Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Белоусова Наталья Николаевна

Формированеи и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_matematike.docx91.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 11 «Ромашка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

       Принята:                                                                                              Утверждаю:                                                                                                    

       на педагогическом совете                                             Заведующий  МАДОУ № 11                      

       протокол №1                                                                    __________    Фадеева М.А.                                                                                                                                                          

       от 30.08.2020г                                                                         Приказ № 154 01.10.2020г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Ромашка» муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

(возраст обучающихся 5-7 лет, срок реализации программы 2 года)

                                                                                                                   

                             

                                                                                      Автор-составитель: Белоусова Н.Н.

воспитатель  МАДОУ №11 «Ромашка»

                                                                                                             высшая категория

Мелеуз 2020 г

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.

Новизна программы

Цель

Задачи

Контингент  обучаемых

Сроки реализации

Формы и режимы работы

Ожидаемые результаты

Формы проведения итогов реализации программы

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание программы
  3. Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Приложения

Список используемой литературы

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе авторской парциальной программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.

 Новизна программы «Математические ступеньки» заключается в следующем:

Программа:

  • соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
  • строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Цель программы:

всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных о творческих сил, качеств личности.

Задачи программы:

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
  • развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления);
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • увеличение объёма внимания и памяти;
  • развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения;
  • воспитание интереса к математике и процессу обучения в целом.

Программа «Математические ступеньки» — развивающая, поскольку в процессе ее реализации у ребенка формируются математические способности:

  • к обобщению математического материала;
  • оперированию числовой и знаковой символикой;
  • абстрагированию от конкретных количественных отношений;
  • сокращению процесса математических рассуждений;
  • обратимости мыслительных процессов;
  • последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обоснованиях, выводах.

Предпосылки к универсальным учебным действиям (УУД) с учетом предметного содержания:

личностные — умение соотносить поступки, события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

регулятивные — обеспечивающие организацию каждым ребенком своего рабочего места, понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, а также у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки ;

познавательные — в свою очередь делятся на общеучебные — ребенок учится произвольно строить высказывания и самостоятельно выбирает эффективный способ выполнения задания;

логические:

  • анализ и синтез объектов с целью выделения математических признаков (количества, формы, времени, пространства, величины),
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • знаково-символическое моделирование;

коммуникативные — дети учатся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении учебно-игровых задач, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно с ними сотрудничать.

При формировании предпосылок универсальных учебных действий используются следующие элементы современного образования:

  1. разрешение проблемных ситуаций;
  2. побуждение к самостоятельному поиску ответа на поставленную учебно-игровую задачу;

3)        обращение за помощью к сказочным героям.
Основное назначение программы:

формирование математических представлений в каждой возрастной группе детей;

предоставить детям для самостоятельного выполнения систему увлекательных игр и упражнений с числами, цифрами, математическим знаками, геометрическими фигурами и т.д.;

способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий, которые включают понимание учебной задачи, ее самостоятельное решение, самоконтроль и самооценку;

развивать математические способности; подготовить к следующему этапу обучения.

Участники программы - дети 5 - 7 лет.

Срок реализации программы- 2 года

Срок обучения – 7 месяцев с октября – апрель  (36 часов в год из расчёта  2

занятия в неделю).

Режим занятий – 2 раза в неделю  (5–6 лет – 25  минут,6 - 7 лет – 25 минут).

Основные применяемые технологии:

  • Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Игровые технологии

Методы обучения: наглядный, словесный, работа с книгой, практический.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования в области познавательного развития:

  • Ребёнок обладает развитым воображением;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать
  • ребёнок обладает элементарными представлениями из области математики;
  • ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

 Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольного дополнительного образования.      

Контроль за освоением  программы  проводится в конце учебного года в каждой возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам:

  1. Количество и счёт.
  2. Геометрические фигуры.
  3. Величина.
  4. Ориентировка во времени и пространстве.
  5. Логические задачи.

Планируемые результаты:

1-ый год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

  • считать по образцу и названному числу в пределах 10;
  • понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
  • писать цифры от 1 до 10;
  • пользоваться математическими знаками: +, -,=,<,>;
  • записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
  • соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
  • понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
  • знать геометрические фигуры;
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
  • располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
  • делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
  • называть последовательно дни недели, месяцы;
  • ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
  • определять положение предметов по отношению к другому лицу;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

2-ой год обучения

К концу учебного года ребенок должен:

  • знать числа второго десятка и записывать их;
  • понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=,<, >;
  • решать арифметические задачи и записывать решение;
  • сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
  • различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
  • рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
  • преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);
  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
  • измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
  • изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
  • определять время с точностью до получаса;
  • ориентироваться на листе бумаги;
  • определять положение предмета по отношению к другому;
  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • понимать задание и выполнять его самостоятельно;
  • проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
  • самостоятельно формулировать учебные задачи

        

        

III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

N

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Теория

Практика

Всего

1

«Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

2

«Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

3

«Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

4

«Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

5

«Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь».  

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

6

«Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

7

«Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = .

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

8

  «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

9

«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

10

 «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

11

«Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части»

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

12

«Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

13

«Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

14

«Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина – деление предмета на 4 части».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

15

«Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

16

«Знаки <, >. Геометрические игры.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

17

«Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

18

«Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

19

«Число 10. Выкладывание трапеции и з счетных палочек. Нахождение различия в двух похожих рисунках».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

20

«Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

21

«Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

22

«Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

23

«Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

24

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

25

«Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник ».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

26

«Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

27

«Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

28

«Сложение числа 10 из двух меньших. Решение математической загадки. Круг, овал, треугольник».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

29

«Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Квадрат, прямоугольник, треугольник».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

30

«Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

31

«Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

32

«Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ».

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

33

«Знакомство с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – март, апрель».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

34

«Стихи о цифрах от 1 до 10. Закреплние».

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

2 год обучения

N

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Входная диагностика.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

2

Числа и цифры от 1 до 10. Математическая загадка. Знаки«<»,«>». Работа со счётными палочками.  Квадрат, прямоугольник.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

3

Знаки «=», « #», «- «. Математические задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка на листе бумаги.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

4

Счёт по образцу и названному числу. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во времени: части суток.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

5

Знаки«<»,«>»,«=», « #». Соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа шесть из двух меньших. Треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

6

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ознакомление с часами.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

7

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Дни недели. Положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

8

Порядковый счет. Счет по названному числу. Состав числа из двух меньших. Овал. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

9

Арифметические задачи. Решение примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

10

Цифры от 1 до 9. Числа 10,11. Часы, определение времени. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

11

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математическая загадка. Отношения между числами. Состав числа из двух меньших. Рисование символического изображения животных.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

12

Число 12. Дорисовывание кругов до знакомых предметов. Определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

13

Отношения между числами. Математическая загадка. Состав числа из двух меньших. Величина: измерение длины отрезка. Осенние месяцы.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

14

Число 13. Математическая задача. Решение примеров. Рисование в тетради в клетку. Логическая задача: разделение предмета на части.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

15

Решение примеров. Знаки «+», «-«. Соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина: выше, глубже. Элементы треугольника (вершина, стороны, углы). Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

16

Число 14. Дни недели. Логическая задача: сравнение, установление последовательности событий.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

17

Счёт по образцу и названному числу. Арифметическая задача. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

18

Число 15. Соотнесение количества предметов с цифрой. Рисование символического изображения кошки.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

19

Числа от 1 до 15. Решение примеров. Дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

20

Число 16. Величина: измерение линейкой. Определение времени по часа. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

21

Математическая загадка. Знаки «+», «-«. Состав числа из двух меньших. Дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

22

Число 17. Решение примеров. Счёт по образцу и названному числу. Часы (стрелки, циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

23

Число 17. Рисование символического изображения собачки. Ориентировка на листе бумаги.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

24

Число 18. Состав числа из двух меньших. Счёт по названному числу. Вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

25

Число 18. Решение примеров. Времена года. Ориентировка на листе бумаги.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

26

Число 19. Состав числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по величине. Установление последовательности событий.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

27

Число 19. Величина: измерение линейкой. Дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

28

Число 20. Решение примеров, задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

29

Решение арифметической задачи, примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Работа в тетради в клетку. Логическая задача.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

30

Знаки «=», «-«. Математическая загадка. Соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой. Определение времени  на часах.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

31

Соотнесение количества предметов с числом, решение примеров. Квадрат, треугольник, прямоугольник. Дни недели.

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

32

Соответствие между количеством предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача: установление связей и зависимостей.

10 мин

15 мин

50 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

33

Повторение изученного материала

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

34

Итоговое занятие

«И прекрасна, и сильна Математики страна»

10 мин

15 мин

25 мин

Конкурсы, игры, традиционные, практические

IV.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

С учётом принципа дифференциации по уровням сложности

1-ый год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу;
  • понимать независимость числа от величины, расстояния,
    пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

  • воспроизводить количество движений по названному числу;
  • писать цифры от 1 до 9 и число 10;
  • отгадывать математические загадки;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
  • из неравенства делать равенство;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

  • со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
  • математическими знаками +,-,=,<,>.

ВЕЛИЧИНА

Учить:

  • располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
  • делить предмет на 2, 4 и более частей;
  • понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать: глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

  • с геометрической фигурой — трапецией;
  • тетрадью в клетку.

Учить:

  • преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
    символические изображения предметов из геометрических фигур;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция),символические изображения предметов (домик, лодка,елочка).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:

  • называть последовательно дни недели;
  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.        

Познакомить с названиями месяцев.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

  • обозначать словами положение предмета по отношениюк себе, другому лицу;
  • ориентироваться в тетради в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

2-ой год обучения

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

Закрепить:

  • умение писать цифры от>1 до 9 и число 10;
  • представления о цифрах от 0 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств;
  • умение делать из неравенства равенство.


Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу в пределах 10;
  • понимать независимость числа от величины, расстояния,
    пространственного расположения предметов, направлений счета;
  • сравнивать группы разнородных предметов;
  • отгадывать математические загадки;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр, чисел;
  • правильно использовать и писать математические знаки +, -, =,< ,>;
  • сравнивать количество предметов и записывать соотношения при помощи знаков и цифр;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
  • решать арифметические задачи, примеры на сложение и вычитание;
  • решать логические задачи.

  • Учить:
  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
  • определять место того или иного числа в ряду (10—20) по его отношению к предыдущему и последующему числам;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 20, правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?;
  • воспроизводить количество движений по названному числу.

Продолжать знакомить:

  • с составом числа из двух меньших (до 10);
  • стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых присутствуют числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года).

Познакомить:

  • с числами от 11 до 20 и новой счетной единицей — десятком;
  • числами второго десятка и их записью.

ВЕЛИЧИНА

Продолжать учить:

  • раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще меньше, самый маленький, высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
  • делить предмет на 2, 4, 6, 8 и более частей и понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Учить:

  • измерять линейкой, определять результаты измерения в сантиметрах;
  • изображать отрезки заданной длины с помощью линейки.
    Развивать глазомер.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Закрепить:        

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция);
  • умение дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

Продолжать учить:

  • рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, трапецию);
  • преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания).

Учить:

  • классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине);
  • называть и показывать элементы геометрических фигур (вершины, стороны, углы).

Познакомить с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник, шестиугольник).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

Закрепить и углубить временные представления о частях суток, днях недели, временах года, месяцах.

Продолжать учить устанавливать различные временные отношения.

Познакомить с часами (стрелки, циферблат).

Учить определять время с точностью до получаса.

ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ

Закрепить:

  • умение ориентироваться на листе бумаги;
  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (справа, слева, впереди, сзади).

Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Продолжать учить:

  • решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
  • устанавливать конкретные связи и зависимости.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь».

кабинет

беседа

2

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 1.Величина. Логическая задача на установление закономерности. Знакомство с первым месяцем осени – сентябрь».

кабинет

беседа

3

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе».

кабинет

беседа

4

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 2. Знаки +,=. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Ориентировка на листе».

кабинет

беседа

5

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат».

кабинет

беседа

6

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3. Соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача на установление закономерностей. Квадрат».

кабинет

беседа

7

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина».

кабинет

беседа

8

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3.4. Соотнесение количества предметов и цифр. Величина».

кабинет

беседа

9

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь».  

кабинет

беседа

10

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4,5. Независимость числа от величины предметов. Сложение числа 5 из двух меньших. Знакомство с названием месяца - октябрь».  

кабинет

беседа

11

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

кабинет

беседа

12

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 6. Сложение числа 6 из двух меньших. Понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

кабинет

беседа

13

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = .

кабинет

беседа

14

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 4,5,6. Знаки < , >, = .

кабинет

беседа

15

15.30

игра

25 мин

  «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки».

кабинет

беседа

16

15.15

игра

25 мин

  «Числа и цифры 4,5,6. Установление соотнесения между числом, и количеством предметов. Загадки».

кабинет

беседа

17

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь».

кабинет

беседа

18

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0. Знак -. Геометрические фигуры. Знакомство с названием месяца - ноябрь».

кабинет

беседа

19

15.15

игра

25 мин

 «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ».

кабинет

беседа

20

15.15

игра

25 мин

 «Числа и цифры 0,4,5,6. Решение задач. Знаки -, < , > ».

кабинет

беседа

21

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части»

кабинет

беседа

22

15.15

игра

25 мин

«Число и цифра 7. Знаки +,=. Математическая загадка. Деление квадрата на 2,4 части»

кабинет

беседа

23

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели».

кабинет

беседа

24

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1,2,3,4.5.6.7. Сложение числа 7 из двух меньших. Дни недели».

кабинет

беседа

25

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь».

кабинет

беседа

26

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1-8. Знаки =,+.знакомство с названием месяца –декабрь».

кабинет

беседа

27

15.15

игра

25 мин

«Порядковый счет. Сложение числа 8 из двух меньших. Величина – деление предмета на 4 части».

кабинет

беседа

28

15.15

игра

25 мин

«Решение примеров. Ориентировка в пространстве. Овал».

кабинет

беседа

29

15.15

игра

25 мин

«Знаки <, >. Геометрические игры.

кабинет

беседа

30

15.15

игра

25 мин

«Знаки <, >. Геометрические игры.

кабинет

беседа

31

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь.

кабинет

беседа

32

15.15

игра

25 мин

«Числа и цифры 1-9. Высокий, низкий. Ориентировка во времени – дни недели. Знакомство с названием месяца – Январь.

кабинет

беседа

33

15.15

игра

25 мин

«Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат».

кабинет

беседа

34

15.15

игра

25 мин

«Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Квадрат».

кабинет

беседа

35

15.15

игра

25 мин

«Число 10. Выкладывание трапеции и з счетных палочек. Нахождение различия в двух похожих рисунках».

кабинет

беседа

36

15.15

игра

25 мин

«Цифры от 1 до 10. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры».

кабинет

беседа

37

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль».

кабинет

беседа

38

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи. Соотнесение числа и цифры. Знаки +, -. Знакомство с названием месяца - февраль».

кабинет

беседа

39

15.15

игра

25 мин

«Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками».

кабинет

беседа

40

15.15

игра

25 мин

«Решение задач на сложение и вычитание. Порядковый счет. Работа со счетными палочками».

кабинет

беседа

41

15.15

игра

25 мин

«Решение примеров на сложение и вычитание. Составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве».

кабинет

беседа

42

15.15

игра

25 мин

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.».

кабинет

беседа

43

15.15

игра

25 мин

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Знаки <, >. Ориентировка во времени - дни недели.».

кабинет

беседа

44

15.15

игра

25 мин

«Решение задач на сложение и вычитание. Знакомство с названием месяца – март. Четырехугольник, шестиугольник ».

кабинет

беседа

45

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».

кабинет

беседа

46

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи на вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Ориентировка во времени – части суток. Понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».

кабинет

беседа

47

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года».

кабинет

беседа

48

15.30

игра

25 мин

«Решение задачи. Отгадывание загадок. Порядковый счет. Дни недели, времена года».

кабинет

беседа

49

15.15

игра

25 мин

«Сложение числа 10 из двух меньших. Решение математической загадки. Круг, овал, треугольник».

кабинет

беседа

50

15.15

игра

25 мин

«Решение задач. Знакомство с названием месяца – апрель. Квадрат, прямоугольник, треугольник».

кабинет

беседа

51

15.15

игра

25 мин

«Порядковый счет. Решение математической загадки. Ориентировка в пространстве».

кабинет

беседа

52

15.15

игра

25 мин

«Порядковый счет. Сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры».

кабинет

беседа

53

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ».

кабинет

беседа

54

15.15

игра

25 мин

«Решение задачи, примеров. Соотнесение цифры с количеством предметов ».

кабинет

беседа

55

15.15

игра

25 мин

«Знакомство с названием месяца – май. Закрепление знаний о месяцах – март, апрель».

кабинет

беседа

56

15.15

игра

25 мин

«Стихи о цифрах от 1 до 10. Закреплние».

кабинет

беседа

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:

Занятия проводятся в кабинете логопеда, 2 раза в неделю во второй половине дня  по 25 минут.  Занятия проводятся с подгруппой воспитанников (5 человек) в форме игры.

Перечень оборудования учебного помещения:

Столы, стулья, доска, магнитная доска, шкафы для хранения дидактического материала, наборное полотно, мольберт,

бумага, карандаши простые, карандаши цветные, мел.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Виды дидактического материала:

  • схематический или символический (таблицы, схемы, планы, ребусы, кроссворды)
  • картинный и картинно-динамический (сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года, герои к сказкам «Кошкин дом», «Колобок», «Репка».
  • дидактические пособия (геометрические фигуры, набор цифр от 1 до 20, знаки, символы, головоломки, лабиринты, пазлы, ребусы, планы, счётные палочки, модель часов, кубики Никитина, «чудесный» мешочек)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 368 с.

2.Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 88 с.

     3.Я запоминаю цифры», Колесникова Е.В.

     4.«Я считаю до 10» Колесникова Е.В. рабочая тетрадь для детей 5-6 лет.

     5. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с. Н. С. Голицына

     6. Математика для малышей. Старшая группа. Серия «Рабочие тетради к программе «От рождения до школы»» под

     под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. ООО МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

7.Математика вокруг нас. Е.В. Колесникова

     8. Демонстрационный материал. Математика для детей 5—6 лет. Е. В. Колесникова Москва. ТЦ Сфера 2014г.

     9.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.:Ювента, 2013.- 96 с.

    10. Колесникова Е.В . Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.

    11. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 5-7 лет. М.: Ювента, 2013. – 32 с.

    12. Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу по математике для детей 6-7 лет. –  

          М.: Ювента, 2013. – 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселая математика"

На дополнительных занятиях дети в игровой форме изучали состав числа,знакомились с понятиями длина,объем,площадь. Решали логические ребусы,составляли фигуры "Танграм"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Увлекательная математика"

Дополнительная общеобразовательная программа  «Увлекательная математика» является авторской. Направленность программы  - естественнонаучная. Занимательный математический мат...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...