатель говорит: «Это аэродром. Посмотрите, как много здесь самолетов. Все вы будите летчиками. Каждый возьмет себе один самолет и будет готовиться к полету».

Дети берут по одной игрушке. Воспитатель: «У Вовы один самолет, и у Тани один самолет, и у Андрюши один самолет». Затем предлагается обратить внимание на то, что самолеты разного цвета, и назвать цвет своей игрушки. «Заведите моторы, приготовьтесь к полету и слушайте команду. Полетели красные самолеты!». Дети с красными самолетами в руках передвигаются по группе. «Сколько самолетов летает?» - спрашивает воспитатель у остальных детей. «Много», - отвечают малыши. Затем красные самолеты заходят на посадку и взлетают зеленые самолеты. Так «в воздух поднимаются» то одна, то другая группа, а «летчики», которые не находятся в полете, определяют, что летает много самолетов. В заключение игры можно дать команду «Поднять в воздух!» всем самолетам. Педагог констатирует, что в воздухе очень много самолетов

Ноябрь-декабрь

Дидактическая игра «Сколько?»

Цель: закреплять умения детей различать количественные понятия.

Оборудование: фланелеграф; наборное полотно с картинками или счетная лесенка с игрушками; раздаточный материал – набор цифр, фишки.

Ход игры.

Педагог показывает какое-либо число одним из способов: на фланелеграфе, наборном полотне или счетной лесенке. Дети пересчитывают картинки или игрушки, показывают цифру, соответствующую количеству картинок. Педагог проверяет правильность ответов у каждого ребенка. Если ребенок ошибается, то получает штрафную фишку.

В конце игры подводится итог: можно похвалить самых внимательных и умных детей, поаплодировать им.

Дидактическая игра «Медведь и пчелы»

Цель: упражнять в составлении группы из отдельных предметов и выделении из нее одного предмета

Оборудование: стульчики, маски медведя и пчелок.

Ход игры:

Дети разбирают стульчики - это домики –ульи .Воспитатель предлагает ребятам представить  себя «пчелками».

-Сколько « пчелок»?

-Много.

Затем он назначает кого -то из ребят ,называя его по имени ,на роль «медведя»

-Сколько  «медведей?»

-Один «медведь».

Как только воспитатель скажет: «Медведь идет!»,-«пчелки»  должны разлететься по своим домикам(сесть на стульчики).Не поймает» медведь»  «пчелок»,отправиться спать.

-Пчелка, еще пчелка,еще  пчелка, указывая на детей, говорит воспитатель .-Сколько пчелок?

-Много пчелок.

-Cколько медведей?

-Один медведь .

Игра повторяется два раза.

Дидактическая игра  «Огород»

Цель: развивать понимание отношений «больше», «меньше», «столько же» Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество овощей выбрано произвольно).

Ход игры.

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

– какие овощи собрали;

– сколько групп овощей получилось;

– как узнать, каких овощей больше, меньше;

– каких овощей больше (меньше) всего;

–Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

Дидактическая игра «Закрой двери в домиках»

Цель: упражнять в  умении различать и находить «один» и «много» предметов

Оборудование: для каждого ребенку вырезают из бумаги (картона) домик с  прямоугольной прорезью для  двери и две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже (рис. ), фигурки зайчиков.

Ход игры.

В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.

Зайчики гуляют по лесу, весело играют. Вдруг появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись, они прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы  волк не смог пролезть в нее. Малыши точно подбирают нужную по ширине дверь. В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже закрыты   педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? - спрашивает педагог.— Она уже и не закрыла бы вход в домик, а   волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая  уже.

Дидактическая игра «Кот и мыши»

Цель: упражнение детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов.

Оборудование: для игры подготавливают норки для мышек — стульчики, которые стоят в два ряда, один ряд напротив другого.

Ход игры.

Дети-мышки размещаются в норках. Кот спит. Мышки вышли из норок и отправились гулять. По сигналу: «Кот идет!» — все мышки прячутся в норки. Воспитатель спрашивает: «Сколько мышек? Сколько котов? Все ли мышки нашли норки? Чего больше, меньше, поровну, столько, сколько?» (Дети отвечают на разные вопросы.) Кот снова спит, мышки опять выходят погулять. (Воспитатель меняет количество норок, убирает или добавляет один стульчик.) Если одну мышку кот поймал, сравнивают, сколько норок и мышек. Кот отпускает мышку, она занимает свою норку; теперь норок столько же, сколько мышек, мышек столько же, сколько норок.

Дидактическая игра «Бабочки и цветы»

Цель:упражнять в умении сравнивать два множества способами наложения или приложения.

Оборудование: вырезанные из картона цветы.

Ход игры.

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим, лежат цветы. Их столько же, сколько детей играет. Воспитатель предлагает всем детям вообразить себя бабочками. Пусть несколько детей скажут о том, что они «бабочки».

– Сколько бабочек? Много.  Полетели «бабочки». Дети, размахивая руками-«крылышками», «летают» по комнате. По сигналу: «Бабочки садятся на цветочки!» — каждый ребенок должен встать около цветочка, лежащего на полу.

Педагог уточняет: на этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка.

– Чего больше, а чего меньше: цветочков или бабочек?

– Поровну, сколько цветочков, столько и бабочек. Отдохнули «бабочки» и снова полетели.

Игра повторяется 2 – 3 раза. Во время игры надо положить еще 1 – 2 цветка, чтобы получилось не поровну. А потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

Дидактическая игра «Разноцветные фонарики»

Цель: упражнять в выделении целого множества и составных его частей

Оборудование:разноцветные фонарики.

Ход игры.

 Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику (рис. 5). При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» — «Много»,— «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани?» Дети отвечают.

Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игр! повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, а воспитатель спрашивает: «Сколько всего фонариков в коробке?»

Таким образом воспитатель показывает детям не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом предметов. Необходимо постоянно менять наглядный материал: это могут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.

Игра «Рыбак и рыбки».

Цель: формировать понятие «один», «много», упражнять в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов.

Оборудование: стулья на каждого ребенка.

Ход игры.

 Стулья стоят по кругу, их СТОЛЬКО же, сколько детей. Стулья — это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Одни ребенок - рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» -рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, меньше?

Январь – февраль

Дидактическая игра «Скорый поезд»

Цель: упражнять в установлении соответствия между двумя группами предметов.

Оборудование: стульчики.

Ход игры.

Из стульев, поставленных в ряд, сооружают поезд. Играющих может быть и столько же, сколько стульев-вагонов, и больше или меньше. Пассажиры ходят по перрону, готовятся к отъезду. Раздается гудок. Пассажиры занимают свои места. Воспитатель вместе с детьми выясняет, всем ли хватило места, сравнивает, чего больше или меньше: вагонов или пассажиров. Определив, чего больше, меньше, поровну, дети отправляются в путь. Поезд мчится до другой станции, остановка — пассажиры выходят. Игра начинается вновь.

Воспитатель может убирать, добавлять количество вагонов, чтобы каждый раз при сравнении были новая для детей ситуация. В подобных играх лучше, если предметов будет на один больше, чем ' играющих. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и не огорчит детей.

Дидактическая игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: закрепление понятий «один», «много», упражнение детей в установлении равенства – неравенства между двумя группами предметов

Оборудование: обручи, автомобиль.

Ход игры.

 Дети воробушки сидят в своих гнездышках — обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты стоит автомобиль. Воспитатель говорит: «Вы - воробушки. У каждого свой домик, свое гнездышко. Столько гнездышек, столько воробьев». Воробушки вылетели из домиков, летают, весело размахивая крыльями. Раздается гудок, из гаража выезжает автомобиль. Воробушки пугаются и улетают в свои гнездышки. Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель спрашивает: «Всем ли воробушкам хватило домиков? Чего больше? Чего меньше? Может быть, их поровну?» Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется вновь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Традиционная кукла как средство формирования представлений о добродетелях у детей младшего дошкольного возраста".

В статье дается описание нетрадиционной формы  работы с родителями в рамках детско-родительской гостиной "Сказочные посиделки"...

«Формирование представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей»

В статье представлен опыт работы по формированию представлений о семье у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей....

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возрастаОдной из задач дошкольного воспитания является создан...

Методика формирования представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста

Для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики,  особенности развития математических представлений детей и м...