Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"
методическая разработка (средняя группа)

Иванова Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная программа "Математика вокруг нас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Учебный план…………………………………………………………………6

3. Содержание программы………………………………………………………10

4. Планируемые (ожидаемые)  результаты……………………………………19

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы…………………...20

6. Методические материалы ……………………………………………………21

7. Организационно-педагогические условия…………………………………..24

    7.1. Календарный учебный график…………………………………………..24

    7.2.Материально-технические условия……………………………………...24

    7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы………………………..25

    7.4. Список учебно-методической литературы……………………………..25

  1. Пояснительная записка

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты. Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

  • оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;
  • сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
  • проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
  • рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Содержание программы направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления – способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Перечень нормативно-правовых актов

Дополнительная общеобразовательная программа «Математика вокруг нас» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч.11 ст. 13
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Цель и задачи программы

Цель программы – овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности «Математика вокруг нас». 

Задачи:

  • Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
  • Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
  • Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда.
  • Формирование позитивного отношения к освоению логики; развитие интеллектуального, эмоционального, социально-личностного компонента.
  • Активизировать проявление инициативы в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата.
  • Формировать умение рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог с взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Адресат программы

Программа адресована дошкольникам 4-5 лет.

Количество детей в группе: 10-25 человек

Уровень программы, объем и срок реализации

Срок реализации программы: 8 месяцев

Объем программы: количество учебных часов - 32

Условия реализации Программы

Формы обучения: подгрупповая, очная, во вторую половину дня

Режим занятий: 1 раз в неделю, всего 32 занятия в год.

Продолжительность занятий: 20 мин.

Уровень программы: стартовый

Место проведения: групповая комната.

  1. Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля (аттестации)

всего

теория

практика

1

Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Большой и маленький.

Круг (находить среди множества фигур).

Быстро, медленно.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

2

Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки.

Времена года (осень).

Слева, справа.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

3

Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Большой, поменьше, самый маленький.

Квадрат (находить среди множества фигур).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

4

Счет по образцу, сравнение чисел 4-5.

Части суток.

Слева, посередине, справа.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

5

Знакомство с цифрой 1.

Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

6

Закрепить знания о цифре 1.

Большой, поменьше, маленький, одинакового размера.

Треугольник (находить среди множества фигур).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

7

Знакомство с цифрой 2.

Вчера, сегодня, завтра.

Ближе, дальше.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

8

Закрепить знания о цифре 2. Короткий, длинный.

Овал (находить среди множества фигур).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

9

Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

10

Закрепление знания о цифрах 1, 2, 3.

Высокий, низкий..

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

11

Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4.

Прямоугольник (находить среди множества фигур).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

12

Независимость числа от пространственного расположения предметов.

Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Положение предметов по отношению к себе.

Круг, овал.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

13

Знакомство с цифрой 4. Большой, поменьше, самый маленький.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

14

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Влево, вправо.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

15

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3-4.

Далеко, близко.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

16

Соотнесение цифры с количеством предметов.

Вверху, внизу, слева, справа, под.

Квадрат, прямоугольник.

Времена года (зима, весна, лето, осень).

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

17

Знакомство с цифрой 5.

Слева, посередине, справа.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

18

Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

19

Знакомство с порядковыми числительными.

Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

20

Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

21

Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.

Установление последовательности событий (части суток).

Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», « самый узкий».

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

22

Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

23

Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

24

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Слева, посередине, справа.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

25

Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

26

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Развитие глазомера.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

27

Закрепление знаний о порядковом счете.

Определять пространственное расположение предметов по отношению к себе.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

28

Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

29

Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.

Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

30

Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.

Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

31

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка.

Слева, справа.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

32

Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах.

Широкий, узкий.

Времена года.

1

0,5

0,5

Беседа, наблюдение, выполнение задания, решение логических задач

3. Содержание Программы

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

Вводное занятие

(диагностика)

Знакомство детей с новым видом деятельности,

Выявление уровня развития математических способностей и ЗУНов у детей 3-4 лет

Количество и счет. Один и много, сравнение множеств и установление соответствия между ними.

Величина. Большой и маленький.

Геометрические фигуры. Круг (находить среди множества фигур).

Ориентировка во времени. Быстро, медленно.

закреплять умение сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, а где много;

считать предметы (в пределах 2), пользуясь правильными приемами счета;

считать слева направо, называть числительные по порядку, согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже;

сравнивать две группы предметов, устанавливать равенство между ними;

сравнивать знакомые предметы по величине (большой, маленький), объединять предметы по этому признаку;

учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

закреплять знания о геометрической фигуре круг (находить среди других геометрических фигур);

формировать представление, что круги могут быть разного размера;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Сравнение чисел 3-4, счет по образцу,

загадки.

Ориентировка во времени. Времена года (осень).

Ориентировка в пространстве. Слева, справа.

учить считать предметы (в пределах 4), пользуясь правильными приемами счета;

считать по образцу, устанавливать равенство между двумя группами предметов;

закреплять знания о времени года (осень);

продолжать учить обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

учить ориентироваться на листе бумаги;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Установление соответствия между числом и количеством предметов.

Величина. Большой, поменьше, самый маленький.

Геометрические фигуры. Квадрат (находить среди множества фигур).

Логическая задача. Развитие внимания.

учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;

закреплять умение считать предметы (в пределах 5);

продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), использовать эти слова в речи;

учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому признаку;

закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;

формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;

развивать зрительное внимание;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Счет по образцу, сравнение чисел 4-5. Ориентировка во времени. Части суток.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа.

продолжать учить считать предметы (в пределах 5);

упражнять в сравнении двух групп предметов;

учить добавлять к меньшей группе недостающий предмет;

учить устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов;

закреплять представления о частях суток;

продолжать учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, посередине, справа);

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Октябрь

Количество и счет. Знакомство с цифрой 1.

Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате.

Логическая задача.

учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

познакомить с цифрой 1 как знаком числа 1;

учить писать цифру 1, используя образец;

находить цифру 1 среди множества других цифр;

закреплять умение определять пространственное расположение предметов по отношению к себе (слева, справа, посередине);

учить понимать последовательность расположения геометрических фигур;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 1.

Величина. Большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры. Треугольник (находить среди множества фигур).

закрепить знание о цифре 1;

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

закрепить умение сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, самый маленький), объединять предметы по этому признаку;

закрепить знания о геометрической фигуре треугольник, учить находить его среди множества других;

формировать представление, что треугольники могут быть разного размера;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Знакомство с цифрой 2. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве. Ближе, дальше.

познакомить с цифрой 2;

учить писать цифру 2;

учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра»;

учить различать понятия «далеко», «близко»;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный.

Геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).

закрепить знания о цифре 2;

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

закреплять умение сравнивать знакомые предметы по величине, протяженности (длинный, короткий);

закрепить знания о геометрической фигуре овал, находить его среди множества фигур;

формировать представление, что овалы могут быть разного размера;

формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

Количество и счет. Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени. Времена года (осень).

учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

познакомить с цифрой 3 как знаком числа 3;

учить писать цифру 3 по точкам;

находить цифру 3 среди множества других цифр;

продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3 с количеством предметов;

закрепить знания детей о времени года (осень);

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Закрепления знания о цифрах 1, 2, 3.

Величина. Высокий, низкий. Логическая задача. Развитие внимания.

закрепить знания о числе и цифре 3;

продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов;

закреплять умение писать цифры 1, 2, 3;

закреплять умение сравнивать знакомые предметы по высоте (высокий, низкий), объединять предметы по этому признаку;

развивать внимание при сравнении двух похожих рисунков;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3-4.

Величина. Широкий, узкий.

Геометрические фигуры. Прямоугольник (находить среди множества фигур).

учить отгадывать математические загадки;

продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

упражнять в сравнении двух групп предметов;

развивать представление о равенстве и неравенстве групп предметов;

закреплять умение сравнивать знакомые предметы по ширине (широкий, узкий);

закреплять знания о геометрической фигуре прямоугольник, находить его среди множества других;

формировать представление, что прямоугольники могут быть разного размера;

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства.

Ориентировка в пространстве. Положение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

Геометрические фигуры. Круг, овал.

учить устанавливать равенство между двумя группами предметов, когда предметы расположены непривычно (в круге, квадрате);

учить отсчитывать предметы по образцу;

учить устанавливать равенство и неравенство, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга;

продолжать учить определять положение предметов по отношению к себе;

развивать зрительное внимание;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Декабрь

. Величина. Большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача. Развитие внимания.

учить отгадывать математические загадки на основе зрительно воспринимаемой информации;

познакомить с цифрой 4 как знаком числа 4;

учить обводить цифру 4 по точкам;

находить цифру 4 среди множества других цифр;

учить соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большой», «поменьше», «самый маленький»;

способствовать развитию зрительного внимания;

учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Логическая задача.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

закрепить знания о числе и цифре 4;

продолжать учить соотносить цифры 1, 2, 3, 4 с количеством предметов;

закрепить знания о геометрических фигурах треугольник, прямоугольник;

учить видеть геометрические фигуры в окружающих предметах;

учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо);

формировать умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счет по образцу, сравнение чисел 3-4.

Ориентировка в пространстве. Далеко, близко.

Логическая задача.

учить считать по образцу и названному числу;

учить понимать отношения между числами (3-4);

учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;

учить соотносить цифру с количеством предметов;

формировать пространственные представления (далеко, близко);

закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;

учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

формировать умение понять учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Соотнесение цифры с количеством предметов.

Ориентировка в пространстве. Вверху, внизу, слева, справа, под.

Геометрические фигуры. Квадрат, прямоугольник.

Ориентировка во времени. Времена года (зима, весна, лето, осень).

учить соотносить цифру с количеством предметов;

формировать представление о пространственных отношениях (слева, справа, вверху, перед, посередине);

закреплять знания о геометрических фигурах;

закреплять знания о временах года (зима, весна, лето, осень).

Январь

Количество и счет. Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача.

учить отгадывать математические загадки;

познакомить с цифрой 5;

учить писать цифру 5 по точкам;

учить обозначать словами положение предметов по отношению к себе (слева, справа, спереди, сзади);

закрепить знания о времени года (зима);

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4-5.

Геометрические фигуры. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами.

закреплять умение считать в пределах 5;

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить устанавливать равенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии;

учить видеть геометрические фигуры в контурах окружающих предметов;

раскрыть на конкретном примере понятия «быстро», «медленно»;

Февраль

Количество и счет. Знакомство с порядковыми числительными.

Ориентировка на листе бумаги. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

Геометрические фигуры.

Логическая задача

учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить ориентироваться на листе бумаги;

учить видеть геометрические фигуры в предметах;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самооценки и самоконтроля

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.

Геометрические фигуры. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

Величина. Развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький).

Логическая задача.

продолжать учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить отгадывать математические загадки;

учить понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

учить соотносить количество предметов с цифрой;

учить видеть геометрические фигуры в контурах предметов;

продолжать учить сравнивать предметы разных размеров по величине и объединять их по этому признаку, употреблять эти слова в речи (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький);

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Независимость числа от величины предметов. Порядковый счет.

Логическая задача. Установление последовательности событий (части суток).

Величина. Закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще поуже», « самый узкий».

учить сравнивать количество предметов;

учить понимать независимость числа от величины предметов;

закреплять навыки порядкового счета в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить сравнивать предметы по ширине, выделяя признаки сходства и различия, объединять предметы по этому признаку;

учить решать логическую задачу на установление последовательности событий (части суток);

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, соотнесение цифры с числом. Ориентировка во времени. Вчера, сегодня, завтра. Объемные тела. Шар, куб, цилиндр.

учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;

упражнять в сравнении двух групп предметов;

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», правильно пользоваться этими словами;

закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат;

познакомить с геометрическими телами шар, куб, цилиндр;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Март

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Геометрические фигуры. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.

продолжать учить порядковому счету (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;

закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Ориентировка в пространстве. Слева, посередине, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);

способствовать развитию зрительного внимания;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковых числительных. Счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве. Влево, вправо.

Логическая задача. Установление последовательности событий.

закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить соотносить количество предметов с цифрой;

продолжать учить различать понятия «влево», «вправо»;

учить устанавливать последовательность событий;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Количество и счет. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Математические загадки. Величина. Развитие глазомера. Логическая задача. Развитие внимания.

учить соотносить цифру с количеством предметов;

учить устанавливать равенство групп предметов независимо от их пространственного расположения;

учить отгадывать математические загадки;

учить сравнивать предметы разных размеров по величине;

учить выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку;

учить решать логические задачи на установление закономерностей.

Апрель

Количество и счет. Закрепление знаний о порядковом счете. Ориентировка в пространстве. Определять пространственное

расположение предметов по отношению к себе.

Логическая задача. Развитие внимания.

закреплять навыки порядкового счета (в пределах 5), различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

учить решать логическую задачу на установление последовательности событий;

закреплять умение обозначать словами положение предмета по отношению к себе;

закреплять умение различать и называть времена года (весна, лето, осень, зима);

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самооценки и самоконтроля.

Количество и счет. Счет по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Логическая задача. Развитие внимания.

закреплять умение считать (в пределах 5);

закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;

учить сравнивать числа 4 и 5, развивать представления о равенстве и неравенстве групп предметов;

учить решать логическую задачу на сравнение;

формировать умение понимать учебную задачу и решать ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3, 4, 5.

Порядковый счет.

Логическая задача. Ориентировка на листе бумаги. Слева, справа, вверху, внизу.

закрепить знания о цифрах от 1 до 5;

продолжать учить порядковому счету до 5, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

закреплять умение видеть геометрические фигуры в символических изображениях;

закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счет по образцу.

Геометрические тела. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

Логическая задача. Развитие внимания.

закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов;

закреплять умение видеть в контурах окружающих предметов геометрические тела;

способствовать развитию зрительного внимания;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки

Май

Количество и счет. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Ориентировка в пространстве. Слева, справа. Логическая задача. Развитие внимания.

продолжать учить соотносить цифру и количество предметов;

учить отгадывать математические загадки;

продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя;

учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

формировать навык самоконтроля и самооценки.

Количество и счет. Математическая загадка. Закрепление

знаний о цифрах.

Величина. Широкий, узкий. Ориентировка во времени. Времена года.

продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

продолжать учить отгадывать математические загадки;

закреплять умение понимать отношения между числами; закрепить на конкретных примерах понятия «быстро», «медленно»;

продолжать учить сравнивать предметы по ширине;

продолжать учить решать логические задачи

Закрепление всех изученных тем.

Повторение игр, физкультминуток.

4. Планируемые (ожидаемые) результаты

Предполагается, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у дошкольников средней группы является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу.

Дошкольники, которые научаться логически мыслить, будут обладать следующими качествами:

  • умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

В результате проведения занятий дополнительной общеобразовательной программы дети будут уметь:

  • выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
  • разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • называть главную функцию (назначение) предметов;
  • расставлять события в правильной последовательности;
  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • составлять алгоритм решения логических заданий.

5. Формы аттестации (контроля), оценочные материалы

Мониторинг образовательного процесса проводится два раза в год: сентябрь, май.

Показатели овладения детьми приемами логического мышления:

  • Отношение связей и зависимостей между предметами
  • Геометрические фигуры и тела
  • Пространственные и временные отношения
  • Величины, их связи и зависимости
  • Познавательные и речевые умения
  • Самостоятельность при выполнении заданий
  • Интерес к математическим знаниям

Критерии оценки результатов:

Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности.

Пользуется числами до 10, допускает ошибки при подсчитывании.

Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).

Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

Обобщает группы предметов по количеству, числу, размеру, устанавливает неравенство. Считает до 10.

Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения; сосчитывает предметы до 8.

Устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если. уберем, добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или меньше.

Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.

6. Методические материалы

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:

  • рассматривание,
  • слушание,
  • познавательные беседы,
  • выполнение творческих заданий.

В практике работы используются следующие формы:

  • физкультминутки;
  • пальчиковые игры;
  • малоподвижные игры;
  • беседы
  • конструирование;
  • дидактические игры;

Методы:

  • Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
  • Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
  • Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
  • Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Методические приемы:

  • поддержка ребенка в ситуации неудачи;
  • одобрение поведения;
  • анализ игровой ситуации;
  • постепенное усложнение задачи;
  • анализ образцов поведения сказочных героев.
  • прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
  • тематический просмотр видеозаписей.

Содержание развивающих игр по ФЭМП для детей 4-5 лет

Месяц

Название игры

Цель

Сентябрь

«Цвет и форма»

Упражнять в определении цвета, формы предметов, в нахождении одинаковых форм.

«Сколько?»

Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 5.

«Куда еду?»

Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно называть углы листа бумаги.

Октябрь

«Закрой окошки в домиках»

Упражнять в сравнении геометрических фигур, размера, цвета.

«Какая фигура лишняя?»

Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи.

Домино

Счет в пределах 5. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления.

Лабиринты

Танграм

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Развитие пространственного мышления, умения сравнивать, анализировать. Одновременно усваивает эталоны формы и величины, осознает структуру геометрических фигур.

Ноябрь

«На что похоже?»

Танграм, «Волшебный круг»

Учить видеть в предложенной геометрической фигуре окружающие предметы, похожие по форме.

«Жил-был кружочек»

«Часть и целое»

Учить соотносить величину, размер, цвет. Развитие глазомера, внимания, мышления, памяти. Учить видеть часть предмета и предмет в целом виде.

«Веселое лото»

Счет в пределах 10. Учить сравнивать. Развитие памяти, внимания, мышления.

«Разноцветные узоры»

Учить ориентировать по схеме при составлении узора. Ориентировка на листе бумаги.

Декабрь

Логические блоки Дьенеша

Закрепление знаний о геометрических фигурах, величине, форме, цвете.

«Раз, два сосчитай»

Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10.

«Где Я?»

Упражнять детей в ориентировке относительно другого человека, предмета.

Январь

«Чем мы похожи?» («Танграм», «Волшебный круг»)

Упражнять детей в умении сравнивать предметы, находить сходства и различия.

«Одно свойство»

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, описывая ее.

Февраль

«Веселый счет»

Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5.

«Где спрятался зайка?»

Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу.

«Геометрическое лото»

Упражнять детей в определении геометрических фигур, цвета и величины.

«Подбери по контуру» («Танграм», Волшебный круг»)

Закреплять знания геометрических фигур, определяя их по контуру.

Март

«Кто в теремочке живет?»

Учить отвечать на вопрос «Сколько?». Счет в пределах 10. Количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5.

«Подбери узор»

Закреплять знания пространственных отношении: на, над, под, слева, справа, вверху, внизу.

«Кто лишний?»

Учить путем сравнения определять какая фигура лишняя. Развитие внимания, памяти, речи.

«Танграм»

Закрепление сенсорных эталонов формы, цвета и величины. Учить складывать фигуры из частей.

Апрель

«Путешествие по магазинам»

Формировать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном счете до 10, количественный состав чисел из двух меньших в пределах 5.

«Найди различия»

Лабиринты

Упражнять детей в определении расположения предметов на, над, под, верх, низ, рядом. Учить находить различия путем сравнения. Развитие внимания, памяти.

«Волшебный круг»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлении, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. Дети овладевают практическими и умственными действиями, направленными на анализ сложной формы и воссоздание ее из частей.

«Математический планшет»

Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, при помощи резиночек.

Май

«Сколько нас?»

Упражнять в различении количественного и порядкового счета в пределах 10. учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

«Электронная муха»

«Смена позиций»

Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

Развитие аналитического мышления, умения планировать свои дальнейший ход.

«Что лишние?»

Закрепить знания свойств геометрических фигур, развивать умение быстро находить нужную фигуру, описывая ее.

«Прозрачный квадрат»

Знакомство с формой, величиной, соотношением целого и части. Развитие памяти, внимания, логического мышления, сенсорных и творческих способностей.

7. Организационно-педагогические условия реализации Программы

Календарный учебный план

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.09.2020 – 31.05.2021

32

1/4/32

28.12.2020 – 09.01.2021

Диагностика проводится в начале и конце года

Материально-технические условия

Перечень материалов и оборудования

  • обучающие настольно-печатные игры по математике;
  • мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
  • геометрические мозаики и головоломки;
  • тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • простой карандаш; набор фломастеров;
  • линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
  • счетный материал;
  • набор цифр;
  • компьютер.

Кадровое обеспечение реализации программы

Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

Список литературы

  • З.А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002г.
  • З.А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997г.
  • В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997г.
  • А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996г.
  • В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
  • Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007г.
  • Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002г.
  • З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»

Актуальность и новизна программыНовизна программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно нескольк...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по знакомству с окружающим миром природы «Мир вокруг нас»

Программа предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих экологическое воспитание. Природа окружает ребенка с ранних лет, ее...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Вокруг света"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокруг света» имеет естественно-научную направленность. В данной программе познавательное развитие детей 5-7 лет осуществляетс...

Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Мир вокруг нас"

Программа  рассчитана на обучение и воспитание детей  в возрасте от 5 до 6 лет. Цель программы:Создание возможностей для удовлетворения познавательного интереса обучающихся, развитие тв...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Мир вокруг нас"

Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения...