Дидактические игры, направленные на обучение детей порядковому и количественному счету
учебно-методическое пособие по математике

Наталья Васильевна Падауц

 Дидактические игры, направленные на обучение детей порядковому и количественному счету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Падауц Наталья Васильевна

Приложение № 3  

Дидактические игры, направленные на обучение детей порядковому и количественному счету

                               

«Не смотри»

Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелких

предметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открывают

глаза, проверяют количество собранных предметов.

Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого их

больше или меньше 5, вновь рассыпают предметы

по столу.

Игра заканчивается тогда, когда собраны все

предметы. Можно проверить, кто набрал больше. Для

этого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и все

считают и сравнивают количество рядов.

 «Считай дальше»

Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.

Ход игры: Взрослый бросает мяч и называет любое число от 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт от названного числа и бросает мяч обратно.

Основное правило: не называть число уже названное ведущим.

 «Кто больше»

Цель: Закрепить умение детей отсчитывать в определённое

количество предметов.

Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек.. Играющие

договариваются выкладывать из палочек

любые фигуры. Основное правило: каждую фигуру

выкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени

2 – 3 мин.

проверяют, кто сколько фигур успел выложить и

определить победителя.

«Который ушёл»

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложить детям построить лесенку из 4 – х

ступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке.

Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнок

отворачивается, взрослый убирает одну игрушку.

Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счёту

игрушки не стало.

«Поручение»

Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы по

названному числу, называть числительное, согласуя

с существительным.

Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число.

Ребёнок приносит такое же количество игрушек и

называет их.

Затем число называет ребёнок, поручение выполняет

 взрослый.

Взрослому нужно время от времени ошибаться, но не

Более чем на 1. За каждое правильно выполненное

поручение играющий получает фишку.

«НЕ СОБЬЮСЬ» 

Воспитатель вызывает одного из играющих и задает ему такой вопрос:

- До какого числа ты умеешь считать?  До тридцати сумеешь?

- Сумею.

- Ну что ж, начинай, но только с одним условием, Число «три» ты называть не должен, и все числа, которые делятся на «три» (6, 9, 12 и т. д.), тоже называть не должен, и те числа, в которые входит «три» (13, 23), тоже называть не нужно. Вместо этих чисел ты всегда должен говорить: «Не собьюсь!» Понятно? Начинай!

Играющий начинает. Считать нужно отчетливо и громко.

- Один. Два. Не собьюсь! Четыре. Пять. Не собьюсь! Семь, восемь. Не соьюсь! Десять. Одиннадцать, Не собьюсь! Тринадцать...

Играющий обнаруживает свою ошибку, сбивается. Руководитель предлагает ему сесть. Вместо него считать выходит кто-либо другой.

Редко кому удается досчитать до тридцати и ни разу не сбиться

«Считай, не ошибись»

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

«Продолжай считать»

Называя какое-нибудь число, взрослый бросает ребенку мяч. Ребенок ловит его, и продолжает считать до десяти возвращая мяч взрослому. Можно предложить считать в обрат ном порядке.

 «Рассеянный художник»

Цель. Развитие наблюдательности. Счет до шести.

Игровой материал. Цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Ход игры. Нужно взять из набора необходимые цифры и исправить ошибки рассеянного художника. Затем надо сосчитать до шести, указывая со ответствующее количество предметов на картинках. Следует спросить: какое количество птиц нельзя показать на картинке? (6)

Начать игру можно так:

«На улице Бассейной

Один художник жил.

И иногда рассеянный

Неделями он был.»

Однажды, нарисовав птиц, он поставил на картинках по рассеянности не те цифры. Возьми из набора нужные цифры и исправь ошибки рассеянного художника. Теперь сосчитай до шести. Какое число птиц не нарисовано на картинке?» Далее можно задать такие вопросы: сколько синиц должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько дятлов должно прилететь, чтобы их стало пять? Сколько орлов должно прилететь, чтобы их стало пять                                «Столько – сколько»

Игра учит сравнивать множества.

Предложите ребенку показать столько пальцев,

• сколько подъездов в доме;

• сколько этажей в доме;

• сколько скамеек около дома

• сколько пуговиц на одежде и т. д.

«Я люблю считать»

          Материал. Песочные часы или таймер, звучащие игрушки (бубен, колокольчики), мягкая игрушка.
          Правила игры. Играющие размещаются сидя на ковре по кругу. В центре круга ставятся песочные часы, которые указывают продолжительность отрезка времени, о котором условились. Договариваются, в каком порядке они будут считать и до какого числа ведется счет. Один ребенок получает игрушку, называет число и передает игрушку соседу, тот называет следующее число и снова передает игрушку. Так игрушка переходит из рук в руки. Дети называют числа до установленного числа, а затем вновь начинают от единицы. Счет продолжается до тех пор, пока не закончится время по песочным часам. Звучит звуковой сигнал. Вводится новое условие, и игра продолжается.
Усложнение игры
Используется счет в пределах десяти, а затем двадцати, прямой и обратныйпорядок счета. Счет ведется не от единицы, а от любого установленного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство обучения детей правилам безопасности

Закрепить знания детей об основных   источниках   опасности,    правилах   поведения    в   экстремальных ситуациях, возможностях ...

Дидактическая игра как средство обучения детей количественному и порядковому счету.

В данной статье описана методика использования дидактических игр при обучении детей количественному и порядковому счету. статья рекомендована молодым специалистам....

Картотека дидактических игр, направленных на обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы

В методической разработке подобраны игры направленные на обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

Дидактические игры, направленные на сближение детей друг с другом

Дидактические игры, направленные на сближение детей друг с другом...