Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Куценко Жанна Геннадиевна

Конспект

занятия по математике

в подготовительной к школе группе:

«Нам скоро в школу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по математике

в подготовительной к школе группе:

«Нам скоро в школу»

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

 Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе – это, прежде всего мотивационная, интеллектуальная, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний.

Мотивационная и психологическая готовность – это наличие у детей желания учиться. Она является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. У ребёнка должно быть желание стать школьником, и выполнять серьёзную деятельность. 

Интеллектуальная готовность – ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы и пр.)[1]

Волевая готовность требуется для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. 

В старшем дошкольном возрасте, к 7 годам у ребенка начинают формироваться умения, которые необходимы ему для дальнейшего обучения в школе, и именно поэтому возраст 7 лет считают идеальным для начала школьного обучения.

Однако, есть дети, процесс развития которых происходит медленнее и сложнее, чем у сверстников. Оказавшись в новой социальной ситуации (в школе), эти дети испытывают трудности в освоении знаний, трудности с социализацией в группе, и, как следствие, трудности с контролем собственного поведения.

Диагностика готовности к школьному обучению помогает:

  • выявить уровень готовности ребенка к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов;
  • по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
  • спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей

Программное содержание:

1.Закрепить:

  • знание геометрических фигур: круг, овал, квадрат, прямоугольник – их  некоторые свойства (углы и стороны);
  • знание чисел в пределах 10;
  • знание цифр от 0 до 9;
  • повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 10
  • закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в крупную клетку.

2. Развивать логическое мышление, внимание,  глазомер, память.

3. Воспитывать умение общаться в процессе работы;   формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;  воспитывать желание помогать Буратино.

Предварительная работа:

Чтение сказки « Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого.

Словарная работа: активизация словаря – Мальвина, Буратино, А.Толстой.

Демонстрационный материал: магнитная доска, фигурки сказочных персонажей (плоских) – Мальвина, Буратино, геометрические фигуры,  цифры от 0 до 9, ТСО, мяч.

Раздаточный материл: листы А4, индивидуальные карточки с заданием, цветные  карандаши, карточки с цифрами от 1 до 9.

Организация и методика проведения занятия.

Дети стоят полукругом.

 Воспитатель:

Ребята, сегодня, когда вы ещё не пришли в детский садик, к нам в группу пришли сказочные герои – Мальвина и Буратино. Они пришли из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Толстого.

Из сказки мы знаем, что Мальвина занимается воспитанием и обучением Буратино. Но Буратино не любит заниматься с Мальвиной, все задания ему даются с большим трудом. И вот поэтому, сегодня Мальвина привела его к нам в группу, чтобы показать, как вы занимаетесь. Буратино тоже вместе с нами будет заниматься, а мы будем ему помогать.

Вы согласны?

Дети:

Да

Воспитатель:

А теперь проходите и присаживайтесь за столы.

Часть 1.

Коллективная работа.

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, вслед за Мальвиной и Буратино к нам в гости пришли весёлые человечки. Мальвина узнала своих знакомых, а Буратино не узнал.

Подскажите ему, что это за человечки?

Дети:

Это геометрические фигуры.

Воспитатель:

Назовите их по именам.

Дети:

Круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Воспитатель:

Какие из них катятся и почему?

Дети:

Круг, овал катятся, потому что у них нет углов.

Воспитатель:

А, какие не катятся и почему?

Дети:

Квадрат, прямоугольник, треугольник не катятся, потому что у  них есть углы.  

Воспитатель:

Сколько у них углов? (ответы детей)

Сколько сторон у этих фигур? (ответы детей)

Правильно, все эти человечка – геометрические фигуры и они принесли для вас задание.

Часть 2.

Самостоятельная работа.

Возьмите карточку с геометрическими фигурами. Найдите три одинаковые фигуры и раскрасьте их красным карандашом. А теперь,  проверьте друг у друга. Проверьте по моему образцу.

Почему вы раскрасили именно эти фигуры? (ответы детей).

Молодцы!

Мальвина довольна, что вы знаете геометрические фигуры и помогли Буратино их узнать.

Часть 3.

Коллективная работа.

Воспитатель:

А теперь посмотрите на стол (расставляю  игрушки). Буратино перед тем, как к вам придти захотел поиграть с игрушками и разбросал их по комнате. Он не успел убрать игрушки на место. Поможем Буратино расставить и посчитать игрушки. Посчитайте их. (1игрушка, 2игрушки и  т.д.)Сколько всего игрушек?

Дети:

Всего 10 игрушек.

Воспитатель:

Какая игрушка стоит на втором по счёту месте?

Какая игрушка стоит на седьмом месте?

Мишка, на каком по счёту месте? и т. д.

Пирамидка на каком по счёту месте? и т. д.

Молодцы! Буратино благодарит вас, ему очень понравились ваши игрушки и что вы помогли навести ему порядок. Буратино предлагает вам поиграть.

Физкульт-минутка:  

«Считай, делай»

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас.

Сколько елочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз поднимем руки.

(На доске у воспитателя семь бабочек, пять ёлочек)  

1.

2.

А теперь игра с мячом. 

«Кто знает – пусть дальше считает!» (педагог бросает мяч ребёнку и называет число; ребёнок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше).

А теперь «Назови соседей» (начинает воспитатель, бросает мяч и говорит: «Назови число между числами пять и семь»; ребёнок отвечает, и сам задаёт вопрос). Игра проходит в быстром темпе.

Хорошо вы считали, да и отдохнули и  Буратино многому научился. А теперь присаживайтесь за столы.

Часть 5.

Самостоятельная работа.

Воспитатель:

А теперь Мальвина для вас приготовила карточки с цифрами от 1 до 9. Найдите и покажите соседей цифры 5. Почему вы взяли цифры 4 и 6?

Дети:

4 меньше 5 на 1, а 6 больше 5 на 1; и  т.д.

Воспитатель:

Самостоятельная работа.

«Слуховой диктант»

Буратино очень любит рисовать. И Мальвина попросила его нарисовать для неё картину, но у него ничего не получилось.

И он просит вашей помощи. Поможете ему?

Какую картину надо нарисовать, Мальвина мне рассказала. Возьмите лист бумаги и цветные карандаши.

Надо:

1) В левом верхнем углу  нарисовать треугольник красного цвета.

Где нарисовали треугольник?

2) В правом нижнем углу нарисуйте овал коричневого цвета.

Где нарисовали овал? 

3) В левом нижнем углу нарисуйте квадрат желтого цвета.

Где нарисовали квадрат

4) В правом верхнем углу нарисуйте прямоугольник синего цвета.

Где нарисовали прямоугольник?

5) А в середине круг зеленого цвета?

Где нарисовали круг?

 

Проверка: по образцу воспитателя.

Давайте подарим картины Мальвине. Она  очень довольна  вашими картинами

Часть 6.

Тест «Домик» Н.И. Гуткиной представляет собой задание по копированию образца, на котором представлен домик, состоящий из геометрических фигур и элементов прописных букв. Испытуемому понадобится стимульный материал, то есть образец рисунка, лист нелинованной бумаги и простой карандаш. Ластик и иные средства для корректирования работы испытуемому не предоставляются. Более того, экспериментатор должен проследить, чтобы ребёнок не пользовался ими самовольно. При необходимости исправить что-то в рисунке тестируемому предлагается нарисовать правильный вариант поверх неправильного.

Перед началом теста испытуемого необходимо проинструктировать, рассказав, что его задача состоит в том, чтобы как можно точнее скопировать приведённый образец. Стоит посоветовать ребёнку не торопиться и выполнять задание очень внимательно. После оглашения условий диагностики организатору тестирования следует убедиться, что ребёнок всё понял, и дать старт к началу его работы. По ходу выполнения испытуемым задания экспериментатор фиксирует: какой рукой он рисует (правой или левой); как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над ним, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное со стимулом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекается ли во время работы; комментирует ли «шедевр» или задаёт вопросы во время рисования; сверяет ли после завершения свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок закончит выполнять задание, экспериментатору нужно дать ему возможность ещё раз сверить результат со стимулом и исправить (при необходимости) имеющиеся недочёты и неточности.

За каждую ошибку в копировании рисунка испытуемому начисляются баллы по следующей схеме (в соответствии с рекомендациями автора методики):

  • 4 балла — за отсутствие какой-либо детали рисунка, как то: забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика. Очки засчитываются за каждую отсутствующую деталь.
  • 3 балла — за увеличение каждой отдельной части рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего изображения.
  • 2 балла — за неправильно повторённый элемент, например: колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую из них, а за всю сторону целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла добавляется за весь неверно скопированный дым и за всю штриховку в целом.
  • Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая сторона, а левая повторена без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; когда же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то ребёнок зарабатывает 4 балла (за каждую часть по 2).
  • Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора плюсуется 1 балл. То же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: когда только одна часть колечек срисована правильно, дым оценивается 1 баллом; если лишь одна сторона штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся она оценивается 1 баллом.
  • 1 балл — за неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. К ошибкам этого рода относятся: рисование забора не на общей с основанием домика линии, а выше её (домик как бы висит в воздухе) или ниже; смещение трубы к левому углу крыши; существенный сдвиг окна в какую-либо сторону от центра; дым более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует ширине домика, а не превышает её (на образце крыша нависает над домиком).
  • 1 балл — за отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления. Сюда относится перекос линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» палочек забора; изменение угла наклона боковых границ крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение основания забора от горизонтальной линии.
  • 1 балл — за разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (оценивается каждый в отдельности). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до границ крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную палочку.
  • 1 балл — за залезание контуров друг на друга. В случае линий штриховки на крыше 1 очко засчитывается за весь элемент в целом, а не за каждую неверную палочку.

Поскольку баллы начисляются в тесте за ошибки в копировании образца, то отличным результатом является итог в 0 баллов. 1–2 очка говорят о средней степени развитости произвольного внимания, тогда как 3–4 балла указывают на низкий уровень его развития.

При отсутствии на рисунке испытуемого каких-либо частей, экспериментатор может предложить ему попробовать нарисовать их в виде отдельных фигур по тому же образцу. Это делается для проверки умения воспроизводить такие элементы, как круг, квадрат. Отсутствие таковых на рисунке может быть связано с простым неумением изображать их, а не со степенью развития произвольного внимания.

При обработке результатов экспериментатор должен принимать во внимание возраст испытуемых. Дошкольники практически не выполняют тест без ошибок. Дело в том, что области мозга, отвечающие за сенсомоторную координацию, у них ещё недостаточно созрели, чтобы безошибочно скопировать предложенный образец. Поэтому, например, 3–4 балла будут для ребёнка 5 лет нормой. В то время как даже 1 балл по результатам теста у испытуемого 10 лет может говорить о некотором отставании (нарушениях пространственной ориентации, избирательного внимания, произвольности), а также о снижении учебной мотивации. В случае неудовлетворительного итога ребёнку потребуется посетить психолога, который выстроит для него коррекционную программу.

Заключительная.

Воспитатель:

Нашим гостям пора возвращаться в сказку.  Скажите, чем мы занимались на занятии? Кому  помогали?

Наши сказочные герои благодарят вас за занятие, им очень понравилось, как вы занимались.  Мальвина и Буратино пришли к нам с подарком. Они дарят вам музыкальный подарок- песню  «Буратино».

Звучит песня.

Литература:

  1. Н. А. Арапова-Пискарёва  «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва 2009.
  2. Метлина Л.С. «Занятия в детском саду» М, Просвещение 1985.
  3.  В.П. Новикова. «Математика в детском саду» М. Мозаика- Синтез 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания с презентацией в подготовительной к школе группе. Тема: «Скоро в школу».

Родительское собрание познакомит с критериями готовности ребенка к школе....

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе по ФГОС ДО: Тема: «СТРАНА МАТЕМАТИКА»

Конспект занятия по математике в подготовительной к школегруппе по ФГОС ДО: Тема: «СТРАНА МАТЕМАТИКА» Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, кот...

конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»

конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Задания от Королевы Математики»

Цель: Обобщить полученные знания за учебный год по ФЭМП.Задачи:Продолжаем учить детей ориентироваться в названиях месяцев года, знать последовательность дней недели.Упражнять детей в прямом и об...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе "Путешествие в королевство математики"

Математика очень нужная наукаБез математики, друзья, никак нам не прожить.Ничто не сможем посчитать и цифры не сравнить.Нам математика дана уж много сотен лет.Ведь даже мамонтов считал древнейший чело...

Занятие в подготовительной к школе группе №4 «Скоро в школу мы идём»

данный материал подготовлен для воспитателей подготовительной к школе группы как итоговое занятие для определения готовности детей к школе...