Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Оксана Анатольевна Соколова

Конспект  образовательной деятельности по окружающему миру содержит игры, стихи, задания для познавательного развития и расширению кругозора детей о природном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mir_prirody.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 176

Конспект

образовательной деятельности

по окружающему миру

в старшей группе

на тему:

«Прогулка по весеннему лесу»

Подготовила

воспитатель

 Соколова О. А.

г. Ульяновск

Задачи:
Образовательные:  

  • обобщить представления детей о весне как времени года, ее признаках
  • закрепить названия диких животных и их детенышей
  • закреплять умение распознавать птиц, живущих в лесу, в городе, называть перелетных птиц
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни леса

Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Речевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами
  • активизировать словарь:  перелетные, зимующие, свиристель, линька иголки-хвоинки, лиственный, хвойный, смешанный.

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой весеннего леса
  • вызвать интерес к жизни леса
  • воспитывать желание помочь сохранить природу
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей к комментированию ответов других детей. 

   

Дидактический материал: иллюстрации и картины с изображением весенних пейзажей; предметные картинки по теме «деревья», «птицы»; мяч; аудиозапись звуков птиц, леса; экологическая игра «Правила поведения в лесу».

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений; рисование на тему «Весна пришла», «Весенние деревья»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Отшумела злая вьюга.
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая,
И ручьями слёзы льёт.

- Ребята, о каком времени года это стихотворение? (О весне)

- А почему вы решили, что стихотворение о весне?

Дети: Капли падают, звеня – это капель, а капель бывает только весной.

Весной ночь становятся короче дня.

Только весной тает снеговая баба, и бегут ручьи.

          Ярче светит солнце, день стал длиннее и т.д.

Воспитатель: Вы хотите прогуляться по весеннему лесу? (Да).

Ребята, а как надо вести себя в лесу?

(ответы детей) - В лесу нельзя шуметь, кричать, а то напугаем всех зверей, не надо ломать кустики и ветки деревьев, не надо разбредаться по лесу, а то можете заблудиться в лесу.

Воспитатель: Давайте повторим правила поведения в лесу:

Экологическая игра «Правила поведения в лесу»

Не разоряйте птичьи гнёзда

Дети запомнить должны

И понять:

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Не разоряйте муравейники

Муравьи – лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Не забирай из леса домой животных

Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:  

 

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Не рвите полевые цветы

   

Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты. Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Не ловите бабочек и стрекоз

Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

Не шумите в лесу

У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

Не разжигай костёр в лесу без взрослых

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

Не оставляй мусор в лесу

Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

Не вырывайте кустарники с корнем

 Если встретил землянику,

Куст брусники иль черники –

Нежно ягодки сорви,

А куст – оставь, побереги.

Воспитатель: Молодцы, ребята!  Ну что ж, нам пора отправляться в лес!

Проводится «Веселая разминка"

Дружно в круг все соберемся,

И похлопаем в ладошки,

Покачаем головой,

А теперь присядем,

Травушку погладим.

И обратно встанем,

Облачко погладим.

(поднимаются, руки вверх)

Я иду, и ты идешь.

(Ходьба по кругу)

Я бегу, и ты бежишь.

(Бег по кругу)

Мы идем, мы идем,

(Ходьба на месте)

Очень дружно мы живем

Воспитатель: Вот мы и оказались в весеннем лесу.

      Ребята, посмотрите, как меняется лес весной! Снега в лесу было много и он начинает таять, заливая все вокруг. Появляются лужи и проталины. Начинают просыпаться от зимнего сна деревья. Наконец на деревьях начинают набухать почки. Вот белыми пуховками украсилась верба.

Ребята, а какие еще деревья растут в лесу?

Дети: береза, дуб, осина, ель, сосна, клен, липа.

Воспитатель: Какое дерево в лесу зимой и летом одним цветом?

Дети: Елка, сосна.

Воспитатель: А что растет на веточках ели и сосны вместо листьев?

Дети: Иголки – хвоинки.

Воспитатель: А как называют эти деревья?

Дети: Хвойные.

Воспитатель: посмотрите на этот лес (показывает картинку). Здесь растут одни сосны и ели, как мы называем такой лес?

Дети: Хвойный.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Леса бывают разные. В лесу, где растут только деревья, ветки которых покрыты листьями называют…..

Дети: Лиственными

Воспитатель: А бывают леса, где встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные.

Как они называются?

Дети: Смешанные.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как же животные в лесу встречают весну?

Дети: медведь, барсук, ёж.

Воспитатель: А  какие животные еще живут  в лесу?

Дети: Волк, Лиса, Заяц, Белка, Кабан, Лось.

Воспитатель: Действительно, ребята, в лесу живет много животных. А как их называют?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Какие животные меняют свою шерстку осенью и весной на другую? Для чего они это делают?

Дети: заяц, белка. Они линяют перед зимой и весной, чтобы им легче было прятаться от врагов (волка, лисы).

Воспитатель: А чем питается заяц? Белка? Еж? Лиса? Медведь?

Воспитатель: Весной и летом  у многих животных появляются детеныши.

Давайте поиграем в игру …….

Игра «Назови детеныша»

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, продолжим наш путь.

Физ. минутка «Здравствуй лес»

Здравствуй, лес, прекрасный лес  (Широко развести руки в стороны  
Полный сказок и чудес!  (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  
Ты о чем шумишь листвою  (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо-налево) 
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.  (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)  
Ты же видишь – Мы свои  (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)  

Воспитатель: В лесу очень красиво и интересно, здесь живет много диких животных и птиц. А какие птицы живут в лесу?

Дети: Дятел, сова, кукушка, соловей, зяблик, синица, скворец, ворона, сорока, снегирь, свиристель.

Воспитатель: А чем питаются птицы в лесу?

Дети: насекомыми, различными плодами кустарников, ягодами.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите картинки, скажите есть ли среди этих птиц перелетные?

Дети: кукушка, соловей, зяблик,  скворец, свиристель.

Воспитатель: А зимующие?

Дети: дятел, сова, синица, снегирь, ворона, сорока.

Воспитатель: Какие птицы зимуют с нами в городе?

Дети: воробей, голубь, ворона, снегири, синица.

Воспитатель: а как мы помогаем птицам зимой?

Дети: Вешаем кормушки, подкармливаем семечками, зернами, хлебом.

Воспитатель: Наступила весна. Какие птицы первыми возвращаются с юга?

Дети: Грачи.

Игра « Перелетные – зимующие»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать пение и звуки лесных птиц, а вы угадаете их.

«Пение и звуки лесных птиц»

Воспитатель: Молодцы! В лесу действительно очень красиво  и интересно. Лес дает животным и людям кислород – чистый воздух, который нам необходим для дыхания. В лесу мы можем отдыхать и наслаждаться пением птиц, любоваться красотой деревьев и цветов. Вам понравилось в лесу? (Да).  Но нам пора возвращаться домой:

Ребенок:

Мы ходили на прогулку в дальний лес.

Видимо-невидимо там чудес!

Мы видали ежика, муравья,

Повстречали белочку  у ручья.

Разбудили мишку, сонного ото сна.

Серого зайчишку радует весна!

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близиться – нам домой пора!

Воспитатель: Лес – это замечательное природное богатство. И мы должны беречь его.

Чтение стихов:

 Ребенок:

 Будем лес любить, оберегать,

 Будем взрослым в этом деле помогать:

 Беречь леса, поля и реки

 Чтобы сохранилось все навеки!

                 

 Ребенок:

Лес наш друг!

И не сразу и не вдруг,

Мы узнали – Лес наш друг!

Нет без леса кислорода,

Сникнет сразу вся природа.

Призываю всех вас я:

Каждый кустик берегите,

Без нужды костры не жгите,

Цените каждую травинку

И на листике дождинку.

Сбережём Лес от огня

Для тебя и для меня.

Красота живая – Лес,

Пусть растет он до небес!

 Автор: Н. Филимоненко

Итог образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему:"По стопам Ломоносова"

Материал адресован детям старшего дошкольного возраста.Целями данной работы являются:- ознакомление воспитанников с биографией и основными научными открытиями М. В. Ломоносова;- воспитание чувст...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе компенсирующей направленности группе на тему:«Дары осени. Золотая осень»

Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо окружающему миру в подготовительной группе компенсирующей направленностигруппена тему:                  ...

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе с использованием интеллект - карты «Мой город»

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе с использованием интеллект - карты «Мой город»Программные задачи:1. Упражнять в составлении интеллект -  кар...

Презентация к конспекту образовательно деятельности по окружающему миру в старшей группе на тему: "Животные крайнего Севера"

Непосредственно образовательная деятельность проходит в виде игрового путешествия в Арктику. Использование в качестве наглядного сопровождения презентации усиливает познавательную активность дете...

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: «Дикие животные»

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.Задачи:- расширить знания детей о диких животных средней полосы;- развивать интерес к выполнению заданий, желание получать нов...

Конспект образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе Тема: «Путешествие в Лего-град».

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому на...