Развитие математических представлений у младших дошкольников
методическая разработка по математике (младшая группа)

Развитие математических представлений у младших дошкольников.

Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе.

Мы считаем, что ребенок уже в дошкольном учреждении должен получать определенный багаж знаний, прочный фундамент к дальнейшему познавательному процессу. Воспитатель, прежде всего, должен работать над закреплением и пониманием использования в речи понятий, передающих пространственное отношение (слева, справа, вверху, внизу), основных математических категорий (больше, меньше, равно), развитием произвольного внимания и речи при составлении арифметических задач, где следует соблюдать логику, последовательность и правильное грамматическое оформление предложения.

С 2003 года работаю по программе Колесниковой Е.В.  Это программа – первая книга цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы), предназначенная для работы с детьми 3-4 (младшая группа).

Задания в книге группируются по разделам:

1.Количество и счет;

2. Величина;

3. Геометрические фигуры;

4. Ориентировка во времени;

5. Ориентировка в пространстве;

6. Логические задачи;

Проведение непостредственно образовательной деятельности  по данному пособию предлагает работу с подгруппами из 6-8 детей. Задания небольшие по объему, чтобы ребенок мог успешно справляться с ними. Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное – оценить правильность выполнения задания, а также самостоятельно  исправить ошибки.

Данная программа нас импонирует тем, что в ней ведется ознакомление маленьких детей с математичекими представлениями в простой доступной для них форме. Здесь представлен более эмоциональный материал, чем у Петерсона. В этой программе имеются весёлые содержательные стихи, загадки, игры и забавные упражнения, вызывающие интерес младших дошкольников.

В программе даны ориентировка во времени (осень, зима, лето, весна, части суток – утро, день, вечер, ночь), ориентировка в пространстве (слева, справа, на, под, наверху), ознакомление с величиной (большой, маленький, больше, меньше и т.д.), ознакомление с геометрическими фигурами (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник), телами (шар, цилиндр, куб), количество и счет до 5, понятия 1 и много, сравнение чисел (например, 4 и 5), и самое главное, в ней есть логические задачи для маленьких детей, что способствует умственному развитию.

По скольку мы работаем, в национальном (якутском) детском саду, перевели  и по своему обработали эту программу, чтобы она была более доступной и понятной якутским детям. Нами переведены на якутский язык все стихи, загадки, игры и упражнения. Для наглядности  и привлечения общего интереса к непосредственной образовательной деятельности мы отсканировалди все иллюстрации  и спомощью прграммы PowerPoint сделали электронную игру. При их использовании  у детей появляется эмоциональный, позитивный настрой, все наперевой хотят поиграть в эту игру, особенно детей интересует решение логических задач.

Формирование математических представлений у дошкольников следует начинать с младшей группы детского сада. В этом возрасте дети более восприимчивы и очень хорошо усваивают информацию. Развитие математических способностей младших дошкольников способствует подготовке к более сложным  задачам, успешной адаптации в школе:

а) формирует запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения.

б) способствуют овладению детей мыслительными операциями;

в) формируют умение планировать учебную деятельность и осуществляеть самоконтроль и самооценку;

г) развивает способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

д) учит овладению навыками речевого общения;

е) развивает мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математических представлений у младших дошкольников.

Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение для успешной подготовки дошкольников к обучению в школе.

Мы считаем, что ребенок уже в дошкольном учреждении должен получать определенный багаж знаний, прочный фундамент к дальнейшему познавательному процессу. Воспитатель, прежде всего, должен работать над закреплением и пониманием использования в речи понятий, передающих пространственное отношение (слева, справа, вверху, внизу), основных математических категорий (больше, меньше, равно), развитием произвольного внимания и речи при составлении арифметических задач, где следует соблюдать логику, последовательность и правильное грамматическое оформление предложения.

С 2003 года работаю по программе Колесниковой Е.В.  Это программа – первая книга цикла «Математические ступеньки» (из опыта работы), предназначенная для работы с детьми 3-4 (младшая группа).

Задания в книге группируются по разделам:

1.Количество и счет;

2. Величина;

3. Геометрические фигуры;

4. Ориентировка во времени;

5. Ориентировка в пространстве;

6. Логические задачи;

Проведение непостредственно образовательной деятельности  по данному пособию предлагает работу с подгруппами из 6-8 детей. Задания небольшие по объему, чтобы ребенок мог успешно справляться с ними. Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное – оценить правильность выполнения задания, а также самостоятельно  исправить ошибки.

Данная программа нас импонирует тем, что в ней ведется ознакомление маленьких детей с математичекими представлениями в простой доступной для них форме. Здесь представлен более эмоциональный материал, чем у Петерсона. В этой программе имеются весёлые содержательные стихи, загадки, игры и забавные упражнения, вызывающие интерес младших дошкольников.

В программе даны ориентировка во времени (осень, зима, лето, весна, части суток – утро, день, вечер, ночь), ориентировка в пространстве (слева, справа, на, под, наверху), ознакомление с величиной (большой, маленький, больше, меньше и т.д.), ознакомление с геометрическими фигурами (круг, квадрат,треугольник, прямоугольник), телами (шар, цилиндр, куб), количество и счет до 5, понятия 1 и много, сравнение чисел (например, 4 и 5), и самое главное, в ней есть логические задачи для маленьких детей, что способствует умственному развитию.

По скольку мы работаем, в национальном (якутском) детском саду, перевели  и по своему обработали эту программу, чтобы она была более доступной и понятной якутским детям. Нами переведены на якутский язык все стихи, загадки, игры и упражнения. Для наглядности  и привлечения общего интереса к непосредственной образовательной деятельности мы отсканировалди все иллюстрации  и спомощью прграммы PowerPoint сделали электронную игру. При их использовании  у детей появляется эмоциональный, позитивный настрой, все наперевой хотят поиграть в эту игру, особенно детей интересует решение логических задач.

Формирование математических представлений у дошкольников следует начинать с младшей группы детского сада. В этом возрасте дети более восприимчивы и очень хорошо усваивают информацию. Развитие математических способностей младших дошкольников способствует подготовке к более сложным  задачам, успешной адаптации в школе:

а) формирует запас знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения.

б) способствуют овладению детей мыслительными операциями;

в) формируют умение планировать учебную деятельность и осуществляеть самоконтроль и самооценку;

г) развивает способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

д) учит овладению навыками речевого общения;

е) развивает мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые фольклорные жанры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников

Обучению дошкольников началам математики  в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,...

Конспект НОД Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников «Незнайка и его друзья»

Конспект НОДФормирование элементарных математических представлений у младших дошкольников«Незнайка и его друзья»...

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников

Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...

Развивающая игра как средство формирования математических представлений у младших дошкольников.

Развивающая  игра  "Выкладывание  ёлочки  из  треугольников"  Млодшщая группаЦель:  Развивать  способность  составлять  изображение  из...

«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .

Особенности развития математических представлений у младших дошкольников....

Развитие элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством занимательных игр и упражнений.

В статье описана связь игровой и познавательной деятельности дошкольников, а также приведены примеры различных игровых упражнений и игр, направленных на формирование и развитие элементарных математиче...

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»

Перспективное планирование на тему: «Развитие математических представлений у младших дошкольников с помощью игровой деятельности»МесяцТемаЗадачиМетоды игровой деятельностиСентябрь&la...