Методическая разработка занятия по ФЭМП "Счет до 9"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Комиссарова Ольга Леонидовна

Конспект занятия по математике «Счет до 9». Старшая группа

Группа:старшая группа.

Тема:«Счет до 9».

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды деятельности: аналитическая, познавательная, конструктивная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: учить выполнять счет предметов до 9.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_02.11.2021.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Комиссарова Ольга 02.11.2021
Конспект занятия по математике «Счет до 9». Старшая группа

Группа:старшая группа.

Тема:«Счет до 9».

Образовательная область: познавательное развитие.

Виды деятельности: аналитическая, познавательная, конструктивная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Цель: учить выполнять счет предметов до 9.

Планируемый результат: дети имеют элементарное представление о составе числа 9; умеют складывать числа в пределах 9; демонстрируют умение решать логические задачи, проблемные ситуации; умеют работать коллективно; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками; проявляют интерес к играм и задачам, требующим интеллектуального усилия; проявляют психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение; проявляют самостоятельность, активность, любознательность.

Задачи образовательной программы:

Воспитательная:

- воспитывать интерес к математическим знаниям;

-воспитывать желание трудиться в коллективе дружно;

-воспитывать интерес к играм и задачам, требующим интеллектуального усилия.

Развивающая:

-развивать психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение;

-развивать самостоятельность, любознательность;

- развивать глазомер и умение находить предметы по образцу.

Обучающая:

-учить выполнять счет предметов до 9;

-закрепить умение решать логические задачи;

-упражнять в последовательном названии дней недели;

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом; выдвижение системы положительных ближайших целей; создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма.

Принципы обучения:

принцип свободы и самостоятельности, принцип активности, принцип наглядности, принцип доступности, принцип индивидуальности.

Методы воспитания: беседа, поощрение.

Методы обучения: беседа, показ, проблемная ситуация, иллюстрация; упражнение, стимулирование занимательным содержанием.

Оборудование:  карточки с цифрами от 1 до 9, счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход деятельности:

I.Организационно -мотивационный этап

Задача: включение в совместную образовательную деятельность.

Педагог организует и мотивирует детей на совместную деятельность.

- Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними, пожелаем здоровья друг другу — скажем «Здравствуйте!» и подарим всем свои улыбки.  Наши глазки внимательно смотрят, наши ушки внимательно слушают, наши ручки нам помогают, а наши ножки нам не мешают.

-Дети, сегодня у нас в гостях еще один необычный гость – это Незнайка. Он шел к нам в гости и по дороге нашел пять писем. В этих письмах задания и мы сейчас будем вместе с вами их выполнять.

А пока подготовка.  Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы?

- Ребята, а какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц и по счету? (Ноябрь – третий месяц осени.)

- Сейчас утро или вечер (Утро.)

- Сколько частей суток? (Четыре: утро, день, вечер и ночь.)

- Сколько дней в неделе? (7дней в неделю.)

-Сколько раз в году бывает день рождения? (Один раз в году)

- Сколько раз в году бывает праздник Новый год? ( Один раз)

Деятельность детей:

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности, ведут диалог с педагогом, высказывают собственные суждения.

Планируемый результат

Дети готовы к предстоящей деятельности; проявляют инициативу и любознательность. Открываем первое письмо:

II. Игра «Счет предметов»

Задача: закрепить порядковый счет.

Педагог организует деятельность детей по решению проблемной ситуации.

-Ребята, вы любите считать? Итак, первое задание: сосчитайте вместе с бабочкой от 1 до 9.

-А теперь сосчитайте с гусеницей цифры в обратном порядке от 9 до 1.

Дети выполняют счет до 9 и обратный счет от 9 с помощью воспитателя.

Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение; имеют элементарное представление о составе числа 9.

Открываем второе письмо:

III. Игра «Математическая страна»

Задача: совместное определение действий.

-Мы с вами попали на цветочную поляну. Сосчитайте цветы.

-Цветков 9. Если мы уберем один цветок, сколько цветов останется? (8).

Если убрать еще один цветок, сколько будет? (7). Теперь к 7 цветкам прибавим еще один – сколько стало цветов? (8). Сколько цветов будет, если к 8 прибавить еще один? (9). Всего 9 цветов.

-Теперь сосчитайте пчелок. Всего 8 пчелок. Хватит ли пчелок на все цветы? На каждый цветок посадим одну пчелку. Хватило? (Нет). Цветов 9, пчелок 8. Чтобы пчелок стало 9, что нужно сделать? (Добавить одну пчелку).

-Назовите, какое число стоит перед числом «2»? Какое после числа «2»?

- назовите, какое число стоит перед числом «3»? Какое после числа «3»?

-Какое число стоит между числом «3» и «5»?

-Назовите «соседей» числа «5».

- назовите, какое число стоит перед числом «6»? Какое после числа «6»?

-Назовите, какое число стоит перед числом «7»? Какое после числа «7»?

- Назовите «соседей» числа «8».

- Назовите «соседей» числа «9».

- Молодцы! Вы меня очень порадовали тем, что хорошо выполнили задания. Чтобы хорошо выполнить следующее задание, мы с вами отдохнем.

Дети высказывают предположения, считают.

Дети проявляют психические процессы: внимание, мышление, память, восприятие, творческое воображение; умеют складывать числа в пределах 9; демонстрируют умение решать логические задачи, проблемные ситуации.

IV. Физминутка

Задача: снятие нервного и мышечного напряжения  

Раз - подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладошки три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть- тихонечко присесть.

Дети повторяют движения за воспитателем.

У детей снято нервное и мышечное напряжение.

V. Задачи в стихах

 Теперь открываем следующее письмо. И в нем находится такое задание«Задачи в стихах». Готовы. Тогда слушайте внимательно и правильно называйте цифру.

1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,

На пенек потом он сел и еще морковку съел.

Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка?

Дети: Пять.

2. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало?

Дети: Шесть.

3. Сколько спинок у трех свинок?

Дети: Три.

4. Сколько хвостов у двух котов?

Дети: Два.

5. Сколько животиков у 5 бегемотиков?

Дети: Пять.

6. Сколько рогов у 2 быков?

Дети: Четыре.

7. Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?

Дети: Четыре.

8. Сколько домишек у 100 муравьишек?

Дети: Сто.

9. Сколько ушей у двух мышей?

Дети: Четыре.

Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Теперь открываем четвертое письмо.

VI.Игра «Построим фигуру из счетных палочек»

Задача: закрепить умение строить фигуры из счетных палочек.

Педагог организует деятельность детей. Индивидуально помогает детям составить фигуру.

Я буду зачитывать вам загадки, а ваша задача угадать о какой фигуре идет речь.

Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины.

Ответ: Круг

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны 

Одинаковой длины. 

Вам его представить рад. 

А зовут его… 

Ответ: Квадрат

Три угла, три стороны.

Могут разной быть длины. 

Если стукнешь по углам, 

То скорей подскочишь сам! 

Ответ: Треугольник

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат…

Ответ: Прямоугольник

Воспитатель: молодцы ребята. А теперь предлагаю вам назвать предметы похожие на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.(лэпбук)

Дети демонстрируют умение решать логические задачи и проблемные ситуации.

Воспитатель: Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

У нас осталось последнее письмо. Как про него можно сказать? (пятое, последнее, зеленое). А в этом письме Незнайка хочет чтобы вы написали цифру 9 в своих тетрадях.

VII.Открытый конец

Задача: подвести итоги занятия.

-Ребята, вы сегодня помогли Незнайке решить математические задачи, выполнили столько заданий. Вы молодцы!

-Что вам понравилось сегодня на занятии больше всего? Что показалось вам трудным? Придя домой, вы можете поделиться со своими близкими о том, где вы сегодня побывали. Молодцы! А в какое путешествие вы хотели бы отправиться еще?

Дети делятся впечатлениями.

Дети используют полученные знания в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Пальчиковая гимнастика: 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Стихи про цифру 9

Цифра девять. Это есть —
Перевёрнутая шесть.
Наверху рисуй кружок,
Вниз — дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга — и знак готов!

Гольцевой А.

Цифра девять. Это есть —
Перевёрнутая шесть.
Наверху рисуй кружок,
Вниз — дугу наискосок.
Начинай писать с кружка,
Да не делай уголка.
У девятки нет углов:
Круг, дуга — и знак готов!

Гольцевой А.

*****

Цифра девять — колобок?
Или, может быть, клубок?
Это котик Барсик спит,
И крючочком хвост лежит.

Черняева В.

*****

Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.

Самуил Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

Методическая разработка занятия в условиях детского сада. Тематическое занятие по познавательному развитию ТЕМА НОД: «Космическое путешествие».

Пояснительная записка            12 апреля  - один из праздников в нашей стране. В подготовительной группе  узнают про первого космонав...