Проект "Путешествие дошкольников во времени"
проект по математике (подготовительная группа)

Богомолова Надежда Петровна

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_vremeni.docx197.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурановская основная общеобразовательная школа»

дошкольная группа

ПРОЕКТ

M:\ТРИЗ\На баллы\scale_1200.jpg

«Путешествие дошкольников во времени»

Разработала:

воспитатель

 Богомолова Н.П.

п. Бурановка

2020г.

Характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: групповой

Реализация проекта: проект рассчитан на 5 месяцев: с ноября 2020 г. по март 2021г.

Этапы проекта:

  • Подготовительный этап: ноябрь
  • Основной этап: декабрь 2020 – февраль 2021
  • Заключительный этап: март 2021г

Исполнители:

  • дети;
  • воспитатель;
  • родители.

Актуальность

     Употреби текущее время так, чтобы в старости, не корить себя за молодость, прожитую зря.  

   Джованни Боккаччо

Время (наравне с пространством) является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени проявляется во множестве своих частных характеристик и происходит, во-первых: на основе опыта при ориентации ребенка во времени с момента рождения по мере развития его : движений, речи, знакомства с окружающим миром, а во-вторых: на основе присвоения культурных образцов социального взаимодействия, усвоения лексики и грамматики языка, соотношения мер и величин и т.д.

Особенности времени: текучесть (нельзя остановить); необратимость (нельзя повернуть вспять); непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы); отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей). Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе. Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. Овладение мерами времени и их применение дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Современные условия труда и жизни требуют от человека умения чувствовать время, рационально использовать его. В свою очередь развитое чувство времени (умение определять временные интервалы без часов) побуждает человека быть организованным, собранным, точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Оно является регулятором жизни и учебной деятельности. В процессе обучения в школе нет ни одного вида деятельности детей, в котором временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к моменту поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время. Дети 1 класса должны научиться не опаздывать на уроки, начинать вовремя приготовление уроков дома и т.д. Ко всем этим требованиям, которые предъявляет ребенку школа, надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей «чувство времени», создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

В подготовительной к школе группе в работе с детьми необходимо, в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе Ориентировка во времени: уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

Цель и задачи проекта

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать представление о времени.
  • Развивать навыки использования в речи слов обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, сутки, названия частей суток: час, минута).
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.

Обучающие:

  • Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».
  • Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
  • Научить отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитывающие:

  • Воспитывать желание «беречь» время.
  • Воспитывать умение работать в парах, группах.
  • Воспитывать в детях самостоятельность и дисциплинированность.
  • Воспитывать познавательный интерес к математике.

Формы, методы и приёмы

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
  • подбор методической литературы для реализации проекта (книги, журналы, статьи и т. п.);
  • диагностика уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП, раздела «Ориентировка во времени»;
  • составление календарного плана;
  • организация предметно-развивающей среды по данной теме;
  • составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • разработка конспектов занятий поданной теме;
  • подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
  • чтение и заучивание стихов, сказок, разгадывание загадок о временных понятиях;
  • разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели»;
  • выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;
  • индивидуальные беседы с детьми по данной теме;
  • анкетирование родителей на тему: «Осведомленность родителей о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»;
  • открытое занятие для родителей на тему: «Что мы знаем о времени» ;
  • консультации для родителей: «Развитие временных представлений у дошкольников подготовительной к школе группы», « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности»;
  • создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать»;
  • создание методического пособия «Пирамидка - круглый год»;
  • создание с помощью родителей выставок: «Удивительный мир часов», «Такие разные и нужные календари»;
  • использование в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах:

а) просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев», «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»

б) просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Знакомство с часами», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;

в) прослушивание аудизаписи детских песенок о времени;

г) развивающие игры: «Как научить ребенка Временам года?», «Календарь»;

д) рисование на тему: «Часы», «Утро», «Что я делал вчера?», «Времена года»;

е) опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Синоптик».

  • итоговая викторина для детей «Когда это бывает?»;
  • публикации на сайте детского сада (консультации для родителей), в интернет-сайтах для педагогов (методических разработок, конспектов, дидактических игр);
  • создание презентации по результатам проекта.

Содержание проекта

С целью эффективного формирования восприятия временных интервалов и умения ориентироваться во времени детей я использовала различные методы:

  • наглядные (показ: иллюстраций, презентаций, мультфильмов, макетов часов, организация выставок, и т.д.);
  • словесные (чтение сказок, отгадывание загадок, заучивание стихов);
  • практические (игры, упражнения, опыты);
  • игровые (игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые).

формы:

  • занятия по образовательной области «Познавательное развитие»;
  • беседы;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • работа с родителями (анкетирование, консультации, открытое занятие и т.д.).

Подготовительный этап:

Ноябрь

1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме;

- поиск адекватных учебной задаче действий;

-принятие учебной задачи;

-разработка содержания проекта " Путешествие дошкольника во времени ";

-составление календарного плана;

- подбор и составление картотеки дидактических игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

-подбор и составление картотеки стихов и загадок игр по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- организация предметно-развивающей среды по данной теме.

2.Диагностика уровня развития детей по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП, раздела «Ориентировка во времени»;

-знакомство детей с уголком времени;

-разучивание комплекса упражнений для детей «Дни недели».

3. Анкетирование родителей на тему: «Осведомленность родителей о формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Основной этап:

Декабрь

1.Создание методического пособия «Пирамидка - круглый год».

2.Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года»;

  • чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»;
  • игры: «Лови, бросай времена года называй», «Живая неделя»;
  • знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов;
  • заучивание стихотворения С. Баруздина «Часы»;
  • просмотр презентаций: «Презентация для детей в стихах. Календарь, дни недели», «Презентация для детей «Учим явления природы», «Презентация для детей «Знакомство с часами»;
  • просмотр мультфильмов: «Сказка о потерянном времени», «Профессор Почемучкин», «Уроки тетушки Совы-времена года»;
  • занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «Письмо от Лунтика. Ориентировка во времени»;
  • занятие по образовательной области «Познавательное развитие», «В мире часов – это интересно»;
  • инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, полчаса и за 1 минуту). Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории;
  • инд. работа с детьми - интерактивные игры «День Барона» — научиться находить на часах указанное время.

3.Консультация для родителей:

  • Консультация для родителей  «О временных представлениях у детей дошкольного возраста»
  • создание с помощью родителей выставки: «Удивительный мир часов».

4.Самостоятельная деятельность детей, осуществляемая в режимных моментах в уголке времени;

  • сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»;
  • рисование на тему: «Утро», «Что я делал вчера?».

Январь -февраль

1. Создание папки-передвижки «Что такое время? Как помочь ребенку его познать».

2.Работа с календарями природы.

Закрепить понятия о временах года;

-чтение сказки В.И.Даль «Старик-годовик»- поможет установить зависимость между временными эталонами: год, месяц, неделя, сутки;

-игра «Заяц, заяц сколько время»;

-индивидуальная работа с детьми (развивающая игра «Календарь»);

-опытно-экспериментальная деятельность. Эксперименты: «Наблюдаем за погодой», «Опыт с часами»;

-заучивание стихотворения Б.Заходера «Муха-чистюха»;

-просмотр презентаций: «Презентация для детей. «7 дней в неделю», «Презентация для детей «Почему происходит смена времен года?», «Презентация для детей «Что мы знаем о часах»;

-прослушивание аудизаписи детских песенок о времени.

-просмотр мультфильмов: «Дни недели для детей. Мишка и дни недели», «Времена года-названия месяцев», «Смешарики. Учим времена года и суток;

-занятие по образовательной области «Познавательное развитие»-

«Календарь. Ориентировка во времени»;

-инд. работа с детьми - интерактивная игра «Поезд-неделька»- выучить последовательность дней недели и их названия.

3.Создание с участием родителей выставки: «Такие разные и нужные календари»;

-консультация для родителей: « Развитие у детей умения понимать отношения временной последовательности».

4.Дидактические игры: «Детям о времени», «Все о времени», «Распорядок дня», «Магнитные истории. Времена года»;

Рисование на тему: «Часы», «Времена года».

Март

1. Выставка художественной и методической литературы по изучению временных понятий;

- публикации на сайте детского сада (консультации для родителей), в интернет-сайтах для педагогов (методических разработок, конспектов, дидактических игр);

-создание презентации по результатам проекта.

2. Продолжать работу с календарями природы. Закрепить понятия о временах года;

-чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»;

-просмотр мультфильма: «Двенадцать месяцев»;

-итоговая викторина для детей «Когда это бывает?».

3.Открытое занятие для родителей на тему: «Что мы знаем о времени».

4.Дидактические игры: «Детям о времени», «Все о времени», «Распорядок дня», «Магнитные истории. Времена года»;

-сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня»;

-рисование на тему: «Моя семья» - формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.).

 

Список литературы:

  1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
  2. Рихтерман, Т.Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991.
  3. В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997.
  4. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
  5. И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
  6. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 6-7 лет» г. Сыктывкар.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы о пространстве и времени» ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Сиварева Т. Веселые уроки математики: игровые занятия для подготовки к школе. – Минск: Современная школа, 2010.
  9. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 24-29.
  10. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт. Математика до школы. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.1996.
  11. Владимирова Т.В., Хамидуллина Л. А. Путешествия во времени; Занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем. – М.:АРКТИ, 2009.

Результативность

-У воспитанников развито в достаточной мере представление о времени.

-Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.

-Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

-Даны представления об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», «Времен года».

-Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).

-Дети научились отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

-Воспитанно желание «беречь» время.

-Воспитан познавательный интерес к математике.

Оценка эффективности проекта: разработанный проект позволил развить у детей интерес к истории возникновения различных видов часов, календарей, исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение и позволил обобщить знания детей о временных отношениях.

В работу над проектом были привлечены родители воспитанников группы, которые отметили, что благодаря участию в проекте, они узнали много новой и интересной информации, и теперь смогут помочь своим детям закреплять знания о временных представлениях, полученные в детском саду.

Дальнейшая перспектива работы по данной теме.

Необходимо продолжать работу с детьми по формированию временных представлений в строгой последовательности, с использованием разнообразных методов и приемов, различных форм учебно-познавательного процесса.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Презентация по ознакомлению средних дошкольников со временем года «Осень»

Презентация может использоваться для ознакомления детей со временем года осень, а также для закрепления пройденного материала об осени.  Данный материал поможет педагогу расширить знания де...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

формирование у дошкольников пространственно-временных отношений

Статья на тему формирования у  детей дошкольного возраста пространственно-временных отношений...

Консультация "Знакомство дошкольников со временем"

Консультация для педагогов "Знакомство дошкольников со временем"...

Ознакомление дошкольников со временем.

Проект «Знакомим детей со временем» в младшей группе Воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида №65» Воспитатель: Лаврикова Л.В. Слайд 1. Ознакомление детей с частями суток с...

Рекомендации родителям по ознакомлению дошкольников с временами года

даны советы, на что обратить внимание дошкольника при ознакомлении с временами года...