Технология по ФЭМП
учебно-методический материал по математике

Ольга Анатольевна Кузнецова

Технология по ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_femp.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технология по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

(Технология базируется на методиках Помораевой И.А, Позиной В.А, Новиковой В.П.)

   На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается в дошкольной педагогике как некое дополнение к основной задаче - развитию игровой деятельности.

Цель использования технологии.

  • Повысить интерес к математике.
  • Формирование умственных способностей и математических представлений, умение мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости
  • Развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;
  • Формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности;
  •  Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).

Актуальность.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. В этих условиях я считаю, что систему развивающего обучения математики необходимо направлять не на количественное накопление ребенком фактов, способов действий, воспринятых «на память», а на формирование и развитие собственной деятельности с передвигаемым математическим материалом. Важно, чтобы с первых же шагов в математике ребенок имел возможность видеть и понимать, что здесь из чего вытекает, и накапливать опыт управления предполагаемой ситуации, опыт её анализа, изменения исследования. Только в этом случае у ребенка будет формироваться произвольная осознаваемая мотивация познавательной деятельности, которая является основой для построения в перспективе произвольной осознаваемой учебной деятельности школьника. Незаметное для многих, но очень важное превращение детского сада в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) породило целый ряд как теоретических, так и практических проблем методического характера. Одной из важнейших в этом ряду является проблема преемственности между дошкольным и начальным звеньями. Актуальность вопроса связана с нарушениями преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

        Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.   Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному преобразованию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

Описание порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности.

Этапы:

  • постановка цели;
  • создание пространственной среды (математического уголка);
  • организация деятельности - проведение НОД (фронтальных, индивидуальных), досугов, КВНов, разрешение проблемно - поисковых ситуаций;
  • совместная работа с родителями, игровая деятельность, индивидуальная работа. 
  • выводы.

       В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство. Все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Поэтому очень важно развивать умственные и интеллектуальные, творческие способности детей, которые позволяют легко освоить новое.

        Одной из приоритетных задач умственного воспитания дошкольников считаю развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

             Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид геометрических фигур, и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качество предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», дети определяют предмет по одному из признаков.

Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей.

      Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения. В связи с этим я постоянно использую в своей работе дидактические игры, создаю развивающую, образовательную среду, способствующую развитию интеллектуальных и личностно-деятельных способностей.

Результат использования технологии.

Получены следующие результаты:

● повысился интерес к элементарным математическим представлениям у родителей и воспитанников;

● развитие мыслительных и познавательных способностей детей;

  •  происходит формирование системы элементарных математических   представлений, предпосылок математического мышления, сенсорных процессов и способностей.
  •  сформированы начальные формы учебной деятельности у дошкольников.

Результат реализации технологии.

Средняя группа 2020-2021              Средняя группа 2017-2018

Начало года       конец года             Начало года        конец года

высокий 11%         39%                    высокий 9%            42%

средний 54%         48%                     средний 55%          44%

низкий 35%            13%                    низкий 36%            14%

Старшая группа 2018 – 2019              Подготовительная группа 2019 - 2020

Начало года        конец года               начало года             конец года

высокий 17%     46%                           высокий   42%          86%

средний 54%      38%                           средний    49%          11%

низкий    29%     16%                           низкий      9%            3%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «Зима»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «Зима»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе кратковременного пребывания с использованием образовательных технологий по ФЭМП на тему: «День рождения»

ФЭМП на тему: «День рождения». Интегрируемые образовательные области: развитие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое. Программные задачи:...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием игровых технологий по ФЭМП в старшей группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи «Поможем Снегурочке расколдовать елку»

Цель: посредством использования игровых технологий в образовательном процессе формировать у дошкольников элементарные математические представления.Задачи:·...

Обмен опытом на тему: «Использование инновационных технологий по ФЭМП в организации РОД»

Данный материал может быть  полезен , как для воспитателей, так и для родителей,для занятий дома....

Инновационная технология по ФЭМП "Дары Фрёбеля"

Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемую «десяти дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, которую Фрёбель называл языком ребенк...

35 ПВО "Технология формирования ФЭМП"

ВПО Технология формирования...

Семинар по теме: "Современные технологии по ФЭМП"

В своей статье я раскрыла современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, которые применяю как в непосредственно образовательной деятельно...