Занятие по ФЭМП в старшей группе "Таинственный путешесвтенник"
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Ферапонтова Ирина Борисовна

Методическая разработка проекта непосредственной образовательной деятельности (ФЭМП) в старшей группе. Тема "Таинственный путешественник".

Цель: закрепление знание о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. упражнять в сортировке геометрических фигур по различным признакам;
  2. воспитывать зрительную память, внимание;
  3. развивать логическое мышление,
  4. развивать навыки ориентировки в пространстве

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №66 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Проект непосредственной образовательной деятельности (ФЭМП)

Тема: «Таинственный путешественник»

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Выполнила: Ферапонтова И.Б.

Технологии: информационно-коммуникативная технология, игровая, здоровье сберегающие, ТРИЗ

Санкт-Петербург

2021


Цель: закрепление знание о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. упражнять в сортировке геометрических фигур по различным признакам;
  2. воспитывать зрительную память, внимание;
  3. развивать логическое мышление,
  4. развивать навыки ориентировки в пространстве

Предварительная работа: Познакомить детей с различными видами сортировки геометрических фигур (блоки Дьенеша) – по устному заданию, с помощью графического ключа; беседа о частях света (кто живет на южном полюсе, и кто на северном), беседа о разных видах транспорта, и местах их отправления (поезд – вокзал, самолет – аэропорт, корабль – порт и т.д.).

Материал: аудио запись «шум волн» и «гудок парохода», презентация, чемодан/дорожная сумка, теплые вещи (свитер, шапка, теплые штаны, 1 варежка), несколько конфет, жестяная коробочка, карточки с различными геометрическими фигурами на каждого ребенка, клей, листы бумаги на каждого ребенка, «волшебный» компас (большая стрелка), бурый медвежонок (игрушка), изображение лабиринта, письмо от белого медвежонка с заданиями, счетные палочки по количеству детей, блоки Дьенеша – 3 набора, карточки с заданием для сортировки блоков, 4 обруча, 4 крупных изображения геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, многоугольник), и маленькие изображения геометрических фигур (чтоб поделить детей на 4 команды), бубен, наклейки на каждого ребенка.

  • СЛАЙД 1

Воспитатель: Ребята, мне кажется, я слышу какой-то необычный звук. Давайте вместе послушаем, что это может быть? (звучит шум волн, и на его фоне гудок корабля).

Ответы детей – волны, море, пароход

Воспитатель: Мы с вами слышим шум море, и гудок корабля. Скажите, где мы можем это все услышать в жизни?

Ответы детей – причал, порт

  • СЛАЙД 2

Воспитатель: Верно, мы с вами оказались в порту. Здесь вовсю кипит работа – разгружают и загружают грузы, причаливают и отплывают корабли с пассажирами. Но что это? Неужели кто-то потерял свой багаж? (воспитатель демонстрирует маленький чемодан/дорожную сумку). Интересно, кто же хозяин этого багажа?

Ответы детей – человек, путешественник.

Воспитатель: Он, наверное, очень расстроился, что потерял свои вещи. Что мы можем сделать?

Ответы детей – найти, догнать, вернуть.

Воспитатель: Какие хорошие предложения. Но мы не знаем кого искать. Давайте посмотрим в чемодане, может там будет подсказка (воспитатель открывает чемодан и достает по одной теплые вещи – шапку, штаны, шарф. Дети называют предметы одежды).

Наверное он поедет в теплые страны? Где солнце и жарко.

Ответы детей – нет, вещи теплые, значит, он поедете туда, где холодно.

Воспитатель: Какие вы внимательные. Посмотрите, в чемодане есть еще необычная коробочка (демонстрирует коробочку детям). Но так просто ее не открыть. Что нам может помочь?

Ответы детей – ключ

Дети подходят к столам, на которых лежит разрезной материал (геометрические фигуры). Их задача сложить на белом листе и приклеить фигуры так, чтоб получился ключ). Приложение №1

Воспитатель: Как здорово у вас получилось (открывает коробочку, и достает фантики от конфет и одну варежку). Интересно, что бы это значило?

Ответы детей – он любит сладкое, ему холодно, т.к. он в одной варежке.

Воспитатель: Теперь мы что то узнали, про нашего таинственного путешественника. А теперь давайте посмотрим на схему, и, отвечая на вопросы, мы сможем узнать, кто же он (на экране демонстрируется схема, с ответами «да», «нет». Воспитатель зачитывает вопросы, и двигает указкой в нужном направлении. В конце указка попадает на портрет медвежонка).

  • СЛАЙД 3

Воспитатель: Посмотрите, ребята. Вот он наш забывчивый пассажир. Кто же это?

Ответы детей – медвежонок

  • СЛАЙД 4

Воспитатель: Теперь мы знаем кого искать. У меня есть волшебный компас, который нам поможет (воспитатель достает макет компаса с большой стрелкой, и кладет ее на пол, в направлении где стоит искать игрушку медведя).        

Дидактическая игра «Найди игрушку»: дети начинают движение в указанную стрелкой сторону. Воспитатель словами «горячо», «холодно» направляет ребят. Дети ищут игрушку, спрятанную в группе. Когда мишка найден – воспитатель берет его в руки, и садится в круг с ребятами (на стульчики, или на ковер).

Воспитатель: Ребята, давайте спросим мишку, как его зовут, и куда он едет?

Мишка: Здравствуйте ребята! Меня зовут Миша, и я собирался в путешествие к своему хорошему другу на Северный полюс.

Воспитатель: Ребята, вы уже догадались кто его друг?

Ответы детей – белый медведь

Мишка: Но, к сожалению, я потерял свой багаж. А без теплых вещей я не могу туда поехать. На Северном полюсе очень холодно!

Воспитатель: Не переживай, медвежонок Миша. Мы нашли твой чемодан, и с радостью вернем его тебе.

Мишка: Вот спасибо!

Воспитатель: А что бы ты не грустил, ребята расскажут тебе стихотворение.

Физкультминутка:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. Дети садятся.

Мишка: Какое хорошее стихотворение! Спасибо вам, ребята! У меня сразу поднялось настроение! А сможете еще мне помочь?

Ответы детей – да.

Мишка: Мой друг Умка прислал мне карту. По ней я смогу добраться до его дома. Но мне никак не удается ее расшифровать. Помогите мне, детишки!

Воспитатель крепит на магнитную доску изображение лабиринта (Приложение 1). Разгадав лабиринт ребенок приходит к письму от Умки с заданиями.

ПИСЬМО: «Привет мой друг, Миша! Я очень жду тебя в гости! Чтоб ты не скучал в дороге,  я приготовил тебе задания.

Задание 1: составь домик из 6 палочек (дети выполняют задание)

Вот именно так выглядит мой домик.

Задание 2: переложи 2 палочки так, чтоб получился флажок (дети выполняют задание)

Именно таким ярким флажком я украшу крышу своего дома к твоему приезду.

Задание 3: но крыша у меня тоже необычная. Она состоит из нескольких частей. Посчитай, из скольких треугольников состоит моя крыша? (дети считают количество треугольников). Приложение №3

Если ты выполнил все задания, то сможешь без труда отыскать мой домик на Северном полюсе!»

Мишка: Вот спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А теперь мне надо торопиться, чтоб успеть на корабль.

  • СЛАЙД 5

Воспитатель: Но что это? Вы только посмотрите! Кто-то рассыпал свои вещи на нашем пути! Что же теперь делать?

  • СЛАЙД 6

Ответы детей – убрать, переложить, отодвинуть

Воспитатель: Мы должны рассортировать фигуры, чтобы освободить проход.

Дети делятся на три команды. Три стола, на каждом рассыпана коробка блоков Дьенеша, и рядом лежит две графические схемы, для сортировки кубиков. На одну сторону собираются красные/маленькие фигуры, на другую большие желтые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь медвежонок успеет на свой корабль!

Мишка: Спасибо вам большое! А в благодарность за вашу помощь я хочу с вами поиграть в игру.

Игра «Найди свой домик»

На полу лежать 4 обруча. В каждом обруче большое изображение геометрической фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, многоугольник. Детям раздаются маленькие изображение тех же геометрических фигур. По команде дети начинают свое движение по группе (под звук бубна). Как только звук бубна замолкает – дети должны занять свое место в подходящем обруче (чтоб геометрические фигуры в обруче и руках ребенка совпадали)

Звучит гудок парохода

Мишка: Ребята! Мне очень понравилось с вами играть, но пора в путь! Спасибо вам за помощь! И примите в благодарность, небольшие подарочки от меня и моих друзей! (вручаем детям наклейки с лесными зверушками/медвежатами)

Мишка уплывает на теплоходе, снова звучат звуки волн.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Воспитатель:

- Какое необычное приключение у нас сегодня получилось? С кем мы сегодня встретились? (ответы детей).

- А кто был внимательным, как зовут нашего сегодняшнего путешественника? (ответы детей).

- Как называется место, где мы его встретили? (ответы детей).

- Почему ему нужна была наша помощь? Мы смогли ему помочь? (ответы детей).

- Мы выполнили много заданий, чтобы наш новый друг смог отправиться в путешествие. Какое задание вам запомнилось больше всего? Почему? Какое задание было самое сложное? (ответы детей).

- К кому в гости отправился медвежонок Миша? Куда он поплыл?

- Пусть каждый сейчас нарисует рисунок, на котором изобразит встречу двух друзей – Миши и Умки!

(дети рисуют рисунок)


Приложение №1

Вариант «Ключа» из геометрических фигур

                


Приложение №2

Приложение №3

        


Приложение №4

Графические схемы к блокам Дьенеша


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Едет в жаркие страны? ДА НЕТ Любит сладкое? Любит лимоны? ДА Ходит в тапочках? НЕТ Носит бантики? ДА Ходит в одной варежке? ДА На голове надета кепка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Математика - точная наука, но детям интересней сказки и игры. Приходится совмещать...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе

Это не просто занятие, а путешествие по любимым сказкам....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "Цветик-семицветик"

Знакомство с цифрой 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на б...

Занятие по ФЭМП в старшей группе: " Математический КВН".

Цель математического КВНа:-  Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.- Закрепить порядковый счёт; установление связей и отношений между числами натурального...

Занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада. Планы занятий. И.А. Помораева, В.А. Позина.

Перспективный план по ФЭМП в старшей группе детского сада....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...