Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Царева Елена Николаевна

Кружковая программа по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занимательная математика525 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленное подразделение

«Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

ПРИНЯТ

Педагогическим советом

ОП «Д/С «Светлячок»

комбинированного вида»

Протокол №1 от __ 08.2019г

             

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Занимательная математика»

Срок реализации 1 год

 

Автор- составитель:

Воспитатель  первой кв.категории

ЦареваЕ.Н.

Ковылкино 2019

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел………………………………………………………....................

3

1.1.

Пояснительная записка……………………………………………………………

3

1.2.

Цели и задачи реализации программы…………………………………………...

5

1.3.  

Планирование и принципы образовательной деятельности………....................

5

1.4.  

Возрастные особенности дошкольников…………………………………………

6

1.5.

Предполагаемый результат обучения…………………………………………….

7

2.

Содержательный  раздел………………………………………………………..

9

2.1.

Содержание обучения……………………………………………………………..

9

2.2.  

Календарный учебный график ……………………..………………....................

10

2.3.  

Учебный план ……………………..………………………………………………

14

2.4.

Перспективно-тематический план ……………………..………………………..

15

3.

Организационный раздел……………………………………………………….

19

3.1.

Организация ППРС по математическому развитию…………..………………..

19

3.2.

Методические рекомендации по реализации программы ……………………

19

3.3.

Материально-техническое обеспечение программы……………………………

20

3.4.

Методическое обеспечение программы………………………………………….

20

4.

Краткая презентация программы ………………...…………………………...

22

Приложения

Приложение 1. Диагностическая карта

математического развития детей 6-7 лет……………………………………….

24

Приложение 2. Образец согласия родителей (законных представителей) воспитанников о разрешении посещения  занятий по дополнительному образованию……………………………………………………………………………...

27

Список используемой литературы…………………………………………………..

28

   

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

      В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

     Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

    Разработка программы «Занимательной математики» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания  в  познавательном развитии дошкольников.            

    Разработанная  программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.

Актуальность программы

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Направленность Программы  

      Образовательная программа по дополнительному образованию «Занимательная математика» имеет познавательную направленность.

Новизна 

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

     Педагогическая целесообразность

     Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

     В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик  формирования у дошкольников элементарных математических представлений и  практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

   

1.2. Цель и задачи программы

    Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей 5-7 лет через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

    Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

1.3. Планирование и принципы образовательной деятельности.

    Программа предполагает работу с детьми от 6 до 7 лет с письменного согласия родителей (законных представителей).

    Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия с детьми подготовительной группы – 30 мин., что соответствует требованиям СанПиН2.4.1.3049-13.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения по 36 часов в год. Большую часть Программы составляют практические занятия.

   Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

    Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

    В основу работы по программе положены следующие принципы:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

    Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

         Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

1.4. Возрастные особенности развития детей.

     К подготовительной к школе группе игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

1.5.Предпологаемый результат обучения

    К концу обучения по программе «Занимательная математика» у детей должны быть развиты:

- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;

- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;

- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;

- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;

- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;

- желание заниматься математической деятельностью.

К концу подготовительной к школе группы дети должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче)  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;

– делить предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;

–  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

–  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание обучения

    Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10.

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

   Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

    Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

    Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

   Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

   Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.

2.2. Календарный учебный график.

Месяц

Неделя

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Название темы

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Вводное занятие «Выложи сам»

Групповая комната

Беседа, опрос

2

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Коврик для куклы

Групповая комната

Беседа, опрос

3

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Магазин ковров

Групповая комната

Беседа, опрос

4

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Архитектор

Групповая комната

Беседа, опрос

5

Октябрь

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Что такое длина, ширина, высота

Групповая комната

Беседа, опрос

6

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Волшебная палитра

Групповая комната

Беседа, опрос

7

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Угадай, что спрятано

Групповая комната

Беседа, опрос

8

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Угадай, как нас зовут

Групповая комната

Беседа, опрос

9

Ноябрь

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Трудные виражи

Групповая комната

Беседа, опрос Беседа, опрос

10

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Пляшущие человечки

Групповая комната

Беседа, опрос

11

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Где ошибся Буратино?

Групповая комната

Беседа, опрос

12

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Пары картинок

Групповая комната

Беседа, опрос

13

декабрь

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Запишем сказку

Групповая комната

Беседа, опрос

14

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Водители

Групповая комната

Беседа, опрос

15

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Собери пирамиду

Групповая комната

Беседа, опрос

16

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Что значат знаки?

Групповая комната

Беседа, опрос

17

январь

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Говорящие рисунки

Групповая комната

Беседа, опрос

18

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Дома зверей

Групповая комната

Беседа, опрос

19

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Бывает - не бывает

Групповая комната

Беседа, опрос Беседа, опрос

20

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

 Нарисуй и построй

Групповая комната

Беседа, опрос

21

февраль

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Что плавает, что тонет?

Групповая комната

Беседа, опрос

22

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Секреты

Групповая комната

Беседа, опрос

23

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Четвертый лишний

Групповая комната

Беседа, опрос

24

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Чудесные превращения

Групповая комната

Беседа, опрос

25

март

1 неделя

15. 50

Чтение сказок, инсценировка их, обсуждение

1

Волшебный лес

Групповая комната

Беседа, опрос

26

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Задом наперед

Групповая комната

Беседа, опрос

27

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Поезд

Групповая комната

Беседа, опрос

28

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Изобретатель

Групповая комната

Беседа, опрос

29

апрель

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Назови соседей

Групповая комната

Беседа, опрос

30

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Угадай

Групповая комната

Беседа, опрос

31

3 неделя

15. 50

Чтение сказок, инсценировка их, обсуждение

1

Волшебник

Групповая комната

Беседа, опрос

32

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Разноцветные цепочки

Групповая комната

Беседа, опрос

33

май

1 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Найди ошибки

Групповая комната

Беседа, опрос

34

2 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Звезды в небе

Групповая комната

Беседа, опрос

35

3 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Разные дома

Групповая комната

Беседа, опрос

36

4 неделя

15. 50

Беседа, практическая работа

1

Перевертыши

Групповая комната

Беседа, опрос

2.3. Учебный план.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Выложи сам

1

0,5

0,5

2

Коврик для куклы

1

0,5

0,5

3

 Магазин ковров

1

0,25

0,75

4

Архитектор

1

0,25

0,75

5

Что такое длина, ширина, высота

1

0,25

0,75

6

Волшебная палитра

1

0,25

0,75

7

Угадай, что спрятано

1

0,25

0,75

8

Угадай, как нас зовут

1

0,25

0,75

9

Трудные виражи

1

0,25

0,75

10

Пляшущие человечки

1

0,25

0,75

11

Где ошибся Буратино?

1

0,25

0,75

12

Пары картинок

1

0,25

0,75

13

Запишем сказку

1

0,25

0,75

14

Водители

1

0,25

0,75

15

Собери пирамиду

1

0,25

0,75

16

Что значат знаки?

1

0,25

0,75

17

Говорящие рисунки

1

0,25

0,75

18

Дома зверей

1

0,25

0,75

19

Бывает - не бывает

1

0,25

0,75

20

Нарисуй и построй

1

0,25

0,75

21

Что плавает, что тонет?

1

0,25

0,75

22

Секреты

1

0,25

0.75

23

Четвертый лишний

1

0,5

0,75

24

Чудесные превращения

1

0,5

0,75

25

Волшебный лес

1

0,5

0,75

26

Задом наперед

1

0,5

0,75

27

Поезд

1

0,5

0,75

28

Изобретатель

1

0,5

0,75

29

Назови соседей

1

0,5

0,75

30

Угадай

1

0,5

0,75

31

Волшебник

1

0,5

0,75

32

Разноцветные цепочки

1

0,5

0,75

33

Найди ошибки

1

0,5

0,75

34

Звезды в небе

0,25

0,75

35

Разные дома

1

0,25

0,75

36

Перевертыши

1

0,25

0,75

Итоговое занятие – праздник «Страна математике».

1

0,25

0,75

Итого

36

9

27

2.4. Перспективно-тематический план

Сроки

проведения

Кол-во часов

Тема занятий:

Программное содержание

Сентябрь

1

1. Выложи сам

1.Учить анализировать форму предмета.

2. Развивать восприятие и внимание.

1

2. Коврик для куклы

1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать внимание, мышление.

1

3. Магазин ковров

1.Учить находить изображение по описанию.

2. Развивать внимание, мышление.

1

4. Архитектор

1. Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту.

2. Развивать внимание, мышление.

Октябрь

1

5. Что такое длина, ширина, высота

1.Учить анализировать отдельные признаки предмета.

2. Развивать мышление и восприятие.

1

6. Волшебная палитра

1. Продолжать учить получать различные оттенки одного цвета.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

7. Угадай что спрятано

1.Учить представлять предметы по их словесному описанию.

2. Развивать восприятие внимание.

1

8. Угадай, как нас зовут

1.Учить точно, выполнять правила игры, умение выделять первый звук в слове.

2. Развивать слуховое внимание.

Ноябрь

1

9. Трудные виражи

1. Учить проводить непрерывную линию.

2. Развивать точность движений, мелкую моторику рук.

1

10. Пляшущие человечки

1. Учить выделять заданные объекты, умение пользоваться рисунком-схемой.

2. Развивать внимание.

1

11. Где ошибся Буратино?

1. Учить точно, следовать словесным заданиям, уметь находить ошибки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

1

12. Пары картинок

1. Учить устанавливать смысловые  связи между предметами.

2. Развивать внимание, воображение.

Декабрь

1

13. Запишем сказку

1.Учить составлять сказку, опираясь на рисунок-схему.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

14. Водители

1.Учить различать дорожные знаки, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать мышление, внимание.

1

15. Собери пирамиду

1.Продолжать учить выполнять задание в соответствии с рисунком-схемой.

2. Развивать образное представление, внимание.

1

16. Что значат знаки?

1. Учить различать дорожные знаки, уметь определять их значение, опираясь на рисунки-символы.

2. Развивать мышление, образное представление.

Январь

1

17. Говорящие рисунки

1.Учить придумывать и зарисовывать рисунки-схемы.

2. Развивать творческие способности, воображение.

1

18. Дома зверей

1.Учить соотносить предметы по размеру.

2. Развивать внимание, восприятие.

1

19. Бывает - не бывает

1.Учить внимательно, слушать задание, четко его выполнять.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

20. Нарисуй и построй

1Учить создавать постройку по рисунку-чертежу, видеть соответствие одного другому.

2. Развивать внимание, пространственное воображение.

Февраль

1

21. Что плавает, что тонет?

1.Учить делать элементарные умозаключения в ходе эксперимента.

2. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление.

1

22. Секреты

1.Учить пользоваться планом, ориентироваться в пространстве.

2. Развивать логическое мышление, воображение.

1

23. Четвертый лишний

1.Продолжать учить классифицировать предметы, обосновывать свое решение.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

24. Чудесные превращения

1.Учить в деталях, видеть целое и уметь дорисовывать их.

2. Развивать творческое мышление, воображение.

Март

1

25. Волшебный лес

1. Учить создавать рисунок-схему, на основе своего рассказа.

2. Развивать воображение, творческие способности.

1

26. Задом наперед

1.Учить делать элементарные умозаключения, действуя «задом наперед».

2. Развивать логическое  мышление, воображение.

1

27. Поезд

1.Учить анализировать предметы по отдельным признакам, объясняя свое решение.

2. Развивать логическое мышление.

1

28.Изобретатель

1.Учить анализировать назначение предметов, создавать  предметы двойного назначения.

2. Развивать воображение, творческое мышление.

Апрель

1

29. Назови соседей

1.Учить называть предыдущее и последующее число.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление.

1

30. Угадай

1.Учить решать  задачи, определяя состав числа.

2. Развивать внимание, логическое мышление.

1

31. Волшебник

1.Учить  определять заданное слово по набору картинок, выделяя первый звук.

2. Развивать слуховое внимание.

1

32. Разноцветные цепочки

1.Учить располагать предметы в заданной последовательности, используя «Блоки Дьенеша».

2. Развивать внимание,  логическое мышление.

Май

1

33. Найди ошибки

1.Учить сравнивать рисунок и схему.

2. Развивать воображение, наглядно-образное мышление.

1

34. Звезды в небе

1.Учить соотносить схематическое изображение с художественным.

2. Развивать внимание, наглядно – образное мышление.

1

35. Разные дома

1.Учить сравнивать рисунок и чертеж предмета.

2. Развивать внимание, наглядно- образное мышление.

1

36. Перевертыши

1. Продолжать учить создавать образы на основе рисунка-схемы.

2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация предметно-пространственной - развивающей среды по математическому  развитию.

При планировании работы большое внимание уделяется созданию предметно – развивающей среды.

В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог самостоятельно, в процессе решения логических задач, соответствующих его возрасту осуществлять интеграцию известных ему способов, или конструировать новые способы, или строить новый тип делового партнерства со сверстниками.

В группе есть центр логического развития с набором различных материалов, предметов, картинок для классификации, сериации и родовидовой дифференциации, с набором дидактических и развивающих, настольных игр и энциклопедической литературой, с набором моделей, заместителей, схем.

3.2. Методические рекомендации по реализации программы.

Работа по математическому воспитанию ведется по следующим направлениям:

Работа с педагогами;

Работа с родителями;

Работа с детьми.

Работа с педагогами:

Для решения задачи по повышению уровня педагогического мастерства воспитателей используются разнообразные формы работы с педагогами: консультации, индивидуальные беседы, семинары-практикумы, мастер-классы. Все это способствует пополнению недостающей информацией теоретические и практические знания педагогов,  а также расширению, углублению  и систематизации этих знаний. Эти формы работы позволяют более глубоко вникнуть воспитателям в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Работа с родителями:

Вся работа по развитию у дошкольников математических качеств ведется вместе с родителями: педагог сообщает им о достижениях и проблемах детей, обучает родителей приемам и методам математического развития в семье. С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в развитии математических качеств используются  следующие методы:

- участие педагога в общих и групповых родительских собраниях;

- консультации в семье и детском саду;

- дни открытых дверей;

- проведение совместных мероприятий (конкурсов, тематических родительских семинаров-собеседований, совместно организованные с родителями викторины);

- анкетирование и родителей;

- использование наглядности.

Работа с детьми:

При организации образовательной деятельности стоит учитывать, что у детей дошкольного возраста преимущественно преобладает:

- непроизвольное внимание, восприятие, основанное на эмоциях;

- преобладает непроизвольное воображение;

 - преобладает наглядно-образное мышление, значит, необходимо использовать как можно больше наглядных пособий, а для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы по установлению причинно-следственных связей.

Отличительной особенностью программы является то, что в ней присутствует православный компонент и в основу ее изучения положен православный календарь праздников и естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, труда, продуктивной художественной деятельности. Такой порядок освоения программы удобен при планировании, а также способствует развитию традиционного духовного уклада жизни семьи и ребенка.

Работая с детьми, активно используются разнообразные формы и методы проведения занятий: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Помещение:   Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Игры и канцелярские принадлежности  находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.

Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности.

Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.  

3.4. Методическое обеспечение программы

Методическое сопровождение

– консультация для родителей «Занимательная математика дома»,

– электронные математические игры для дошкольников;

– видео-презентации.

Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

геометрические фигуры и тела;

Танграм;

наборы разрезных картинок;

сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

полоски, ленты разной длины и ширины;

цифры от 1 до 9;

игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;

фланелеграф, мольберт;

чудесный мешочек;

Пифагор;

блоки Дьенеша;

пластмассовый и деревянный строительный материал;

геометрическая мозаика;

счётные палочки;

предметные картинки;

знаки – символы;

игры на составление плоскостных изображений предметов;

обучающие настольно-печатные игры по математике;

мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

геометрические мозаики и головоломки;

занимательные книги по математике;

задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

простые карандаши; наборы  цветных карандашей;

линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

небольшие ножницы;

наборы цветной бумаги;

счетный материал;                                

наборы цифр;

конспекты.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

   

4. Краткая презентация программы дополнительного образования

    Программа математического кружка «Занимательная математика» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика». Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?»  О.М. Дьяченко,  Е.Л. Агаева.

     Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей 5-7 лет через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Новизна 

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа ориентирована на  детей от 6 до 7-и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:

         Математический кружок работает 1 раз в неделю по 30 минут, всего 36  занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 16 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Формы обучения: занятия математического содержания.

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Диагностическая карта математического развития детей 6-7  лет

(оценка осуществляется 2 раза в год).

Способы определения результативности

Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Виды контроля

Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:

Текущая – на каждом педагогическом мероприятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.

Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                              

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по познавательному развитию детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

 Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие ребенком математической задачи воспитателя (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

Практические и умственные учебные действия, выполняемые старшим дошкольником в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор ребенком необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) ребенок предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.

                                

Ф.И.

ребенка

Восприятие математической задачи и ориентировочная

основа деятельности

Практические

и умственные

 учебные действия

Состояние

самоконтроля

а

б

а

б

в

г

д

а

б

в

Диагностика математических умений.

Цель: выявление математических умений.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Заполнение диагностической карты.

Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в пространстве

Логические задачи

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В. высокий  

С.средний  

Н. низкий

Формы подведения итогов

реализации Программы:

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются: математический  КВН, математическая викторина, мини-олимпиада.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Заведующему ОП «Д/с  «Светлячок»

                                                 комбинированного вида»

Князевой Р.Н.

от  _______________________________

                                                                                                                     (Ф.И.О. родителя)

Согласие

родителей (законных представителей) воспитанников о разрешении посещения  занятий по дополнительному образованию

«Занимательная математика»

Я _____________________________________________________________

(Ф.И.О. родителя (законного представителя) полностью)

разрешаю / не разрешаю (нужное подчеркнуть)    своему ребенку

_______________________________________________________________

(Ф.И.ребенка, год рождения)

посещать занятия по дополнительному образованию «Занимательная математика»,  проводимые  во 2 половине дня 1 раз в неделю в ДОУ.

Число__________________                                Подпись________________

Список литературы

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,  2001. – 404 с.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.

Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

Михайлова  З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.

 Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.

 Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

 Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

 Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

 Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.

 Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ре­бенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического ос­воения математических поня...

Дополнительная общеобразовательная программа "Веселая математика"

На дополнительных занятиях дети в игровой форме изучали состав числа,знакомились с понятиями длина,объем,площадь. Решали логические ребусы,составляли фигуры "Танграм"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

На сегодняшний день современному обществу необходимы  любознательные, активные, физически развитые, способные  решать интеллектуальные и личностные задачи, члены общества.  Современные ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Увлекательная математика"

Дополнительная общеобразовательная программа  «Увлекательная математика» является авторской. Направленность программы  - естественнонаучная. Занимательный математический мат...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"

Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"...